Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: ЛИТЕРАТУРА Курс: «Русская литература 20 века.»
11 класс.
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год.
Учитель: Передереева Оксана Юрьевна.
Количество часов: 98 за год; по 3 ч. в неделю.
Плановых контрольных уроков: 4 часа.
Развитие речи – 11ч., классные сочинения-5ч.
Учебник: Под редакцией В.П. Журавлёва. Русская литература XX века. 11
класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.:
Просвещение, 2020 г.
Программа по литературе для 11 класса составлена на основе
примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией Коровиной В.Я.,
2020 г.
2022 г.
М.: Просвещение,
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009
г.№373 (с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от
26.11.2010г.N1241; от 22.09.2011г.N2357; от 18.12.2012г.N1060; от 29 декабря 2014г.
N1643 и от 31 декабря 2015г. N1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373»), на основе следующих
документов:
1.Федеральный закон об образовании от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №
1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
4. САНПиН 2.4.2 №2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2010 года,
регистрационный №189;
4. Учебного плана и календарного графика МБОУ Поповской СОШ на 2022 – 2023
учебный год
В состав УМК входит учебник (Литература. 11 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. /автор-составитель В.П. Журавлев.12-е изд. – М.: «Просвещение», 2009).
Программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы основного
общего и среднего (полного) общего образования по предмету «Литература», примерной
программы по литературе для общеобразовательных учреждений с русским (родным)
языком обучения под редакцией Коровиной В.Я., М.: Просвещение, 2014 г.
2.Место предмета в учебном плане школы
Количество часов, предусмотренных программой, 102ч. за год; по 3 ч. в неделю (34
уч.недели), но, согласно действующему в школе учебному плану на 2022-2023 год,
рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 11
классе предполагается обучение в объёме 98 часов (3 часа в неделю) в связи с
выпадением праздничных дней – 23.02.23. 8.03.23, 1.05.23, 9.05.23 - программа
реализуется за счет уплотнения материала. Темы: «Нравственные проблемы романа
«Печальный детектив» - 1ч. вместо 3ч.; и «Литературный процесс конца 20 – начала
21 вв.» будет изучена за 1 ч.
Для развития патриотического и духовно-нравственного воспитания на уроках
русского языка введен региональный компонент, которому на уроке отводится 15%
рабочего времени.
3. Планируемые результаты освоения учебного курса литературы в 11
классе.
Личностные результаты должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений; русских писателей 19-20
веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно —
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно —
художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других
народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического
вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно —
выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
4. Содержание учебного курса литературы в 11 классе.
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и
проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема
исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к
народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной,
русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных”
проблем бытия.
Литература конца 19 – начала 20 века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм.
Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и
литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская
литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”.
Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических
событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний
шмель».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика
поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы
русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое
дыхание», цикл «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема
угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование
национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви,
связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской
прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика
бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об
истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм
решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей,
поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа
в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема
поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического
идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая
роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социальнофилософская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников.
Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке.
Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе.
Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство
Горького-драматурга. Афористичность языка.
Серебряный век русской поэзии
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения
поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне
литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на
творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа
символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель
нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой
легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф.
К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.
Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в
этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.
Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам
выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение
действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие
революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие
символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к
“прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэтаремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»,
«Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция
в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и
прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового
искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова,
приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык,
неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В.
Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),
«Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии
Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще
раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты.
Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в
творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов,
из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии.
Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие
городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные
мотивы.
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В
ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу
безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной
Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города
в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в
лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема
исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”.
Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции.
Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме.
Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее
основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и
способы ее выражения в поэме.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГГ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко
нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!»,
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция,
пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма,
неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность
строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии,
осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве
Маяковского.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый
дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в
поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись,
сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема
быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа,
музыкальность лирики Есенина.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска
по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и
вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные
образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За
гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до
слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления
Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе
культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…»,
«Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то
истома…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви
и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность
интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в
лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной
трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической
памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции
поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-Х ГГ.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет»,
«Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического
слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность,
судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина
лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя.
Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и
его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа.
Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности
и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и
образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и
тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей
духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы
романа.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира
в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести.
“Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и
стиля писателя.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность
авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского
казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение
гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и
крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.
"Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение
высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл
финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской
литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории.
Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературнохудожественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема.
«Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем
(человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за
свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках
нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы
любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери»,
«Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О
сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий
мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции
в творчестве поэта.
Литература 50-90 годов 20 века
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия
“лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского
национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в
шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки
зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы
ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема
памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты
душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины
родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за
настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что
тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка
традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема
одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная,
воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической
традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее
композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая
раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.
Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный
резонанс, положительные отклики в печати. Современная проза, поэзия.
5. Тематическое планирование
11 класс (96 часов) 3 часа в неделю.
Учебник Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
/под ред. В.П. Журавлева/. В 2-х частях. М., Просвещение, 2016г.
№ п/п
Часы
РК
КР
С
Темы
1/1
1/13
2/13
3/13
4/13
5/13
6/13
7/13
1/4
Введение-1 час
Русская литература в контексте мировой культуры.
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА (13+4рр).
Жизнь и творчество Бунина
Новочеркасские дневники.
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.
Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Своеобразие любви в рассказе «Темные аллеи»
Рассказ «Антоновские яблоки»
А.И. Куприн. «Олеся». Богатство духовного мира
героини, трагичность ее судьбы.
«Да святится имя Твое…» Талант любви в рассказе А.И.
Куприна «Гранатовый браслет»
Проблематика повести Куприна «Поединок»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
РР 1-2. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна
2/4
8/13
9/13
10/13
11/13
12/13
13/13
3/4
4/4
1
М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм
Горького.
Горький на Дону
Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль».
Проблематика и особенности композиции рассказа
«На дне» как социально - философская драма.
Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба
пьесы.
Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне».
Три правды в пьесе «На дне».
Подготовиться к сочинению по М.Горькому.
Сочинение по пьесе «На дне».
Сочинение по пьесе М. Горького.
1
1
1
1
1
1
1
1
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (17+2р.р)
1
1/17
2/17
Серебряный век русской поэзии.
Символизм как литературное направление.
1
3/17
1
4/17
Поэзия В. Брюсова. Слово о поэте.
В.Я. Брюсова проблематика стихов.
Поэзия как волшебство в творчестве К. Бальмонта
5/17
Акмеизм как литературное направление.
1
1
6/17
7/17
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. 1
Ранние стихи Блока.
1
Тема страшного мира в лирике
А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане».
8/17
Поэма А. Блока «Двенадцать». «Слушайте революцию!»
1/2
РР. Сочинение по творчеству А. Блока.
9/17
Кудрявый гений русской поэзии
10/17
11/17
12/17
13/17
Любовная лирика Сергея Есенина.
Тема России в лирике С. Есенина.
Природа родного края в лирике Есенина.
Поэма «Анна Снегина» - одно из выдающихся
произведений русской литературы.
Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство
Маяковского
Маяковский и революция
Своеобразие любовной лирики Маяковского. Громадалюбовь в творчестве В. Маяковского
Сатирическая лирика и драматургия Маяковского.
РР5. Сочинение по творчеству Маяковского.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГГ. 7 ч.
Литературный процесс 20-х гг.
Роман А. Фадеева "Разгром". Особенности жанра и
композиции.
Сатира 20-х гг. (М. Зощенко и А. Аверченко)
Обзор произведений Зощенко М.М.
Жизнь и творчество.
Развитие жанра антиутопии.
Судьба личности в тоталитарном государстве.
Роман Замятина «Мы»
14/17
15/17
16/17
17/17
2/2
1/7
2/7
3/7
4/7
5/7
6/7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Контрольная работа
процесс 1920-х гг.»
1/27
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-Х ГГ. (27+2р.р.)
Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих
поисков.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. «И судим был
каждый по делам своим».
Сатира Булгакова М.А.
Роман «Мастер и Маргарита. История романа. Жанр и
композиция.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита» История
романа.
1
6/27
Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита»
1
7/27
А.П.
5/27
Платонов.
Жизнь
и
теме
1
7/7
2/27
РК
3/27
4/27
по
1
«Литературный
творчество.
1
1
1
1
1
Оставаться 1
8/27
9/27
10/27
11/27
12/27
13/27
14/27
15/27
16/27
17/27
18/27
РК
19/27
человеком!
Характерные черты времени в повести "Котлован"
Время и пространство.
Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
«Мне дали имя при крещении – Анна» Голос поколения.
А.А.Ахматова.
Любовная лирика Ахматовой.
Судьба России и судьба поэта в лирике А. А.
Ахматовой
«Реквием» Особенности жанра и композиции
Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и
памяти.
Поэтический мир М. Цветаевой.
«Если душа родилась крылатой»
Основные мотивы и темы лирики М. Цветаевой.
В. Калинин. Роман «Цыган»
М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. "Донские
рассказы"
Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20/27
РК
Природа в романе Шолохова «Тихий Дон».
21/27
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон».
1
22/27
Проблемы и герои романа.
1
23/27
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе 1
«Тихий Дон».
24/27
РК
25/27
26/27
27/27
1/2
1
1
Трагедия судеб главных героев романа «Тихий Дон»
"В мире, расколотом надвое". Гражданская война в 1
изображении Шолохова
1
Судьба Григория Мелехова
1
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
РР7. Подготовка к домашнему сочинению по роману
«Тихий Дон».
2/2
2/2
1/19
2/19
1
1
Сочинение по роману «Тихий Дон».
1/2
1
ЛИТЕРАТУРА
ПЕРИОДА
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 2 ч.
Проза Великой Отечественной войны.
Поэзия Великой Отечественной войны. Обзор
ВЕЛИКОЙ
1
1
ЛИТЕРАТУРА 50-90 ГГ. 19 ч.
Темы и образы русской литературы 50-90-х гг.
1
«Лейтенантская проза»
1
Особенности психологического изображения в романе
Ю. Бондарева «Горячий снег»
Жизнь и творчество. Лирика Твардовского.
Народный характер поэмы «Василий Теркин». «Теркин
на том свете» - поэма-сказка, поэма-сатира.
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский
характер лирики Б. Пастернака.
Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его
проблематика и художественное своеобразие
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие
раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя.
1
9/19
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
1
10/19
11/19
Анализ повести «Матренин двор».
Сопричастный всему живому. Штрихи к портрету В.П.
Астафьева.
Взаимоотношения человека и природы в сборнике
рассказов «Царь-рыба».
Нравственные проблемы романа «Печальный детектив».
В. Г. Распутин. Жизнь и творчество.
1
1
3/19
4/19
5/19
6/19
7/19
8/19
12/19
13/19
14/19
1
1
1
1
1
1
1
1
15/19
Нравственная проблематика повести
Матерой».
16/19
Нравственное величие русской женщины в повести В. Г. 1
Распутина «Последний срок».
17/19
Сочинение по произведениям В.Г. Распутина.
18/19
«Городская проза» в современной литературе. «Вечные 1
темы» и нравственные проблемы в повести
Ю.
Трифонова «Обмен».
Темы и проблемы современной драматургии. А. 1
Вампилов. Слово о писателе. «Старший сын»
19/19
«Прощание с 1
1
Авторская песня. 6час.
Авторская песня
1
Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Ким. Б. Ахмадулина.
1
5/6
«Возвращенная литература» русского зарубежья.
1
6/6
Проекты по
зарубежья.
1/6
2/6
3/6
4/6
Итого: 98 ч.
возвращенной
литературе
русского 1