Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:
«ИНФОРМАТИКА»
Класс:
8
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель
Козырев Эдуард Васильевич
Количество часов: 34 за год; по 1 ч. в неделю
Учебники:
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС) М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
Информатика. 7-9 классы. Методическое пособие. ФГОС. /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний. 2019 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике –М.: БИНОМ,
Лаборатория знаний, 2019 г.
Настоящая программа разработана на основе «Примерных программ основного общего
образования по информатике (базовый уровень)». Использована авторская программа среднего
общего образования по информатике для базового изучения информатики в 5 классе по учебнику
Босовой Л.Л.
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа Информатика для 8 класса на уровне основного общего образования
опирается на следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
За основу рабочей программы взята программа курса основного образования по информатике,
авторская программы Босовой Л.Л
Рабочая программа курса рассчитана на 34 часа, поскольку на изучение курса в основной школе
отводится 1 час в неделю.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные
связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и
способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является
ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы
(авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов
является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии
обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на
протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в
современной информационно-образовательной среде является необходимым условием
формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда
образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных
и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии,
которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки
зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия
для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На
протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого
предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса
информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий,
овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли
применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к
школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В
процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в
7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и
подростков.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов
деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной
деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской
деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению
образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмет а
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией,
биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем
как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и
способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть
современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего
профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том
числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в
обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений
организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную
позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении
фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии
алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого
курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики,
который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике
в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня,
в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к
концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего
обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические
навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики
основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся,
дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение информатики в 8 классе реализуется по программе базового курса в VII–IX классах (три
года по одному часу в неделю, всего 105 часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка
и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую
или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы
и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и
звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации;
анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование
информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности
в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Содержание предмета информатики для 8 класса
Структура содержания курса информатики для 8 класса определена следующими тематическими
блоками (разделами):
№
Название темы
Количество часов
1.
Математические
основы
информатики
2. алгоритмизации
Основы
13
10
3. программирования
Начала
10
4.
Резерв
1
34
Итого:
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема
Тема 1.
Математические
основы
информатики (13
часов)
Основное содержание по
темам
Понятие
о
непозиционных
и
позиционных
системах
счисления. Знакомство с
двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной
системами
счисления,
запись
в
них
целых
десятичных чисел от 0 до
1024. Перевод небольших
целых чисел из двоичной,
восьмеричной
и
шестнадцатеричной
системы
счисления
в
десятичную.
Двоичная
арифметика.
Логика высказываний
(элементы алгебры логики).
Логические
значения,
операции
(логическое
отрицание,
логическое
умножение,
логическое
сложение),
выражения,
таблицы истинности.
Характеристика деятельности ученика
Аналитическая деятельность:
выявлять различие в унарных,
позиционных и непозиционных системах
счисления;
выявлять общее и отличия в
разных позиционных системах счисления;
анализировать
логическую
структуру высказываний.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до
1024) целые числа из десятичной системы
счисления
в
двоичную
(восьмеричную,
шестнадцатеричную) и обратно;
выполнять операции сложения и
умножения над небольшими двоичными
числами;
записывать вещественные числа в
естественной и нормальной форме;
строить таблицы истинности для
логических выражений;
вычислять
истинностное
значение логического выражения.
Тема 2. Основы
алгоритмизации
(10 часов)
Тема 3. Начала
программирования
(10 часов)
Учебные исполнители
Робот, Удвоитель и др. как
примеры
формальных
исполнителей.
Понятие
алгоритма как формального
описания
последовательности
действий исполнителя при
заданных
начальных
данных.
Свойства
алгоритмов.
Способы
записи алгоритмов.
Алгоритмический
язык – формальный язык для
записи
алгоритмов.
Программа
–
запись
алгоритма
на
алгоритмическом
языке.
Непосредственное
и
программное
управление
исполнителем.
Линейные программы.
Алгоритмические
конструкции, связанные с
проверкой
условий:
ветвление и повторение.
Понятие
простой
величины. Типы величин:
целые,
вещественные,
символьные,
строковые,
логические. Переменные и
константы.
Алгоритм
работы с величинами – план
целенаправленных действий
по проведению вычислений
при
заданных
начальных
данных
с
использованием
промежуточных
результатов.
Язык
программирования.
Основные правила языка
программирования Паскаль:
структура
программы;
правила
представления
данных; правила записи
основных операторов (ввод,
вывод,
присваивание,
ветвление, цикл).
Решение задач по
разработке и выполнению
программ
в
среде
программирования Паскаль.
Аналитическая деятельность:
определять по блок-схеме, для
решения какой задачи предназначен данный
алгоритм;
анализировать
изменение
значений величин при пошаговом выполнении
алгоритма;
определять
по
выбранному
методу решения задачи, какие алгоритмические
конструкции могут войти в алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы
решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы
для конкретных исходных данных;
преобразовывать
запись
алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих
нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя арифметических
действий;
строить цепочки команд, дающих
нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя, преобразующего
строки символов;
строить
арифметические,
строковые, логические выражения и вычислять
их значения
Аналитическая деятельность:
анализировать
готовые
программы;
определять по программе, для
решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи
на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие
вычисление
арифметических, строковых и логических
выражений;
разрабатывать
программы,
содержащие оператор/операторы ветвления
(решение линейного неравенства, решение
квадратного уравнения и пр.), в том числе с
использованием логических операций;
разрабатывать
программы,
содержащие оператор (операторы) цикла
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
8 класс МБОУ Поповская СОШ 2022-2023 уч.г.
№
п/п
Кол-во Домашнее
час задание
Цели изучения курса информатики и
1
ИКТ. Техника безопасности и
Введение
организация рабочего места.
Общие
сведения
о
системах
1
§1.1.
счисления
Двоичная
система
счисления.
1
§1.1.
Двоичная арифметика
Восьмеричная и шестнадцатеричные
1
§1.1.
системы счисления. Компьютерные
системы счисления
Правило перевода целых десятичных
1
§1.1.
чисел в систему счисления с
основанием q
Представление целых чисел
1
§1.2.
Представление вещественных чисел
1
§1.2.
Высказывание.
Логические
1
§1.3.
операции.
Построение таблиц истинности для
1
§1.3.
логических выражений
Свойства логических операций.
1
§1.3.
Решение логических задач
1
§1.3.
Логические элементы
1
§1.3.
Обобщение
и
систематизация
1
основных
понятий
темы
«Математические
основы
информатики». Проверочная работа
Алгоритмы и исполнители
1
§2.1
Способы записи алгоритмов
1
§2.2
Объекты алгоритмов
1
§2.3
Алгоритмическая
конструкция
1
§2.4
следование
Алгоритмическая
конструкция
1
§3.4
ветвление. Полная форма ветвления
Неполная форма ветвления
1
§2.4
Алгоритмическая
конструкция
1
§2.4
повторение. Цикл с заданным
условием продолжения работы
Цикл
с
заданным
условием
1
§2.4
окончания работы
Цикл с заданным числом повторений
1
§2.4
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Дата проведения
План
Факт
6.09
13.09
20.09
27.09
4.10
11.10
18.10
25.10
8.11
15.11
22.11
29.11
6.12
13.12
20.12
27.12
17.01
24.01
31.01
7.02
14.02
21.02
23. Обобщение
и
систематизация
основных понятий темы «Основы
алгоритмизации».
Проверочная
работа
24. Общие сведения о языке
программирования Паскаль
25. Организация ввода и вывода
данных
26. Программирование линейных
алгоритмов
27. Программирование
разветвляющихся алгоритмов.
Условный оператор.
28. Составной оператор. Многообразие
способов записи ветвлений.
29. Программирование циклов с
заданным условием продолжения
работы.
30. Программирование циклов с
заданным условием окончания
работы.
31. Программирование циклов с
заданным числом повторений.
32. Различные варианты
программирования циклического
алгоритма.
33. Обобщение и систематизация
основных понятий темы «Начала
программирования». Проверочная
работа.
34. Основные понятия курса. Итоговое
тестирование.
28.02
1
1
§3.1
6.03
1
§3.2
13.03
1
§3.3
20.03
1
§3.4
3.04
1
§3.4
10.04
1
§3.5
17.04
1
§3.5
24.04
1
§3.5
8.05
1
§3.5
15.05
1
22.05
1
29.05
1.
2.
3.
4.
5.
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 8 классов
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2021.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2019.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
1.
2.
3.
4.
ЦОР
http://rusedu.ru - информатика и информационные технологии
http://informatka.ru - информатика
http://1september.ru – издательство «1 сентября»
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
5.
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(ЦОР)
(ФЦИОР)
http://www.ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.ug.ru - Учительская газета
http://www.1september.ru - «Первое сентября»
http://www.lbz.ru – сайт издательства БИНОМ
http://www.teacher.fio.ru - Учитель.ru - каталог всевозможных учебных и
методических материалов по всем аспектам преподавания в школе
6.
7.
8.
9.
10.