Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Класс:
7
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель
Козырев Эдуард Васильевич
Количество часов: 34 за год; по 1 ч. в неделю
Учебники:
Учебник Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни
человека.
7 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / Л. А. Неменская;
под ред. Б. М. Неменского.-« Просвещение», 2020.
Поурочные разработки по изобразительному искусству О.М. Гусева. Москва. «ВАКО»
2019 год
2022
1.
Пояснительная записка.
Нормативная правовая основа программы
Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1577);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
За основу рабочей программы взята авторская программа Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9
классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А.
Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.: «Просвещение», 2018г. – 129с.
Учебник Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни
человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / Л. А. Неменская; под
ред. Б. М. Неменского.-«Просвещение», 2018. включен в федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 34 часов в год, 1 час
в неделю.
Цели и задачи программы.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 7-м классе является
формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии
художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной
красоте человека.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с
гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично
связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными
материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 7-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном
процессе.
Изучение изобразительного искусства в 7 классе направлено на достижение
следующих задач:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
• освоение последующих знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном
окружении ребенка;
• овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических
чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям,
героическому прошлому, многонациональной культуре.
2. Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета ИЗО в 7 классе в соответствии с Федеральным базисным учебным
планом отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком работы,
расписанием учебных занятий МБОУ Поповская СОШ на 2022-2023 учебный год,
производственным календарем РФ на 2022-23 год для учащихся 7 класса количество часов,
отведенных для изучения предмета ИЗО составляет 34часа.
3. Планируемые результаты обучения.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства
и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие
индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.
В 7 классе ученик научится:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного
искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры,
вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой
(одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию
проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ,
выполненных в материале.
знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель,
Жостово, Хохлома):
уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных
времён: Японии, Древней Греции, средневековой Европы, классицизма;
Ученик получит возможность :
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных,
декоративных, изобразительных элементов
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой
стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
4. Содержание учебного курса
Древние корни народного искусства ( 9 ч)
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица,
мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни
природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
Декор русской избы.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос.
Избы севера и средней полосы России, Татарстана. Единство конструкции и декора в
традиционном русском, татарском жилище.
Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства
крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир,
окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник,
полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство
пользы и красоты, конструкции и декора.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность
языка орнамента, его символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (8 ч)
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы
в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи
глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные
элементы росписи игрушек.
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Дымовская игрушка.
Традиционные народные промыслы русского народа– гордость и достояние национальной
отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.
Синие цветы Гжели. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики.
Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в
изделиях гжельских мастеров.
Жостовские букеты. Краткие сведения из истории развития Жостова. Значение промысла
для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских
мастеров.
Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для
отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.
Истоки Городца. Роспись разделочных досок.
Краткие сведения из истории развития Городца. Значение промысла для отечественной
народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров.
Декор – человек, общество, время (11ч)
Ознакомление с гербами и эмблемами, о символическом характере языка герба как
отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении
изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в
современном обществе. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный
герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов.
Одежда говорит о человеке. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и
являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе.
Средневековая русская женская одежда. Эскиз русского народного костюма.
Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа.
Народные традиции и праздники.
Декоративное искусство в современном мире (6 ч)
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? Польза, красота,
практичность предметов быта. Понятие дизайна. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование
одежды). Современный русский сувенир (матрешка).
Декоративное искусство Японии. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи
Древней Греции. Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь
с мировоззрением греков. Легенды и мифы Древней Греции. Символика элементов декора
в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Греческая керамика.
Живопись на вазах. Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их
связь с мировоззрением греков. Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.
5. Тематический план
Содержание
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор, человек, общество, время
Современное декоративное искусство
Всего
Кол-во часов
9
8
11
6
35
6. Календарно- тематическое планирование в 7 классе
№
п/п
Тема урока
Домашнее
задание
Дата
план
Древние корни народного искусства (9ч.)
1
2
Древние образы в народном искусстве.
Подготовка
Символика цвета и формы.
материала
Дом космос. Единство конструкции и декора в Стр 18-21
народном жилище.
1.09
8.09
3
Конструкция и декор в народном жилище.
Стр 23-25
15.09
4
Конструкция, декор предметов народного быта
и труда. Прялка.
Исслед.
Стр 27
22.09
5
Конструкция, декор предметов народного быта.
Полотенце.
Стр 30-31
29.09
6
Интерьер крестьянского дома.
Стр 33-35
6.10
7
Внутреннее убранство народного жилища.
Дорисовать
13.10
8
Народная праздничная одежда.
Стр 40-42
20.10
9
Эскиз русского народного костюма.
27.10
Связь времен в народном искусстве (8 ч)
10
Древние образы единство формы и декора в
народных игрушках. Дымовская игрушка.
Стр 43-44
10.11
11
Искусство Гжели.
Стр 45-47
17.11
12
Хохломская роспись.
24.11
13
Искусство Жостова.
Доделать в
альбоме
Стр 48-50
14
Искусство Городца (элементы росписи).
Стр51-53
8.12
Доработка
15.12
Дорисовать
22.12
Стр55-57
29.12
15
16
17
Зимний пейзаж.
Конструкция и фантазия.
Цвет как средство выражения. Холодные,
теплые цвета «Свеча на окне».
Декор – человек, общество, время (12 ч)
01.12
Дата
факт
18
«Черное и белое» - основа языка графики.
Стр 58-60
22.01
19
О чем рассказывают гербы.
Стр 61-66
29.01
20
Витрины на улицах.
Доделать
05.02
21
Вглядываясь в человека. Портрет.
Дорисовка
12.02
22
Древнерусские воины – защитники.
19.02
23
Портрет русской красавицы.
Сбор
сведений
по теме
Дорисовка
24
Тематическое рисование «Настроение».
Стр70-73
05.03
25
Фольклорные праздники.
Стр 75-77
12.03
26
Проводы зимы «Масленица».
Стр79-81
19.03
27
Пасхальные яйца.
Дорисовать
26.03
28
Древние соборы, храмы и мечети.
9.04
29
Значение колорита и цвета в разные времена
года. Этюд по теме «Времена года».
Доработка
в альбоме
Стр89-91
26.02
16.04
Декоративное искусство в современном мире» (6 ч)
30
Страна восходящего солнца.
Стр83-85
23.04
31
32
Образ художественной культуры Японии.
Декоративное искусство Древней Греции.
Стр86-88
Дорисовка
30.04
7.05
33
Изображение вазы, амфоры.
Доработать
14.05
34
Современное декоративно-прикладное
искусство.
Современная матрешка.
Сбор
сведений
заключение
21.05
35
28.05