ИЗО 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет:

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Класс:

7

Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель

Козырев Эдуард Васильевич

Количество часов: 34 за год; по 1 ч. в неделю

Учебники:
Учебник Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни
человека.
7 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / Л. А. Неменская;
под ред. Б. М. Неменского.-« Просвещение», 2020.
Поурочные разработки по изобразительному искусству О.М. Гусева. Москва. «ВАКО»
2019 год

2022

1.

Пояснительная записка.
Нормативная правовая основа программы

Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1577);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»

За основу рабочей программы взята авторская программа Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9
классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А.
Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.: «Просвещение», 2018г. – 129с.
Учебник Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни
человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / Л. А. Неменская; под
ред. Б. М. Неменского.-«Просвещение», 2018. включен в федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 34 часов в год, 1 час
в неделю.
Цели и задачи программы.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 7-м классе является
формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии
художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной
красоте человека.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с
гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично
связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными
материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 7-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном
процессе.
Изучение изобразительного искусства в 7 классе направлено на достижение
следующих задач:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;

• освоение последующих знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном
окружении ребенка;
• овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических
чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям,
героическому прошлому, многонациональной культуре.

2. Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета ИЗО в 7 классе в соответствии с Федеральным базисным учебным
планом отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком работы,
расписанием учебных занятий МБОУ Поповская СОШ на 2022-2023 учебный год,
производственным календарем РФ на 2022-23 год для учащихся 7 класса количество часов,
отведенных для изучения предмета ИЗО составляет 34часа.
3. Планируемые результаты обучения.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;

- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства
и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие
индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.
В 7 классе ученик научится:







отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного
искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры,
вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой
(одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию
проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ,
выполненных в материале.
знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель,
Жостово, Хохлома):
уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных
времён: Японии, Древней Греции, средневековой Европы, классицизма;

Ученик получит возможность :








Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных,
декоративных, изобразительных элементов
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой
стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
4. Содержание учебного курса
Древние корни народного искусства ( 9 ч)
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица,
мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни
природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
Декор русской избы.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос.
Избы севера и средней полосы России, Татарстана. Единство конструкции и декора в
традиционном русском, татарском жилище.
Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства
крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир,
окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник,
полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство
пользы и красоты, конструкции и декора.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность
языка орнамента, его символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (8 ч)
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы
в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи
глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные
элементы росписи игрушек.
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Дымовская игрушка.

Традиционные народные промыслы русского народа– гордость и достояние национальной
отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.
Синие цветы Гжели. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики.
Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в
изделиях гжельских мастеров.
Жостовские букеты. Краткие сведения из истории развития Жостова. Значение промысла
для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских
мастеров.
Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для
отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.
Истоки Городца. Роспись разделочных досок.
Краткие сведения из истории развития Городца. Значение промысла для отечественной
народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров.
Декор – человек, общество, время (11ч)
Ознакомление с гербами и эмблемами, о символическом характере языка герба как
отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении
изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в
современном обществе. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный
герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов.
Одежда говорит о человеке. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и
являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе.
Средневековая русская женская одежда. Эскиз русского народного костюма.
Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа.
Народные традиции и праздники.
Декоративное искусство в современном мире (6 ч)
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? Польза, красота,
практичность предметов быта. Понятие дизайна. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование
одежды). Современный русский сувенир (матрешка).
Декоративное искусство Японии. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи
Древней Греции. Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь
с мировоззрением греков. Легенды и мифы Древней Греции. Символика элементов декора
в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Греческая керамика.
Живопись на вазах. Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их
связь с мировоззрением греков. Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.
5. Тематический план
Содержание
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор, человек, общество, время
Современное декоративное искусство
Всего

Кол-во часов
9
8
11
6
35

6. Календарно- тематическое планирование в 7 классе
№
п/п

Тема урока

Домашнее
задание

Дата
план

Древние корни народного искусства (9ч.)
1
2

Древние образы в народном искусстве.
Подготовка
Символика цвета и формы.
материала
Дом космос. Единство конструкции и декора в Стр 18-21
народном жилище.

1.09
8.09

3

Конструкция и декор в народном жилище.

Стр 23-25

15.09

4

Конструкция, декор предметов народного быта
и труда. Прялка.

Исслед.
Стр 27

22.09

5

Конструкция, декор предметов народного быта.
Полотенце.

Стр 30-31

29.09

6

Интерьер крестьянского дома.

Стр 33-35

6.10

7

Внутреннее убранство народного жилища.

Дорисовать

13.10

8

Народная праздничная одежда.

Стр 40-42

20.10

9

Эскиз русского народного костюма.

27.10

Связь времен в народном искусстве (8 ч)
10

Древние образы единство формы и декора в
народных игрушках. Дымовская игрушка.

Стр 43-44

10.11

11

Искусство Гжели.

Стр 45-47

17.11

12

Хохломская роспись.

24.11

13

Искусство Жостова.

Доделать в
альбоме
Стр 48-50

14

Искусство Городца (элементы росписи).

Стр51-53

8.12

Доработка

15.12

Дорисовать

22.12

Стр55-57

29.12

15
16
17

Зимний пейзаж.
Конструкция и фантазия.
Цвет как средство выражения. Холодные,
теплые цвета «Свеча на окне».

Декор – человек, общество, время (12 ч)

01.12

Дата
факт

18

«Черное и белое» - основа языка графики.

Стр 58-60

22.01

19

О чем рассказывают гербы.

Стр 61-66

29.01

20

Витрины на улицах.

Доделать

05.02

21

Вглядываясь в человека. Портрет.

Дорисовка

12.02

22

Древнерусские воины – защитники.

19.02

23

Портрет русской красавицы.

Сбор
сведений
по теме
Дорисовка

24

Тематическое рисование «Настроение».

Стр70-73

05.03

25

Фольклорные праздники.

Стр 75-77

12.03

26

Проводы зимы «Масленица».

Стр79-81

19.03

27

Пасхальные яйца.

Дорисовать

26.03

28

Древние соборы, храмы и мечети.

9.04

29

Значение колорита и цвета в разные времена
года. Этюд по теме «Времена года».

Доработка
в альбоме
Стр89-91

26.02

16.04

Декоративное искусство в современном мире» (6 ч)
30

Страна восходящего солнца.

Стр83-85

23.04

31
32

Образ художественной культуры Японии.
Декоративное искусство Древней Греции.

Стр86-88
Дорисовка

30.04
7.05

33

Изображение вазы, амфоры.

Доработать

14.05

34

Современное декоративно-прикладное
искусство.
Современная матрешка.

Сбор
сведений
заключение

21.05

35

28.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».