ИЗО 6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет:

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Класс:

6

Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель

Козырев Эдуард Васильевич

Количество часов: 34 за год; по 1 ч. в неделю

Учебники:
Учебник Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни
человека.
6 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / Л. А. Неменская;
под ред. Б. М. Неменского.-« Просвещение», 2020.
Поурочные разработки по изобразительному искусству О.М. Гусева. Москва. «ВАКО»
2019 год

2022

1.

Пояснительная записка.
Нормативная правовая основа программы

Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 6 классе составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1577);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
За основу рабочей программы взята авторская программа Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9
классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А.
Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.: «Просвещение», 2018г. – 129с.
Учебник Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни
человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / Л. А. Неменская; под
ред. Б. М. Неменского.-«Просвещение», 2018. включен в федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 34 часов в год, 1 час
в неделю.
Цели и задачи программы.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
- практического освоения окружающего мира и его преобразования; о
выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком
изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование
устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его
исторические и национальные особенности;
- овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами
изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
в декоративной и художественно-конструктивной работе; представление возможности для
творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и
релаксации.

2. Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета ИЗО в 6 классе в соответствии с Федеральным базисным учебным
планом отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком работы,
расписанием учебных занятий МБОУ Поповская СОШ на 2022-2023 учебный год,
производственным календарем РФ на 2022 год для учащихся 6 класса количество часов,
отведенных для изучения предмета ИЗО составляет 34 часа.
3. Планируемые результаты обучения.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства
и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие
индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.
В 6 классе ученик научится:
- анализировать произведения искусства в жанре архитектуры и дизайна, проявляя
самостоятельность мышления
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в
обсуждении работ учащихся
- работать с натуры в живописи и графике над изображением города в зеркале
дизайна и архитектуры
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над архитектурными и
дизайнерскими проектами
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы
- передавать при изображении силуэтов зданий (на плоскости и в объеме)
пропорции, характерные черты, стиль архитектурных ансамблей
- передавать пространственные планы в архитектуре и дизайне с применением
знаний линейной и воздушной перспективы
Ученик получит возможность:
- в рисунке с натуры передавать точку зрения на группу предметов, зданий,
помещений
- пользоваться различными графическими техниками
- оформлять выставку работ своего класса
- освоить особенности языка следующих видов ИЗО: архитектуры, дизайна
- изучить выдающиеся произведения художественной культуры

4. Содержание учебного курса
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и
архитектуры (8 ч.)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн
и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания.
Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности.
Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно,
линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск
уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и
статика, ритм, цветовая гармония.
Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные,
визуально-психологические и социальные аспекты.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (7 ч.)
От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных
композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание –
объем в пространстве и объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и
его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое
видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурнодизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура
вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи.
Взаимосвязь материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и
эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни
человека (12 ч.)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От
шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История
архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и
технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий,
их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание
пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и
архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и
рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и
ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование (8 ч.)
Организация пространства жилой городской среды как отражение социального заказа,
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию
облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология,
мода и культура как параметры создания собственного дизайнерского проекта.

5. Тематический план.
Тема урока
Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции- основа
дизайна и архитектуры.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в
жизни человека.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование.
Итого

Часы
8
7
12
7
34

6. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения
План

Факт

Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры.
1

Шрифты. Буквица

Сбор информации по теме «Дизайн,
архитектура». стр. 3-23 (1).

06.09.

2

Буква-дом.
Архитектурная
композиция.

Зарисовка по представлению стр.2429 (1).

13.09.

3

Орнамент – символ
солнца. Деление
окружности на равные
части. Диски
автомобиля

Выполнить рисунки предметов,
имеющих окружность.стр.30-33 (1).

20.09.

4

Эскиз логотипа,
символа

Изобразить символ. Эмблему,
логотип. стр.34-37(1).

27.09

5

Наш город.

Изобразить городскую улицу,
здания.

4.10

стр.34-37(2).
6

Архитектура города
будущего

стр. 38-41(1).

11.10

7

Дизайн интерьера
офиса, комнаты

Рисунок офиса

18.10

8

Стилизация формы

стр.43-45-47(1)

1.11

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
9

Формы преобразования Рисунок архитектурных ансамблей
в архитектуре и
дизайне.

10

Особенности образного
языка плаката

Работа над двухцветным плакатом.

8.11

15.11

11

Перспектива.
Орнамент для пола и
стен из плоских
геометрических фигур.

стр.47-51(1)

22.11

12

«Бал во дворце»

Стр. 53-55

29.11.

13

Модерн. Эскиз
подсвечника в стиле
«Модерн»

Рисунок подсвечника с
соблюдением правил линейной и
воздушной перспективы.стр.5658(1).

8.12

14

Юмор в графике.
Карикатура.

Дорисовать юмористический
рисунок.стр.58-61(1)

1312

15

Абстракция в графике.
Штрих.

стр.146-147(2).

20.12.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
16

Дизайн. Эскиз
открытки,
поздравления

Рисунок в цвете на тему «Новый
2017 год». стр.148-155(1)

29.12

17

Город. Проектирование
эскиза игровой
площадки.

стр.90-101(1)

11.01

18

Стандартный
чертежный шрифт

Стр 90-101 (2)

18.01.

19

Технический рисунок
простых деталей с
элементами выреза

стр.102-105(1)

25.01

20

Вырезы части на
деталях простой
формы, выявление
тени

Стр 102-105 (2)

1.02

21

Садово-парковое
искусство.
Ландшафтный дизайн.

стр.130-135(1)

8.02

22

Тематический рисунок
«Подвиг»

Рисунок «Подвиг» в карандаше или
в технике печатной графики (оттиск
с аппликации на картоне).

15.02

стр.76-78(1)
23

Знакомство со
структурой,
памятником

Дорисовать памятник, скульптуру.
Принести ножницы, бумагу. стр.5861(1)

22.02

24

Симметрия. Узоры из
бумаги.

стр.146-147(1)

1.03

25

Интерьер,
определяющий его
стиль.

8.03
стр.56-57(1)

26

Геометрические тела.

стр.56-57(2)

15.03

27

Творческое задание
«Сюжетная
композиция»

стр.56-57(3)

5.04

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование.
28

Изображение
пространства
«Весенний город»

Стр. 53-55

12.04

29

Правила линейной и
воздушной
перспективы. «Улицы
и лестницы»

Рисунок уходящей вдаль улицы с
соблюдением правил линейной и
воздушной перспективы.

19.04.

30

Искусство витража.

стр.146-147(1).

26.04.

31

Пейзаж – большой мир.
Организация
пространства.

Рисунок в карандаше большого
пейзажа по теме «Весна на моей
улице»,

3.05

стр.138-141(1)

«Лето в моем городе».
(на выбор).

стр.148-155(1)
32

Разработка эскиза
рамок для фотографий

Продолжение работы над эскизом в
цвете.

10.05.

33

Транспорт вчера,
сегодня, завтра

Продолжение работы над темой.

17.05.

Составить кроссворды на тему
«виды транспорта».
стр. 156-171(1).

34

Городской пейзаж.
Рисование с натуры
архитектурных
элементов.

стр.172-173(1).

24.05

35

Городской пейзаж.
Рисование с натуры
декоративных мостов,
переходов.

стр.172-173(2).

31.05

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».