ФИЗИКА 8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поповская средняя
общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: ФИЗИКА

8 КЛАСС

2022/2023 учебный год

Уровень: базовый основного общего образования,
Учитель:

Анисимов Петр Николаевич

Категория : первая
Количество часов: 67 часа за год; по 2 ч. в неделю
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, Рабочей программы
основного общего образования Физика. 7-9 классы. к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник :
учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М : Дрофа, 2017
Учебник: Физика 8 класс. Автор: Перышкин А.В. Издательство «Дрофа» 2020 г.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год на изучение
предмета отводится 2 часа в неделю – 70 часов в год. В соответствии с кален- дарным учебным
графиком работы МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год, расписанием уроков на 20222023 учебный год на изучение предмета в 8 классе отводится 68 часов. Недостаток учебного времени
компенсирован путём интеграции тем курса.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»
Личностными результатами обучения физике являются:
 сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к
творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
 мотивированность образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
 сформированность ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
 навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на
примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
 умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы и излагать его;
 опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности
выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на
иное мнение;
 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;
 умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике являются:
 понимание и способность объяснять такие физические явления, как теплопередача, теплообмен,
испарение, кипение, взаимодействия тел, токов, магнитов, заряженных частиц; переходы и превращения энергии, импульса тел.
 умение измерять температуру, влажность, удельную теплоёмкость, удельную теплоту плавления, силу тока, работу и мощность тока, период механических колебаний.
 владение экспериментальными методами исследования зависимости: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, определение удельной теплоёмкости вещества.
 понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый
человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности
при их использовании.

2




овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики.
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Физика».
Раздел 1. Тепловые явления.
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул.
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон
сохранения
энергии
в
механических
и
тепловых
процессах.
Демонстрации. Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения.
Сравнение
удельных
теплоемкостей
различных
веществ.
Лабораторные работы
№1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. №2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Раздел 2. Изменение агрегатных состояний вещества/
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная
теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха
и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации. Явление
испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя
внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторная
работа №3. Измерение относительной влажности воздуха.
Раздел 3. Электрические явления.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток.
Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с
током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет
электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
№4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
3

№5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
№6. Регулирование силы тока реостатом.
№7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления.
№8. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Раздел 4. Электромагнитные явления.
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле
Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации
.Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Лабораторные работы.
№ 9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
№10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Раздел 5. Световые явления.
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила
линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические
приборы. Демонстрации. Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения
света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата.
Модель глаза.
Лабораторная работа.
№11. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Итоговое повторение.
Раздел 3. Тематическое планирование учебного предмета «Физика».
№
п/п

Количество
часов

Раздел/тема урока

Дата
проведения
план
факт

Раздел 1. Тепловые явления. (14 часов)
1

05.09

2

Инструктаж по технике безопасности в кабинете физики.
Тепловое движение. Температура.
Внутренняя энергия.

1

07.09

3

Способы изменения внутренней энергии тела.

1

12.09

4

Теплопроводность.

1

14.09

5

Конвекция.

1

19.09

6
7

Излучение.
Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1
1

21.09
26.09

8

Удельная теплоемкость. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

28.09

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 «Измерение удельной
теплоемкости твердого тела».
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

03.10

1

05.10

1

10.10

1

9
10
11

4

1

12.10

13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Решение задач по теме: «Тепловые явления»

1

17.10

14

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».

1

19.10

12

Раздел 2. Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.
Удельная теплота плавления.

1

24.10

1

26.10

1

07.11

1

09.11

19

Решение задач по теме «Нагревание и плавление кристаллических
тел».
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации.
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

14.11

20

Решение задач по теме: «Парообразование и конденсация»

1

16.11

21

1

21.11

1

23.11

1

28.11

1

30.11

1

05.12

1

07.12

1
.
1

12.12

38

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 по теме: «Измерение
относительной влажности воздуха»
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Обобщающий урок по теме: «Изменение агрегатных состояний
вещества»
Контрольная работа №2по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Раздел 3. Электрические явления. (27 часов)
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие тел. Два
рода зарядов.
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.
Делимость электрического заряда. Строение атомов.

39

Объяснение электрических явлений.

1

19.12

30

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

21.12

31

Электрическая цепь и ее составные части.

1

26.12

32

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.
Направление тока.
Сила тока. Единицы силы тока.

1

28.12

1

16.01

Амперметр. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1

18.01

15
16
17
18

22
23
24
25

26
27

33
34

5

14.12

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.
Вольтметр. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка
цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

1
1

23.01
25.01

1

30.01

1

01.02

1

06.02

Решение задач по теме: «Закон Ома»
Реостаты. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом».
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при
постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»
Последовательное соединение проводников.
Параллельное соединение проводников.
Решение задач по теме: «Соединения проводников»
Работа и мощность электрического тока.
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления».

1
1

08.02
13.02

1

15.02

1
1
1
1
1

20.02
22.02
27.02
01.03
06.03

1

13.03

1

15.03

50

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля Ленца. Конденсатор
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1

20.03

51
52

Короткое замыкание. Предохранители
Обобщающий урок по теме: «Электрические явления»

1
1

22.03
03.04

1

05.04

1

10.04

1
1

12.04
17.04

1

19.04

1

24.04

1

26.04

1
1
1

03.05
10.05
15.05

35
36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47
48
49

53
54

55
56
57
58
59
60
61
62

Раздел 4. Электромагнитные явления. (7 часов)
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Инструктаж
по ТБ Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Применение электромагнитов.
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.
Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводнике с током. Электрический
двигатель.
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».
Обобщающий урок по теме: «Электромагнитные явления».
Раздел 5. Световые явления. (6 часов)
Источники света. Распространение света.
Отражение света. Законы отражения света.
Плоское зеркало. Преломление света.
6

63

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

1

17.05

64

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения при
помощи линзы».
Контрольная работа №4 по теме «Световые явления».
Итоговое повторение (2 часа)
Итоговое повторение.
Итоговое повторение.

1

22.05

1

24.05

1
1

29.05
31.05

65
66
67

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».