однкнр 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поповская
средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Поповская СОШ
__________________Л.Н Демченко
Приказ № ___________
от ___ ___________________2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет основы православной культуры
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 7 класса среднее общее образование
на 2022-2023 учебный год
Учитель Швиденко Екатерина Ивановна

1.Пояснительная записка
Цели и задачи изучения курса
2. Место предмета в учебном плане.
3. Планируемые результаты освоения курса
4. содержание программы
5.Тематическое планирование

1.Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному пособию протоиерея Виктора Дорофеева, О.Л. Янушкявичене,
Ю.С. Васечко, Т.В. Скляровой «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы православной культуры» подготовлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования. Она позволяет
учителям получить представление о целях и содержании учебного предмета,
структурировании учебного материала, его количественных и качественных характеристиках .
Цели и задачи изучения учебного курса
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;

содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в
развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над
потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества
в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли
духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.

2.Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «основы православной культуры» в соответствии с Федеральным
базисным учебным планом в 7 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебным
планом, с графиком работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 20222023 учебный год, производственным календарем РФ на 2022 год для учащихся 7 класса
количество часов отведенных на изучение предмета «основы православной культуры»
изменилось, так как из расписания выпадает праздничный день 1.05 . Таким образом, в
календарно-тематическом планировании на изучение предмета «основы православной
культуры » отводится 34 часа.
3.Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
-сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на духовнонравственном наследии Православия;
- сформированность ценностного отношения к достижениям своей Родины — России;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, включающего в себя основы
православной традиции;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков;
- готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии и
другим негативным социальным явлениям
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи;
-умение составлять план действий, корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
- умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения
поставленной цели;
- умение самостоятельно соотносить свои цели с духовнонравственными нормами
Православия;
- способность с духовной точки зрения оценивать возможные последствия собственных
действий.
2. Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная
литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию;

-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения.
3. Коммуникативные УУД:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за её пределами);
- умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
- умение давать оценку с духовных позиций конфликтогенным ситуациям и предотвращать
их.
4.Содержание курса (34 ч)
Тема 1. Что есть человек? Чувство долга Человек — венец творения: Библия о человеке.
Отличие человека от представителей остального живого мира. Основные свойства
человеческой сущности: телесность, душевность, духовность. Проблема выбора человеком
одного из свойств его сущности в качестве доминирующего. Пагубность потакания
потребностям тела и низшим потребностям души. Духовная жизнь и чувство долга. Примеры
следования чувству долга в истории. Основные понятия и термины: телесность, душевность,
духовность, чувство долга.
Тема 2. Тайна имени Функции и значение имени в ветхозаветной истории. Примеры
наречения имени в Новом Завете. Христианская традиция имянаречения. Крестное имя.
Нравственный аспект жизни под чужим, придуманным именем: самозванцы в истории России,
имя в виртуальном пространстве и т. д. Имя человека в конце времён: Апокалипсис о «новом
человеке» и «новом имени». Основные понятия и термины: имя, крестное имя, самозванство.
Тема 3. Достоинство человека и ложь Определение понятия «достоинство». Основа
достоинства человека с христианской точки зрения. Нравственный выбор и достоинство
человека. Грех и страсти — главные «враги» достоинства. Отношение ко лжи в христианстве.
Учители Церкви о лжи. Ложь в отношениях между людьми. Пути возвращения к Истине.
Основные понятия и термины: достоинство, истина, ложь.
Тема 4. Величие человека Проблема определения разницы между известностью и величием
человека. Нравственные основы величия человека. Величие обычных людей на примере
подвигов Д.И. Кютинена и Р. Филипова. Любовь как главный показатель величия человека.
Основные понятия и термины: величие, достоинство.
Тема 5. Первые и последние Просьба братьев Зеведеевых (Евангелие от Марка, 10:35—40):
вопрос о первенстве. Духовный смысл притчи о работниках одиннадцатого часа.
Божественная справедливость. Первенство и подвиг. Примеры позднего прихода к вере.
«Пасхальное слово» о первых и последних. Основные понятия и термины: первенство,
служение.
Тема 6. Я и Другой Божественные истоки личностного бытия человека. «Нехорошо быть
человеку одному». Заповеди Иисуса Христа о любви к ближнему. Отношение к другим людям

как фактор обогащения или обесценивания личности человека. Служение другим людям как
основа духовного роста человека. Подвиг жертвенной любви. Основные понятия и термины:
личность, любовь.
Тема 7. Церковь — это прекращение одиночества Определение понятия «одиночество».
Причины возникновения и проявления чувства одиночества. Стремление к комфорту как
фактор, провоцирующий одиночество. Служение другим людям как способ преодоления
чувства заброшенности, ненужности. Церковь — прекращение одиночества. Основные
понятия и термины: одиночество.
Тема 8. Уединение, собирание себя Отличия уединения от одиночества. Творчество и
уединение. Необходимость уединения в жизни человека. Условия, при которых уединение
может быть плодотворным. Главный смысл уединения в жизни христианина. Молитва.
Основные понятия и термины: уединение, молитва.
Тема 9. Любовь между людьми Христианское понимание любви. Гимн любви апостола Павла.
Любовь к ближнему и себе. Готовность к жертвенности как одно из оснований и проявлений
любви. Единое пространство любви. Основные понятия и термины: любовь, ближний,
терпение, милосердие, жертвенность.
Тема 10. Сила преображающей любви Духовный смысл и нравственные уроки евангельского
сюжета «Христос и грешница» (Евангелие от Иоанна, 1:1—11). Нравственный аспект
субъективности восприятия человеком других людей. Евангелие о силе преображающей
любви: история мытаря Закхея. Влияние на жизнь человека видения внутренней красоты
живущих рядом людей. Основные понятия и термины: преображающая любовь, осуждение,
гордыня.
Тема 11. Свобода и духовный плен Многогранность понятия «свобода». Внутренняя свобода.
Причины отсутствия духовной свободы человека. Духовный плен: страсти и зависимости.
Пути освобождения от греховного рабства и обретения духовной свободы. Основные понятия
и термины: внутренняя свобода, духовная свобода, страсти.
Тема 12. Поступок и ответственность Связь поступков человека с нравственным выбором и
ответственностью за него в православной традиции. Рай и ад. Ценность времени и труда в
жизни человека. Соблюдение христианских заповедей как ответ Богу на Его любовь к
человеку. Основные понятия и термины: поступок, ответственность, рай, ад.
Тема 13. Не судите Заповедь Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» (Евангелие от
Матфея, 7:1). Необъективность и вред осуждения. Евангелие об осуждении: история о
грешнице, притча о неблагодарном должнике и т. д. Видение своих недостатков и грехов как
главный способ борьбы с осуждением. Основные понятия и термины: осуждение, грех. Тема
14. Обида и утешение Сущность понятия «обида». Разнообразие обид. Притча о
неблагодарном должнике. Способы, помогающие справиться с обидой. Подвиг прощения и
его плоды. Молитва за врагов. Основные понятия и термины: обида, прощение.
Тема 15. Сострадание и сорадование Сострадание и сорадование — высшие человеческие
чувства. Природа сорадования. Пороки, мешающие человеку радоваться за других: зависть и
самолюбие. Сострадание. Оплакивание и воскресение Лазаря. Способы проявления и примеры
сострадания. Основные понятия и термины: сострадание, милосердие, сорадование. Тема 16.
Подлинное сокровище Притча о безумном богаче (Евангелие от Луки, 12:16–21). Временность
и непостоянство мирских благ. Влияние количества материальных благ на уровень счастья
человека. Главные ценности жизни. Основные понятия и термины: скупость.

Тема 17. Типы личностных состояний Типологизация в психологии. Изменчивость духовного
состояний человека. Определение типов личностных состояний. Характеристика типов
личностных состояний: обыватель, камикадзе, подвижник, фарисей. Основные понятия и
термины: тип личностного состояния, «живущие по плоти», «живущие по духу», обыватели,
камикадзе, подвижники, фарисеи.
Тема 18. Романтики «не от мира сего» Романтика в обыденном восприятии. Христианское
отношение к красоте и тайнам мироздания. Человек «не от мира сего», отношение христиан к
мечтательности на примере А.В. Суворова. Путешествие как способ самопознания и
преодоления себя. Высокие цели рождают великие дела. Основные понятия и термины:
романтика.
Тема 19. Траектория жизненного пути Определение понятия «траектория». Жизненный путь
человека. Представления о счастье. Роль целеполагания в жизни человека. Правила
постановки жизненных целей и задач в православной традиции. Выбор и труд в жизни
человека. Цель жизни христианина. Основные понятия и термины: траектория жизненного
пути, цель жизни.
Тема 20. Таланы и призвание человека Притча о талантах и её толкование. Нравственный
аспект одарённости человека. Приумножение талантов на примерах святителя Иоанна
Златоуста, святителя Григория Богослова, оптинских старцев. Талант и власть. Христианское
отношение к предпринимательскому таланту. Основные понятия и термины: талант. Тема 21.
Уровни совместной жизни Библейское описание состояния человеческого общества до
Моисея. Синайское законодательство как регулятор жизнедеятельности древнеизраильского
общества. Дарование людям «закона любви» Иисусом Христом. Уровни совместной жизни
людей: хаос и анархия, уровень закона, уровень любви. Основные понятия и термины:
Синайское законодательство, уровни совместной жизни. Тема 22. Собор всего творения.
Загадочная русская душа Загадка «русской души». Идея «всемирной отзывчивости». Понятие
«соборность». Отображение «Собора всея твари» в русской иконописи XV в. Соборность и
преданность православной вере. 10 Примеры проявления духа соборности в истории России.
«Да будут все едино…» Основные понятия и термины: собор всего творения, соборность, идея
«всемирной отзывчивости».
Тема 23. Стадо и Пастырь Характеристика новозаветных образов Пастыря и стада. Пастырь
Добрый. Священнослужители — пастыри пасомых верующих. Примеры защиты
священнослужителями своей паствы в истории России. Из стада — в Братство. Основные
понятия и термины: Пастырь, паства, омофор.
Тема 24. Куда идёт братство православных христиан Основы братства христиан.
Православные братства в истории России. Цель христианского братства. Толкование цикла
евангельских притч о Царстве Небесном: притча о Сеятеле, притча о плевелах, притча о
невидимо растущем семени, притча о зерне горчичном и т. д. Основные понятия и термины:
братство, притча, Царство Небесное.
Тема 25. Верность христианина Богу и Церкви Тайная вечеря как начало Церкви. Церковь —
единство Бога и христиан, рождённое в Таинствах. Образы Церкви: Тело Христово,
виноградная лоза, корабль спасения. Значение Церкви в жизни христиан. Проблема верности
христианина Богу и Церкви. Основные понятия и термины: Церковь, Таинства, верность. Тема
26. Любовь Святой Троицы Православное учение о Святой Троице. Духовные смыслы иконы
Андрея Рублёва «Троица». Любовь Святой Троицы. Основные понятия и термины: Святая
Троица, Ипостаси Бога, любовь.

Тема 27. Надежда и скорбь «В мире будете иметь скорбь…». Надежда в жизни православного
человека. Жизненный крест. Терпение — одна из основных добродетелей христианина.
Последствия отсутствия терпения в истории — восстания, бунты, революции и т. п. Примеры
обретения внутреннего покоя и радости вне зависимости от внешних скорбей. Основные
понятия и термины: скорбь, надежда, жизненный крест, терпение.
Тема 28. Вместе со всеми «Устами младенца»: три основных детских желания. Стремление
детей к Истине и всеобщему благополучию. Желание ребёнка быть «вместе со всеми». Место
индивидуальности человека в христианском братстве. Переживание общего церковного
праздника в православной традиции. Праздников праздник — Воскресение Христова.
Основные понятия и термины: церковный праздник, Пасха.
Тема 29. Путь к радости Христианство — религия радости. Радость в православном
понимании. Отличие радости от удовольствия. Неразрывность связи радости с личным
подвигом несения креста. Путь к радости: духовное трезвение, готовность нести крест.
«Всегда радуйтесь о Господе!» Основные понятия и термины: радость, удовольствие, труд,
духовное трезвение.
Тема 30. Божественный дар бессмертия Дар бессмертия. Значение Воскресения Христова для
человечества. Духовные смыслы и уроки праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Изменение жизни человека при ориентации на Вечность. Основные понятия и термины:
бессмертие, Вечность.

5.Поурочное тематическое планирование (34 ч)
№
Тема урока
урока
1
Что есть человек? Чувство долга

Кол-во
уроков
1ч

2

Тайна имени

1ч

3

Таинство человека и ложь

1ч

4-5

Величие человека

2ч

6

Первые и последние

1ч

7

Я и Другой

1ч

8

Церковь — это прекращение одиночества

1ч

9

Уединение, собирание себя

1ч

10

Любовь между людьми

1ч

11

Сила преображающей любви

1ч

12

Свобода и духовный плен

1ч

13

Поступок и ответственность

1ч

14

Не судите

1ч

15

Обида и утешение

1ч

16

Сострадание и сорадование

1ч

17

Подлинное сокровище

1ч

18

Типы личностных состояний

1ч

19

Романтики «не от мира сего»

1ч

20

Траектория жизненного пути

1ч

21

Таланты и призвание

1ч

22

Уровни совместной

1ч

23-24

Собор всего творения. Загадочная русская душа

2ч

25

Стадо и Пастырь

1ч

26

Куда идёт братство православных

1ч

27

Верность христианина Богу и Церкви

1ч

28

Любовь Святой

1ч

29

Надежда и скорбь

1ч

30

Вместе со всеми

1ч

31

Путь к радости

1ч

32-33

Божественный дар бессмертия

2ч

34

Обобщающее повторение по курсу

1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».