Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поповская
средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Поповская СОШ
__________________Л.Н Демченко
Приказ № ___________
от ___ ___________________2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет основы православной культуры
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 7 класса среднее общее образование
на 2022-2023 учебный год
Учитель Швиденко Екатерина Ивановна
1.Пояснительная записка
Цели и задачи изучения курса
2. Место предмета в учебном плане.
3. Планируемые результаты освоения курса
4. содержание программы
5.Тематическое планирование
1.Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному пособию протоиерея Виктора Дорофеева, О.Л. Янушкявичене,
Ю.С. Васечко, Т.В. Скляровой «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы православной культуры» подготовлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования. Она позволяет
учителям получить представление о целях и содержании учебного предмета,
структурировании учебного материала, его количественных и качественных характеристиках .
Цели и задачи изучения учебного курса
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в
развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над
потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества
в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли
духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
2.Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «основы православной культуры» в соответствии с Федеральным
базисным учебным планом в 7 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебным
планом, с графиком работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 20222023 учебный год, производственным календарем РФ на 2022 год для учащихся 7 класса
количество часов отведенных на изучение предмета «основы православной культуры»
изменилось, так как из расписания выпадает праздничный день 1.05 . Таким образом, в
календарно-тематическом планировании на изучение предмета «основы православной
культуры » отводится 34 часа.
3.Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
-сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на духовнонравственном наследии Православия;
- сформированность ценностного отношения к достижениям своей Родины — России;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, включающего в себя основы
православной традиции;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков;
- готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии и
другим негативным социальным явлениям
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи;
-умение составлять план действий, корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
- умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения
поставленной цели;
- умение самостоятельно соотносить свои цели с духовнонравственными нормами
Православия;
- способность с духовной точки зрения оценивать возможные последствия собственных
действий.
2. Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная
литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию;
-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения.
3. Коммуникативные УУД:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за её пределами);
- умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
- умение давать оценку с духовных позиций конфликтогенным ситуациям и предотвращать
их.
4.Содержание курса (34 ч)
Тема 1. Что есть человек? Чувство долга Человек — венец творения: Библия о человеке.
Отличие человека от представителей остального живого мира. Основные свойства
человеческой сущности: телесность, душевность, духовность. Проблема выбора человеком
одного из свойств его сущности в качестве доминирующего. Пагубность потакания
потребностям тела и низшим потребностям души. Духовная жизнь и чувство долга. Примеры
следования чувству долга в истории. Основные понятия и термины: телесность, душевность,
духовность, чувство долга.
Тема 2. Тайна имени Функции и значение имени в ветхозаветной истории. Примеры
наречения имени в Новом Завете. Христианская традиция имянаречения. Крестное имя.
Нравственный аспект жизни под чужим, придуманным именем: самозванцы в истории России,
имя в виртуальном пространстве и т. д. Имя человека в конце времён: Апокалипсис о «новом
человеке» и «новом имени». Основные понятия и термины: имя, крестное имя, самозванство.
Тема 3. Достоинство человека и ложь Определение понятия «достоинство». Основа
достоинства человека с христианской точки зрения. Нравственный выбор и достоинство
человека. Грех и страсти — главные «враги» достоинства. Отношение ко лжи в христианстве.
Учители Церкви о лжи. Ложь в отношениях между людьми. Пути возвращения к Истине.
Основные понятия и термины: достоинство, истина, ложь.
Тема 4. Величие человека Проблема определения разницы между известностью и величием
человека. Нравственные основы величия человека. Величие обычных людей на примере
подвигов Д.И. Кютинена и Р. Филипова. Любовь как главный показатель величия человека.
Основные понятия и термины: величие, достоинство.
Тема 5. Первые и последние Просьба братьев Зеведеевых (Евангелие от Марка, 10:35—40):
вопрос о первенстве. Духовный смысл притчи о работниках одиннадцатого часа.
Божественная справедливость. Первенство и подвиг. Примеры позднего прихода к вере.
«Пасхальное слово» о первых и последних. Основные понятия и термины: первенство,
служение.
Тема 6. Я и Другой Божественные истоки личностного бытия человека. «Нехорошо быть
человеку одному». Заповеди Иисуса Христа о любви к ближнему. Отношение к другим людям
как фактор обогащения или обесценивания личности человека. Служение другим людям как
основа духовного роста человека. Подвиг жертвенной любви. Основные понятия и термины:
личность, любовь.
Тема 7. Церковь — это прекращение одиночества Определение понятия «одиночество».
Причины возникновения и проявления чувства одиночества. Стремление к комфорту как
фактор, провоцирующий одиночество. Служение другим людям как способ преодоления
чувства заброшенности, ненужности. Церковь — прекращение одиночества. Основные
понятия и термины: одиночество.
Тема 8. Уединение, собирание себя Отличия уединения от одиночества. Творчество и
уединение. Необходимость уединения в жизни человека. Условия, при которых уединение
может быть плодотворным. Главный смысл уединения в жизни христианина. Молитва.
Основные понятия и термины: уединение, молитва.
Тема 9. Любовь между людьми Христианское понимание любви. Гимн любви апостола Павла.
Любовь к ближнему и себе. Готовность к жертвенности как одно из оснований и проявлений
любви. Единое пространство любви. Основные понятия и термины: любовь, ближний,
терпение, милосердие, жертвенность.
Тема 10. Сила преображающей любви Духовный смысл и нравственные уроки евангельского
сюжета «Христос и грешница» (Евангелие от Иоанна, 1:1—11). Нравственный аспект
субъективности восприятия человеком других людей. Евангелие о силе преображающей
любви: история мытаря Закхея. Влияние на жизнь человека видения внутренней красоты
живущих рядом людей. Основные понятия и термины: преображающая любовь, осуждение,
гордыня.
Тема 11. Свобода и духовный плен Многогранность понятия «свобода». Внутренняя свобода.
Причины отсутствия духовной свободы человека. Духовный плен: страсти и зависимости.
Пути освобождения от греховного рабства и обретения духовной свободы. Основные понятия
и термины: внутренняя свобода, духовная свобода, страсти.
Тема 12. Поступок и ответственность Связь поступков человека с нравственным выбором и
ответственностью за него в православной традиции. Рай и ад. Ценность времени и труда в
жизни человека. Соблюдение христианских заповедей как ответ Богу на Его любовь к
человеку. Основные понятия и термины: поступок, ответственность, рай, ад.
Тема 13. Не судите Заповедь Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» (Евангелие от
Матфея, 7:1). Необъективность и вред осуждения. Евангелие об осуждении: история о
грешнице, притча о неблагодарном должнике и т. д. Видение своих недостатков и грехов как
главный способ борьбы с осуждением. Основные понятия и термины: осуждение, грех. Тема
14. Обида и утешение Сущность понятия «обида». Разнообразие обид. Притча о
неблагодарном должнике. Способы, помогающие справиться с обидой. Подвиг прощения и
его плоды. Молитва за врагов. Основные понятия и термины: обида, прощение.
Тема 15. Сострадание и сорадование Сострадание и сорадование — высшие человеческие
чувства. Природа сорадования. Пороки, мешающие человеку радоваться за других: зависть и
самолюбие. Сострадание. Оплакивание и воскресение Лазаря. Способы проявления и примеры
сострадания. Основные понятия и термины: сострадание, милосердие, сорадование. Тема 16.
Подлинное сокровище Притча о безумном богаче (Евангелие от Луки, 12:16–21). Временность
и непостоянство мирских благ. Влияние количества материальных благ на уровень счастья
человека. Главные ценности жизни. Основные понятия и термины: скупость.
Тема 17. Типы личностных состояний Типологизация в психологии. Изменчивость духовного
состояний человека. Определение типов личностных состояний. Характеристика типов
личностных состояний: обыватель, камикадзе, подвижник, фарисей. Основные понятия и
термины: тип личностного состояния, «живущие по плоти», «живущие по духу», обыватели,
камикадзе, подвижники, фарисеи.
Тема 18. Романтики «не от мира сего» Романтика в обыденном восприятии. Христианское
отношение к красоте и тайнам мироздания. Человек «не от мира сего», отношение христиан к
мечтательности на примере А.В. Суворова. Путешествие как способ самопознания и
преодоления себя. Высокие цели рождают великие дела. Основные понятия и термины:
романтика.
Тема 19. Траектория жизненного пути Определение понятия «траектория». Жизненный путь
человека. Представления о счастье. Роль целеполагания в жизни человека. Правила
постановки жизненных целей и задач в православной традиции. Выбор и труд в жизни
человека. Цель жизни христианина. Основные понятия и термины: траектория жизненного
пути, цель жизни.
Тема 20. Таланы и призвание человека Притча о талантах и её толкование. Нравственный
аспект одарённости человека. Приумножение талантов на примерах святителя Иоанна
Златоуста, святителя Григория Богослова, оптинских старцев. Талант и власть. Христианское
отношение к предпринимательскому таланту. Основные понятия и термины: талант. Тема 21.
Уровни совместной жизни Библейское описание состояния человеческого общества до
Моисея. Синайское законодательство как регулятор жизнедеятельности древнеизраильского
общества. Дарование людям «закона любви» Иисусом Христом. Уровни совместной жизни
людей: хаос и анархия, уровень закона, уровень любви. Основные понятия и термины:
Синайское законодательство, уровни совместной жизни. Тема 22. Собор всего творения.
Загадочная русская душа Загадка «русской души». Идея «всемирной отзывчивости». Понятие
«соборность». Отображение «Собора всея твари» в русской иконописи XV в. Соборность и
преданность православной вере. 10 Примеры проявления духа соборности в истории России.
«Да будут все едино…» Основные понятия и термины: собор всего творения, соборность, идея
«всемирной отзывчивости».
Тема 23. Стадо и Пастырь Характеристика новозаветных образов Пастыря и стада. Пастырь
Добрый. Священнослужители — пастыри пасомых верующих. Примеры защиты
священнослужителями своей паствы в истории России. Из стада — в Братство. Основные
понятия и термины: Пастырь, паства, омофор.
Тема 24. Куда идёт братство православных христиан Основы братства христиан.
Православные братства в истории России. Цель христианского братства. Толкование цикла
евангельских притч о Царстве Небесном: притча о Сеятеле, притча о плевелах, притча о
невидимо растущем семени, притча о зерне горчичном и т. д. Основные понятия и термины:
братство, притча, Царство Небесное.
Тема 25. Верность христианина Богу и Церкви Тайная вечеря как начало Церкви. Церковь —
единство Бога и христиан, рождённое в Таинствах. Образы Церкви: Тело Христово,
виноградная лоза, корабль спасения. Значение Церкви в жизни христиан. Проблема верности
христианина Богу и Церкви. Основные понятия и термины: Церковь, Таинства, верность. Тема
26. Любовь Святой Троицы Православное учение о Святой Троице. Духовные смыслы иконы
Андрея Рублёва «Троица». Любовь Святой Троицы. Основные понятия и термины: Святая
Троица, Ипостаси Бога, любовь.
Тема 27. Надежда и скорбь «В мире будете иметь скорбь…». Надежда в жизни православного
человека. Жизненный крест. Терпение — одна из основных добродетелей христианина.
Последствия отсутствия терпения в истории — восстания, бунты, революции и т. п. Примеры
обретения внутреннего покоя и радости вне зависимости от внешних скорбей. Основные
понятия и термины: скорбь, надежда, жизненный крест, терпение.
Тема 28. Вместе со всеми «Устами младенца»: три основных детских желания. Стремление
детей к Истине и всеобщему благополучию. Желание ребёнка быть «вместе со всеми». Место
индивидуальности человека в христианском братстве. Переживание общего церковного
праздника в православной традиции. Праздников праздник — Воскресение Христова.
Основные понятия и термины: церковный праздник, Пасха.
Тема 29. Путь к радости Христианство — религия радости. Радость в православном
понимании. Отличие радости от удовольствия. Неразрывность связи радости с личным
подвигом несения креста. Путь к радости: духовное трезвение, готовность нести крест.
«Всегда радуйтесь о Господе!» Основные понятия и термины: радость, удовольствие, труд,
духовное трезвение.
Тема 30. Божественный дар бессмертия Дар бессмертия. Значение Воскресения Христова для
человечества. Духовные смыслы и уроки праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Изменение жизни человека при ориентации на Вечность. Основные понятия и термины:
бессмертие, Вечность.
5.Поурочное тематическое планирование (34 ч)
№
Тема урока
урока
1
Что есть человек? Чувство долга
Кол-во
уроков
1ч
2
Тайна имени
1ч
3
Таинство человека и ложь
1ч
4-5
Величие человека
2ч
6
Первые и последние
1ч
7
Я и Другой
1ч
8
Церковь — это прекращение одиночества
1ч
9
Уединение, собирание себя
1ч
10
Любовь между людьми
1ч
11
Сила преображающей любви
1ч
12
Свобода и духовный плен
1ч
13
Поступок и ответственность
1ч
14
Не судите
1ч
15
Обида и утешение
1ч
16
Сострадание и сорадование
1ч
17
Подлинное сокровище
1ч
18
Типы личностных состояний
1ч
19
Романтики «не от мира сего»
1ч
20
Траектория жизненного пути
1ч
21
Таланты и призвание
1ч
22
Уровни совместной
1ч
23-24
Собор всего творения. Загадочная русская душа
2ч
25
Стадо и Пастырь
1ч
26
Куда идёт братство православных
1ч
27
Верность христианина Богу и Церкви
1ч
28
Любовь Святой
1ч
29
Надежда и скорбь
1ч
30
Вместе со всеми
1ч
31
Путь к радости
1ч
32-33
Божественный дар бессмертия
2ч
34
Обобщающее повторение по курсу
1ч