русский язык 8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА

Предмет: Русский язык
8 класс
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель: Остапущенко Наталья Ивановна
Категория: первая
Количество часов: 102 ч. за год; по 3ч. в неделю
Плановых контрольных уроков: 10 часов.

2022 г.

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009
г.№373 (с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от
26.11.2010г.N1241; от 22.09.2011г.N2357; от 18.12.2012г.N1060; от 29 декабря 2014г.
N1643 и от 31 декабря 2015г. N1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373»), на основе следующих
документов:
1.Федеральный закон об образовании от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253».
3. САНПиН 2.4.2 № 2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2010 года,
регистрационный № 189;
4. Учебный план МБОУ и календарный график Поповской СОШ на 2019 – 2020 учебный
год.
5. Авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова,
О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин) и ориентирована на
использование учебника «Русский язык. 8 класс», авторы: Л.М. Рыбченкова,
О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.. – 2-е изд. - М: «Просвещение», 2017.

2.Место предмета в учебном плане «Русский язык»
Программа изучения курса русского языка в соответствии с Федеральным
государственным стандартом основного общего образования в 8 классе рассчитана на 105
часов (35 дней в неделю), но, согласно учебному плану МБОУ Поповская СОШ на 20192020, уч. программа будет реализована за 103 час в связи с праздничными днями: 1.05.20,
12.05.20 за счет уплотнения материала по темам: «Повторение» и «Обобщение».

2

3. Планируемые результаты (личностные, метапредметные и
предметные) освоения
учебного предмета «Русский язык»
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном
языке РФ, средстве межнационального общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования;
3) владение всеми видами речевой деятельности;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке;
5) освоение базовых понятий лингвистики;
6) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и предложения; анализ текста;
7) осознание эстетической функции родного языка.

4.Содержание тем учебного курса.
ВВЕДЕНИЕ.
Что такое культура речи..
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
I. Грамматическая основа предложения
II. Текст как единица синтаксиса.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о словосочетании. Связь слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

3

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической
связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление,
примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь.
Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его
отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной
окраске.
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и
управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная)
основа предложения.
Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении.
Логическое ударение. Интонация.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное
слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые
особенности.
ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы его выражения. Особые
случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Повторение изученного о сказуемом. Виды сказуемого: простое глагольное, составное
глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого.
Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое.
Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей
структурой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным
словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и
сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения.
Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение
прямое и косвенное.

4

Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения
определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи
согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений.
Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.
Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия,
условия, уступительное). Способы выражения обстоятельств.
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как
синонимы.
III. Характеристика человека по его деятельности как вид текста; строение данного текста,
его языковые особенности..
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений
по строению и значению. Группы односоставных предложений. Односоставные
предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные,
безличные) и подлежащим (назывные).
Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности.
Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их
особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.
Полные и неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. Неполные
предложения в диалоге и сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как
синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и
места.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Средства связи
однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности
предложений с однородными членами. Однородные члены предложения, связанные
союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения.
Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при
однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами
при однородных членах.

5

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление
согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление.
Обособление приложений.
Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными
оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и
интонационная особенность. Синтаксические синонимы обособленных членов
предложения, их текстообразующая роль.
Обособление дополнений.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и
их синтаксические синонимы.
III. Рассуждение на дискуссионную тему; строение данного текста, его языковые
особенности.
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение изученного материала об обращении. Обращение, его функции и способы
выражения. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при
обращениях.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Особенности
употребления вставных конструкций. Междометия в предложении. Выделительные знаки
препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные
знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными
словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи
синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи
предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ.
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Понятие о чужой речи.
Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в
предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при
цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь
косвенной.
6

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного
текста.
УРОКИ ПОВТОРЕНИЯ.

Учебно-тематическое планирование
Разделы
программы
Введение

Синтаксис.
Пунктуация.
Культура речи

Итого

Темы
Речь. Речевое
общение. Текст
Виды и средства
синтаксической
связи
Двусоставные
предложения
Односоставные
предложения
Простое
осложнённое
предложение
Способы
передачи чужой
речи

Всего
часов

В том числе
изучение
р/р
нового

к/р

13

10

3

-

8

7

1

-

15

12

2

1

13

12

-

1

42

29

10

6

5

7

1

-

103

77

17

8

7

5. Тематическое планирование
(8 класс, 103 часа)
№
урока

часы

к/р

р/р

Тема

Ведение (13 часов)
1/13 Ведение. Что такое культура речи.

2/13

1

1

1

1

Практикум по культуре речи.
3/13

Обучение сочинению-рассуждению

1

4/13

Практикум по сочинению-рассуждению

1
1

5/13

Текст и его структура.

1

6/13
7/13

Средства и способы связи предложений в тексте
Функциональные разновидности современного
русского языка.

1
1

8/13
9/13

Стартовая контрольная работа по повторению
Публицистический стиль.

1
1

10/13

Обучение сочинению на публицистическую тему.

1

1

8

11/13

Научный стиль.

1

12/13

Практикум по теме «Текст. Функциональные
стили речи»

1

13/13

Анализ сочинений
1

1/8

Синтаксис как раздел грамматики.

1

1

8

Виды и средства синтаксической связи.
2/8
3/8

Обучение подробному изложению.

1
1

4/8

Словосочетание, его структура и виды.

1

5/8

Типы связи слов в словосочетании (согласование,
управление, примыкание)

1

6/8

Практикум по типам связи.

1

7/8

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

8/8

Обобщающий урок по словосочетанию

1

1/15

Понятие о предложении.

15

2/15

Главные члены двусоставного предложения.
Подлежащее и способы его выражения.

1

3/15

Сказуемое и способы его выражения. Простое
глагольное сказуемое.

1

4/15

Составное глагольное сказуемое.

1

5/15

Составное именное сказуемое.

11

6/15

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

7/15

Практикум по постановке тире

1

1

1

9

8/15

Второстепенные члены и их роль в предложении.

1

9/15

Определение и его виды.

1

10/15

Дополнение и его виды.

1

11/15

Обстоятельство и его виды.

1

Виды обстоятельств

1

13/15

Обучение сочинению-описанию картины.

1

14/15

Обобщение по теме «Двусоставное предложение»

1

15/15

Тестовая работа по теме «Двусоставное
предложение»

1

12/15

1/13

Односоставные предложения-13
Односоставные предложения. Главный член
односоставного предложения.

1

2/13

Основные группы односоставных предложений

1

3/13

Особенности односоставных предложений

1

4/13

Определенно-личные предложения.

1

5/13

Практикум по односоставным предложениям

1

6/13

Неопределенно-личные предложения.

1

7/13

Практикум по неопределенно-личным
предложениям.

1

8/13

Обобщенно-личные предложения

1

1

1

10

9/13

Безличные предложения.

1

10/13

Практикум по безличным предложениям

1

11/13
12/13

Промежуточная контрольная работа
Назывные предложения.

1
1

1

13/13

Обобщение по теме «Односоставные
предложения»

1

1

Простое осложненное предложение

41ч

1/41

Понятие о простом осложненном предложении.

1

2/41

Понятие об однородных членах предложения.

1

3/41

Способы связи однородных членов предложения

1

Знаки препинания между однородными членами
предложения.

1

Обучение сочинению-рассуждению.

1

4/41

4/41

1
5/41

Практическое занятие по развитию речи.

1
1

6/41

Однородные и неоднородные определения

.

1

Практикум по однородным и неоднородным
определениям
7/41
8/41

9/41

Обобщающие слова при однородных членах
предложения.

1
1

Практикум по обобщающим словам
1

10/41

Синтаксический разбор предложения с
однородными членами

1
11

11/41

Обобщение темы «Предложения с однородными
членами»

12/41

Тестовая робота по предложениям с однородными
членами.

1

1

13/41

Контрольный диктант.

1

1

14/41
15/41

Работа над ошибками
Обособление определений.

1
1

Практикум по обособлению определений.

1

17/41

Обособление приложений.

1

18/41

Практикум по обособлению определений

1

19/41

Обособление
обстоятельств

1

20/41

Практикум по обособлению обстоятельств.

1

21/41

Обособление дополнений.

1

22/41

Практикум по обособлению дополнений

1

16/41

1
23/41

Обучение сочинению-рассуждению

1

1

24/41

Сочинение-рассуждение

1

1

25/41

Обособление уточняющих членов предложения

1

26/41

Практикум по обособлению уточняющих членов
предложения

1

12

27/41

Презентация проектных работ

1

28/41

Презентация проектов

1

29/41

Обобщение по теме «Предложения с
обособленными членами»

1

30/41

Тестовая работа по изученной теме.

1

31/41
32/41

Работа над ошибками
Предложения с обращениями.

1
1

33/41

Практикум по обращениям

1

34/41

Обучение сочинению-рассуждению

1

1

35/41

Написание сочинения- рассуждения на
лингвистическую тему.

1

1

36/41

Предложения с вводными конструкциями.

1

37/41

Практикум по вводным словам

1

38/41

Предложения со вставными конструкциями.

1

39/41

Урок-конференция «Языковая картина мира»

1

40/41

Конференция «Языковая картина мира»

1

41/41

Обобщение по теме «Предложения с
обращениями, вводными и вставными
конструкциями»

1

1

Прямая речь-5
13

1/5

Прямая речь.
Знаки препинания при прямой речи.

1

2/5

Итоговая контрольная работа(тест) за курс 8 кл.

1

3/5
4/5
5/5
1/1

Диалог
Косвенная речь
Цитаты. Знаки препинания при цитировании
Итоговый урок

1
1
1
1

1

Итого: 103ч.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».