ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») (далее
соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по русскому языку, тематическое планирование,
поурочное планирование, перечень (кодификатор) распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования и элементов
содержания по русскому языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
русского языка, характеристику психологических предпосылок к его
изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к
структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий – познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать
средствами русского языка с учётом возрастных особенностей обучающихся
на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне начального общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Программа по русскому языку на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
начального общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных
жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
– приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека;
– овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
– овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи;
– использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
– развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой
деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
Программа по русскому языку позволит педагогическому работнику:
– реализовать в процессе преподавания русского языка современные
подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
– определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС
НОО;
–
разработать календарно-тематическое планирование с учётом
особенностей конкретного класса.
В программе по русскому языку определяются цели изучения учебного
предмета на уровне начального общего образования, планируемые
результаты освоения обучающимися русского языка: личностные,
метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты
представлены с учётом методических традиций и особенностей
преподавания русского языка на уровне начального общего образования.
Предметные планируемые результаты освоения программы даны для
каждого года русского языка.
Программа по русскому языку устанавливает распределение учебного
материала по классам, основанное на логике развития предметного
содержания и учёте психологических и возрастных особенностей
обучающихся.
Программа по русскому языку предоставляет возможности для
реализации различных методических подходов к преподаванию русского
языка при условии сохранения обязательной части содержания учебного
предмета.
Содержание программы по русскому языку составлено таким образом,
что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении
русского языка на уровне начального общего образования и готовности
обучающегося к дальнейшему обучению.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ
ЯЗЫК»
В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебным планом на изучение русского языка во 2классе отводится 170
часов.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями
(Постановление Правительства РФ №1335 от 04.10.2024г. «О переносе
выходных дней в 2025 году», проектом Постановления Правительства РФ
(подготовлен Минтрудом России 01.07.2025г.) «О переносе выходных дней в
2026 году» произошло уплотнение учебного материала. Недостаток учебного
времени компенсирован путем интеграции тем курса. Программа 2 класса
будет пройдена за 168 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука и
гласного звука , твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки , , , ; обозначение на письме
твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв «е», «ё», «ю», «я»
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный – согласный; гласный
ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный;
согласный звонкий – глухой, парный – непарный.
Функции «ь»: показатель мягкости предшествующего согласного в
конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных «ъ» и «ь».
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами «е»,
«ё», «ю», «я» (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпияhttps://workprogram.edsoo.ru/templates/415#_ftn1
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях «жи», «ши» (в
положении под ударением), «ча», «ща», «чу», «щу»; сочетания «чк», «чн»
(повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания «чт», «щн», «нч»;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другие). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с использованием личных наблюдений и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30–45 слов с
использованием вопросов.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение русского языка во 2 классе позволяет на пропедевтическом
уровне организовать работу над рядом метапредметных результатов:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы;
однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями:
называть признаки сходства и различия;
сравнивать значение однокоренных (родственных) слов: указывать
сходство и различие лексического значения;
сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов:
выявлять случаи чередования;
устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают,
что обозначают;
характеризовать звуки по заданным параметрам;
определять признак, по которому проведена классификация звуков,
букв, слов, предложений;
находить закономерности в процессе наблюдения за языковыми
единицами;
ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст);
соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми
единицами (слово, предложение, текст);
формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова
являются (не являются) однокоренными (родственными).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: словарь учебника для
получения информации;
устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в
схеме, таблице;
с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы
для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе
анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах
наблюдения за языковыми единицами;
строить устное диалогическое выказывание;
строить устное монологическое высказывание на определённую тему,
на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации;
устно и письменно формулировать простые выводы на основе
прочитанного или услышанного текста.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать
с
помощью
орфографической задачи;
учителя
действия
выстраивать последовательность выбранных действий.
по
решению
Самоконтроль:
устанавливать с помощью учителя причины успеха (неудач) при
выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для
преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при
списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность:
строить действия по достижению цели совместной деятельности при
выполнении парных и групповых заданий на уроках русского языка:
распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и
высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать
замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с помощью
учителя);
совместно обсуждать процесс и результат работы;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты:
1)гражданско-патриотическоевоспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том
числе через изучение русского языка, отражающего историю и
культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое
в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества,
о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека,
о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах,
с которыми идёт работа на уроках русского языка;
2)духовно-нравственноевоспитание:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
признание
индивидуальности
каждого
человека
с
использованием собственного жизненного и читательского
опыта;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в
том числе с использованием языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
неприятие
любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям (в
том числе связанного с использованием недопустимых средств
языка);
3)эстетическоевоспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание
важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
4)физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной
среде дополнительной информации в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
5) трудовоевоспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том
числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа
на уроках русского языка), интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
6) экологическоевоспитание:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе
работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценностьнаучногопознания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том
числе первоначальные представления о системе языка как
одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых
единиц
(частеречная
принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и другие);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
определять
существенный признак для классификации
языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить
в языковом материале закономерности и
противоречия на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с
языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовыеисследовательскиедействия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать
изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее
целесообразный
(на
основе
предложенных
критериев);
проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
мини-исследование,
выполнять
по
предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь
для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в
явном виде информацию в предложенном источнике: в
словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей,
законных
представителей)
правила
информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в
виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы
для представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о
результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты)
к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата;
выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления
речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной
задачей по выделению, характеристике, использованию
языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым
материалом, находить орфографическую и пунктуационную
ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
других обучающихся, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
Совместнаядеятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем
формата
планирования,
распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия
по
её
достижению:
распределять
роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенных образцов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам: согласный парный (непарный) по
твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по
звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в
том числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава
слова, в том числе с учётом функций букв «е», «ё», «ю», «я»;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой
мягкий знак в середине слова;
находитьоднокоренныеслова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в словеокончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять значение по учебным
словарям; выявлять случаи употребления синонимов и
антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?»,
«что сделать?» и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами по
изученным правилам;
применять изученные правила правописания, в том числе:
сочетания «чк», «чн», «чт»; «щн»; «нч»; проверяемые
безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие
согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное
написание
предлогов
с
именами
существительными,
разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим
словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывания
(2–4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1–2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его
тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста
объёмом 30–45 слов с использованием вопросов;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Всего
1
Общиесведения о языке
1
2
Фонетика и графика
6
3
Лексика
10
4
Составслова
14
5
Морфология
19
6
Синтаксис
8
7
Орфография и пунктуация
50
8
Развитиеречи
30
Резервноевремя
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Контрольныеработы
Практическиеработы
8
32
170
8
0
Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Количествочасов
Темаурока
Вс
его
Контрольны
еработы
Практически
еработы
Датаизу
чения
1
Язык как явление национальной
культуры. Многообразие
языкового пространства России и
мира. Нашаречь и нашязык
1
01.09
2
Диалогическаяформаречи
1
02.09.
3
Повторение по разделу лексика: о
происхождении слов
1
03.09
4
Текст
1
04.09
5
Признаки текста: смысловое
единство предложений в тексте;
последовательность предложений
в тексте; выражение в тексте
законченной мысли
1
05.09
6
Тематекста
1
08.09
7
Основнаямысль
1
09.09
8
Заглавиетекста
1
10.09
9
Подбор заголовков к
предложенным текстам
1
11.09
10
Отработка умения подбирать
заголовки к предложенным
текстам. Отражение в заголовке
темы или основной мысли текста
1
12.09
11
Последовательность частей
1
15.09
Электронныецифровыеобразов
ательныересурсы
текста (абзацев). Абзац.
Краснаястрока
12
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений. Тренинг
1
16.09
13
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
предложений
1
17.09
14
Корректирование текстов с
нарушенным порядком абзацев
1
18.09
15
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком абзацев
1
19.09
16
Предложениекакединицаязыка
1
22.09
17
Предложение и слово
1
23.09
18
Связьслов в предложении
1
24.09
19
Виды предложений по цели
высказывания
1
25.09
20
Повествовательные,
вопросительные,
побудительныепредложения
1
26.09.
21
Восклицательные и
невосклицательныепредложения
1
29.09.
22
Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)
1
30.09.
23
Резервный урок по разделу
синтаксис: наблюдение за
главными и второстепенными
членами предложения
1
01.10
24
Резервный урок по разделу
синтаксис: установление связи
слов в предложении
1
02.10
25
Предложение:
систематизациязнаний
1
03.10
26
Слово и егозначение
1
06.10
27
Значение слова в словаре.
Уточняем значение слова
самостоятельно, по тексту или с
помощью толкового словаря
1
07.10
28
Однозначные и
многозначныеслова
1
08.10
29
Значение слова в словаре и тексте
1
09.10
30
Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова
1
10.10
31
Синонимы
1
13.10
32
Синонимы в тексте
1
14.10
33
Антонимы
1
15.10
34
Наблюдениезаиспользованиемант
онимов
1
16.10
35
Резервный урок по разделу
лексика: работаем с толковым
словарем
1
17.10
36
Обобщение знаний по разделу
1
20.10
«Лексика»
37
Резервный урок по разделу
лексика
1
21.10
38
Однокоренные (родственные)
слова. Корень слова
1
22.10
39
Признаки однокоренных
(родственных) слов. Корень слова
1
23.10
40
Коренькакчастьслова
1
24.10
41
Корень как общая часть
родственных слов
1
05.11
42
Кореньслова: обобщениезнаний
1
06.11
43
Окончание как изменяемая часть
слова
1
07.11
44
Изменение формы слова с
помощью окончания
1
10.11
45
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
11.11
46
Резервный урок по разделу состав
слова: нулевое окончание
(наблюдение)
1
12.11
47
Суффикскакчастьслова
1
13.11
48
Приставка как часть слова
(наблюдение)
1
14.11
49
Рольсуффиксов и приставок
1
17.11
50
Составслова:
систематизациязнаний
1
18.11
51
Составслова: обобщение
1
19.11
52
Резервный урок по разделу состав
слова: Тренинг. Нахождение
однокоренных слов. Выделение
корня
1
29.11
53
Резервный урок по разделу состав
слова: как образуются слова
(наблюдение)
1
21.11
54
Суффикс как часть слова:
наблюдение за значением
1
24.11
55
Деление слов на слоги.
Использование знания алфавита
при работе со словарями
1
25.11
56
Переноссловпослогам
1
26.11
57
Перенос слов по слогам:
закрепление
1
27.11
58
Различение звуков и букв.
Различение ударных и
безударных гласных звуков
1
28.11
59
Составление устного рассказа по
репродукции картины З.
Серебряковой «За обедом»
1
01.12
60
Резервный урок по разделу
фонетика: различаем звуки и
буквы
1
02.12
61
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30 – 45 слов с
использованием вопросов
1
03.12
62
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне
1
04.12
63
Единообразное написание
гласных в корне
1
05.12
64
Способы проверки написания
буквы, обозначающей
безударный гласный звук в корне
слова
1
08.12
65
Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова
1
09.12
66
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне:
закрепление
1
10.12
67
Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в
корне слова
1
11.12
68
Непроверяемые гласные в корне
слова
1
12.12
69
Правописание слов с
проверяемыми и непроверяемыми
безударными гласными в корне
слова
1
15.12
70
Списываниетекста.
Словарныйдиктант
1
71
Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях
слов
1
17.12
72
Парные и непарные по твёрдости
1
18.12
1
16.12
– мягкости согласные звуки.
Согласный звук и буква Й.
Твёрдые и мягкие согласные
звуки и буквы для их обозначения
73
Знакомство с
жанромпоздравления
1
19.12
74
Функциимягкогознака
1
22.12
75
Резервный урок по разделу
фонетика: учимся
характеризовать звуки
1
23.12
76
Выбор языковых средств для
ответа на заданный вопрос при
работе в паре (группе)
1
24.12
77
Выбор языковых средств для
выражения собственного мнения
при работе в паре (группе)
1
25.12
78
Повторениеалгоритмасписывания
текста
1
26.12
79
Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне
слова)
1
80
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
30.12
81
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг «Знаки
препинания в конце
предложения» с использованием
электронных образовательных
1
12.01
1
29.12
ресурсов
82
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг «Слог.
Перенос слов» с использованием
электронных образовательных
ресурсов
1
13.01
83
Резервный урок по разделу
орфография: использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания слова
1
14.01
84
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
1
15.01
85
Выбор языковых средств для
ведения разговора при работе в
паре (группе) (начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и другие)
1
16.01
86
Гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением)
1
19.01
87
Гласные после шипящих в
сочетаниях ча, ща, чу, щу
1
20.01
88
Диктант на изученные правила
(гласные после шипящих,
сочетания чк, чн, чт)
1
89
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление текста
по рисунку на тему «День
1
1
21.01
22.01
рождения»
90
Парные и непарные по звонкости
– глухости согласные звуки
1
23.01
91
Правописание слов с парным по
звонкости – глухости согласным в
корне слова
1
26.01
92
Обозначение парных по
звонкости – глухости согласных в
корне слова
1
27.01
93
Способы проверки согласных в
корне слова
1
28.01
94
Отработка правописания слов с
парным по глухости звонкости
согласным в корне слова
1
29.01
95
Учимся писать буквы согласных в
корне слова
1
30.01
96
Объяснительный диктант: учимся
писать буквы согласных в корне
слова
1
02.02
97
Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова
1
03.02
98
Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове. Тренинг
«Правописание парных по
глухости-звонкости согласны
хзвуков в корне слова» с
1
04.02
использованием электронных
образовательных ресурсов
99
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30 – 45 слов с
использованием вопросов
1
100
Списываниетекста.
Словарныйдиктант
1
101
Использование на письме
разделительных ъ и ь
1
09.02
102
Правописание слов с
разделительным мягким знаком
1
10.02
103
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком
1
11.02
104
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и
другими изученными
орфограммами
1
12.02
105
Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове. Тренинг
«Правописание слов с
разделительным мягким знаком»
с использованием электронных
образовательных ресурсов
1
13.02
106
Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях
1
16.02
05.02
1
06.02
слов
107
Списываниетекста.
Словарныйдиктант
1
108
Имя существительное как часть
речи
1
18.02
109
Имя существительное:
употребление в речи
1
19.02
110
Имясуществительное: значение
1
20.02
111
Имя существительное: вопросы
(«кто?», «что?»)
1
24.02
112
Употребление заглавной и
строчной буквы
1
25.02
113
Составление устного рассказа по
репродукции картины И.
Шишкина «Утро в сосновом
лесу»
1
26.02
114
Заглавная буква в именах
собственных: имена, фамилии,
отчества людей, клички
животных
1
27.02
115
Заглавная буква в именах
собственных: географические
названия
1
02.03
116
Составление устного рассказа с
использованием личных
наблюдений и вопросов:
составление текста о своем
любимом домашнем питомце по
1
03.03
1
17.02
вопросам
117
Имя существительное: изменение
по числам
1
04.03
118
Числоимёнсуществительных
1
05.03
119
Резервный урок по разделу
морфология: изменение по
числам имен существительных
1
06.03
120
Объяснительный диктант на
изученные правила (орфограммы
корня, заглавная буква и другие)
1
10.03
121
Глаголкакчастьречи
1
11.03
122
Глагол: значение. Для чего нужны
глаголы в нашей речи?
1
12.03
123
Глагол: вопросы «что делать?»,
«что сделать?» и другие
1
13.03
124
Рольглаголов в речи
1
16.03
125
Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста на тему пословицы
1
17.03
126
Текст-повествование
1
18.03
127
Особенноститекстовповествований
1
19.03
128
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся сочинять
текст-повествование.
Составлениетекстаповествованиянатему
«Какприготовитьсалат»
1
20.03
129
Обобщениезнаний о глаголе
1
23.03
130
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработкатемы «Глагол»
1
24.03
131
Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)
1
132
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
26.03
133
Имя прилагательное как часть
речи
1
27.03
134
Имяприлагательное: значение
1
06.04
135
Обобщение знаний об имени
прилагательном
1
07.04
136
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
прилагательных в тексте
1
08.04
137
Связь имени прилагательного с
именем существительным
1
09.04
138
Текст-описание
1
10.04
139
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление текста
(рассказа или сказки) на тему
«Путешествие снежинки на
землю»
1
13.04
140
Особенноститекстов-описаний
1
14.04
141
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся сочинять
текст-описание.
1
15.04
1
25.03
Составлениетекстаописаниянатюрморта
142
Диктант на изученные
орфограммы в корне слова
1
143
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
17.04
144
Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста о своем любимом
домашнем питомце по вопросам
1
20.04
145
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление текста
по рисунку с включением в него
диалога.
Практикумпоовладениюдиалогич
ескойречью
1
21.04
146
Текст-рассуждение
1
22.04
147
Особенноститекстоврассуждений
1
23.04
148
Предлог. Отличие предлогов от
приставок
1
24.04
149
Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у,
о, об и другие
1
27.04
150
Раздельное написание предлогов
с именами существительными
1
28.04
151
Раздельное написание предлогов
с именами существительными:
1
29.04
1
16.04
закрепление
152
Частиречи: обобщение. Тренинг
1
30.04
153
Умение договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности при
проведении парной и групповой
работы
1
04.05
154
Резервный урок по разделу
морфология: части речи. Тренинг
1
05.05
155
Различение текстов-описаний и
текстов-повествований
1
06.05
156
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработкатемы «Предлоги»
1
07.05
157
Частиречи: систематизациязнаний
1
08.05
158
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
существительных в тексте
1
12.05
159
Резервный урок по разделу
морфология: роль глаголов в
тексте
1
13.05
160
Правописание слов с
орфограммами в значимых частях
слов: систематизация
1
14.05
161
Правописание слов с
орфограммами в значимых частях
слов: обобщение
1
15.05
162
Резервный урок по разделу
1
18.05
развитие речи
163
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг
«Правописаниеименсобственных
»с
использованиемэлектронныхобра
зовательныхресурсов
1
164
Контрольная работа
1
165
Резервный урок по разделу
орфография. Орфографическая
зоркость как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием
суффиксов имён
существительных; правописание
парных по глухости-звонкости
согласных звуков в корне слова (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)
1
21.05
166
Резервный урок по разделу
орфография. Орфографическая
зоркость как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием
суффиксов имен прилагательных;
1
22.05
19.05
1
20.05
правописание слов с
разделительным мягким знаком (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)
167
Резервный урок по разделу
орфография. Орфографическая
зоркость как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием
приставок; правописание
буквосочетаний с шипящими
звуками (с использованием
электронных образовательных
ресурсов)
1
25.05
168
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль
«Правописание буквосочетаний с
шипящими звуками» с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
25.05
169
Резервный урок по разделу
орфография
1
26.05
170
Резервный урок по разделу
орфография
1
26.05
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
0
8
0
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС
Кодпроверяемогорезультат
а
1
Проверяемые предметные результаты
освоения основной образовательной
программы начального общего образования
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать согласные звуки вне слова и в
слове по заданным параметрам: согласный
1.1
парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости
(глухости)
Определять количество слогов в слове; делить
1.2
слово на слоги (в том числе слова со стечением
согласных)
Устанавливать
1.3
соотношение
звукового
и
буквенного состава слова, в том числе с учётом
функций букв е, ё, ю, я
1.4
1.5
Обозначать на письме мягкость согласных
звуков буквой ь в середине слова
Пользоватьсяорфоэпическимсловарёмучебника
Объяснять своими словами значение изученных
1.6
понятий; использовать изученные понятия в
процессе решения учебных задач
2
Лексика
Выявлять
2.1
в
тексте
случаи
употребления
многозначных слов, понимать их значения и
уточнять значения по учебным словарям
2.2
Выявлять случаи употребления синонимов и
антонимов (без называния терминов)
2.3
Пользоватьсятолковымсловарёмучебника
Объяснять своими словами значение изученных
2.4
понятий; использовать изученные понятия в
процессе решения учебных задач
3
Составслова (морфемика)
3.1
Находитьоднокоренныеслова
3.2
Выделять в слове корень (простые случаи)
3.3
Выделять в словеокончание
Объяснять своими словами значение изученных
3.4
понятий; использовать изученные понятия в
процессе решения учебных задач
4
4.1
4.2
4.3
Морфология
Распознавать слова, отвечающие на вопросы
«кто?», «что?»
Распознавать слова, отвечающие на вопросы
«что делать?», «что сделать?» и другие
Распознавать слова, отвечающие на вопросы
«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Объяснять своими словами значение изученных
4.4
понятий; использовать изученные понятия в
процессе решения учебных задач
5
5.1
5.2
Синтаксис
Определять
вид
предложения
по
цели
высказывания и по эмоциональной окраске
Составлять предложения из слов, устанавливая
между ними смысловую связь по вопросам
Объяснять своими словами значение изученных
5.3
понятий; использовать изученные понятия в
процессе решения учебных задач
6
Орфография и пунктуация
Применять изученные правила правописания, в
6.1
том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне
слова; парные звонкие и глухие согласные в
корне
слова;
непроверяемые
гласные
и
согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); заглавная буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических
названиях;
написание
предлогов
существительными,
раздельное
с
именами
разделительный
мягкий
знак
6.2
Находить место орфограммы в слове и между
словами на изученные правила
Правильно
6.3
списывать
(без
пропусков
и
искажений букв) слова и предложения, тексты
объёмом не более 50 слов
Писать
6.4
под
диктовку
(без
пропусков
и
искажений букв) слова, предложения, тексты
объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания
6.5
6.6
7
Находить и исправлять ошибки на изученные
правила, описки
Пользоватьсяорфографическимсловарёмучебни
ка
Развитиеречи
Строить
устное
монологическое
7.1
предложения
диалогическое
высказывание
на
(2
определённую
и
–
4
тему,
по
наблюдениям) с соблюдением орфоэпических
норм, правильной интонации
Формулировать простые выводы на основе
7.2
прочитанного
(услышанного)
устно
и
письменно (1 – 2 предложения)
7.3
7.4
Определять тему текста и озаглавливать текст,
отражая его тему
Составлять
текст
из
разрозненных
предложений, частей текста
Писать
7.5
подробное
изложение
повествовательного текста объёмом 30 – 45
слов с использованием вопросов
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
2 КЛАСС
Код
1
Проверяемыйэлементсодержания
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука
1.1
и гласного звука , твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и
глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки , , , ;
обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков,
функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе)
1.2
Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки
Качественная характеристика звука: гласный – согласный; гласный
1.3
ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный
1.4
1.5
1.6
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в
конце и в середине слова; разделительный
Использование на письме разделительных ъ и ь
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е,
ё, ю, я (в начале слова и после гласных)
1.7
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных)
1.8
Использование знания алфавита при работе со словарями
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
1.9
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного)
1.10
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка
(на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)
1.11
2
Использование
отработанного
перечня
слов
(орфоэпического
словаря учебника) для решения практических задач
Лексика
2.1
Слово как единство звучания и значения
2.2
Лексическое значение слова (общее представление)
2.3
Выявление слов, значение которых требует уточнения
2.4
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря
2.5
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение)
2.6
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов
3
3.1
Составслова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова
Однокоренные
3.2
(родственные)
слова.
Признаки
однокоренных
(родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями
3.3
Выделение в словах корня (простые случаи)
3.4
Окончание как изменяемая часть слова
3.5
Изменение формы слова с помощью окончания
3.6
Различение изменяемых и неизменяемых слов
3.7
Суффикс как часть слова (наблюдение)
3.8
Приставка как часть слова (наблюдение)
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?»,
«что сделать?» и другие), употребление в речи
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи
Предлог.
Отличие
предлогов
от
приставок.
Наиболее
распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другие
Синтаксис
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6
Порядок
слов
в
предложении;
связь
слов
в
предложении
(повторение)
Предложение
как
единица
языка.
Предложение
и
слово.
Отличиепредложенияотслова
Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов
предложения (логическое ударение)
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения
Орфография и пунктуация
Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных
(имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в
6.1
конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта
морфемного деления слова); гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк,
чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе)
6.2
6.3
6.4
6.5
Орфографическая
зоркость
как
осознание
места
возникновения орфографической ошибки. Понятиеорфограммы
Различные способы решения орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове
Использование орфографического словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова
Контроль
и
самоконтроль
при
проверке
Разделительныймягкийзнак
6.7
Сочетаниячт, щн, нч
6.8
Проверяемые безударные гласные в корне слова
6.9
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
6.11
собственных
и
предложенных текстов
6.6
6.10
возможного
Непроверяемые
гласные
и
согласные
(перечень
слов
в
орфографическом словаре учебника)
Заглавная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия
6.12
7
Раздельное написание предлогов с именами существительными
Развитиеречи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
7.1
устного общения для эффективного решения коммуникативной
задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного
мнения)
Практическое овладение диалогической формой речи. Умение вести
разговор
7.2
(начать,
поддержать,
закончить
разговор,
привлечь
внимание и другое). Умение договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности при проведении парной и
групповой работы
7.3
7.4
7.5
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения
Составление устного рассказа по репродукции картины
Составление устного рассказа с использованием личных наблюдений
и вопросов
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
7.6
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли
7.7
Тематекста
7.8
Основнаямысль
7.9
Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам
7.10
7.11
7.12
7.13
7.14
7.15
Последовательность частей
текста (абзацев). Корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев
Типы
текстов:
описание,
повествование,
рассуждение,
их
особенности (первичное ознакомление)
Поздравление и поздравительнаяоткрытка
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы
на основе информации, содержащейся в тексте
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной
интонации
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30 – 45
слов с использованием вопросов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык: 2-й класс: учебник: в 2 частях; 14-е издание, переработанное
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому
языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
httрs://lesson.edu.ru/
httрs://resh.edu.ru
httрs://lesson.аcаdemy-content.myschool.edu.ru
https://uchi.ru/catalog/rus/2-klass/grade-109