Vraepxgaro
o Ar4peKrop
MEOY
COIU
onoBcKoft
'i..,,:'
Lt
2024
CoruacoeaHHo:
Auperropano BP
Muxaftnoea
E.B
Cneuualuuaq nHruBlAyarbHaq rtporpaMMapa3Burufl
ua o6yvarorqyrocsI rlacca (na goN{y)cocraBJrega
B coorBercrBrr[ c rpe6osaur4x\4
@egepamuororccyAapcrBeunoroo6pasoBarerbHorocraHAaprao6rqero o6pasoeanar
cpoKpeanrcauuu; t eod
Coctaeurem:
lllsvAeHKo Exarepuuatr4saHogHa
Coquanruufi neAaror
MEOy llonoscxoft COII
c.flononxa, 2024-2025rot
Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Анисимова Дарья Дмитриевна
Датарождения:15.10.2016
Возраст ребенка: 9 лет
Место жительства: Ростовская область, Кашарский район, х.Первомайский д.48
Мать: Анисимова Юлия Сергеевна
Отец: Анисимов Дмитрий Петрович
Год обучения в МБОУ Поповская СОШ: 1
Ступень обучения: 1
Заключение ПМПК : установлен статус ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
Нормативные документы:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в
Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях,
зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект).
Психолого-педагогическая характеристика
По заключению ПМПК у обучающейся задержка психофизического и психоречевого
развития. Рекомендовано обучение по специальной адаптированной основной
образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2) ФГОС.
Относится к категории «ребенок-инвалид».
Ребенок обучается индивидуально на дому, по индивидуальному учебному плану.
Психическое и физическое развитие
У ребенка сложная структура нарушения развития. Выявлены трудности в обучении,
обусловленные органическим поражением ЦНС .
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности,
темпа движений, что осложняет формирование физических действий. Наблюдается
рассогласованность, неловкость движений, отсутствуют навыки, требующими тонких
точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мелкая и
артикуляционная моторика слабо развиты .
Языковые средства сформированы. Речь воспринимает, говорит хорошо. Словарный запас
маленький.
Наблюдается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы, одевание,
кормление осуществляется самостоятельно, иногда с помощью взрослых. Не требуется
полная постоянная помощь в приёме пищи, выполнении гигиенических процедур,
одевании, раздевании и других режимных моментов. Соблюдается режим дня.
Индивидуальный учебный план МБОУ поповской СОШ
на 2024-2025 учебный год в рамках ФГОС НОО
для обучающейся 1-го класса на дому
Режим занятий: Обучение ведётся в режиме 5 – дневной учебной недели. Продолжительность одного занятия 40 минут. Продолжительность учебного года - 33 учебных недели. Начало учебного года: 2 сентября 2024 года.
Окончание учебного года: 25 мая 2025 года. Каникулы: по общей циклограмме школьных каникул.
Дополнительные каникулы определены учебным графиком (февраль 2025г). Обучение на дому – это форма
образования, которую ребёнок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по
индивидуальному учебному плану. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы,
коррекционные занятия, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем
недельной нагрузки на обучающуюся. Индивидуальный учебный план включает образовательные предметы,
содержание которых приспособлено к возможностям обучающейся имеющей ограниченные возможности
здоровья, коррекционно – развивающие занятия. Рабочие программы по учебным предметам, адаптированы
для обучающейся с учётом особых образовательных потребностей и учитывают особенности ее
познавательной деятельности, содержат коррекционную составляющую. Они направлены на разностороннее
развитие личности обучающейся.
№
Учебные предметы
Предметная
область
Количество
часов в
неделю
Обязательная часть
1
2
3
4
Язык и
литературное
чтение
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Русский язык
5
Литературное чтение
4
Математика
4
Окружающий мир
2
Искусство
Музыка
1
Изобразительное искусство
1
5
Физическая
культура
Адаптивная физическая культура
3
6
Технология
Технология
1
Итого: предельно допустимая учебная нагрузка
21
Содержание образования.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предметам индивидуального учебного составлена на основе:
АООП для обучающихся ОВЗ с задержкой психического развития.
Программа включает следующие учебные предметы:
1.Русский язык
2Литературное чтение
3.Математика
4.Окружающий мир
5.Музыка
6. Труд
7.Изобразительное исскуство
Цель программы обучения обучающихся с ЗПР состоит в максимальном включении
обучающихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов
деятельности (предметно- практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с ЗПР , заносятся в
СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и
могут включать:
Личностные результаты:
1.
Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к
определённому полу, как «Я»;
2.
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности;
3.
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
4.
Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за
свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых
правилах;
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Уважительное отношение к окружающим: взрослым ,детям;
Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению
понимание и сопереживание чувствам других;
5.
6.
7.
к другим,
Владение навыками сотрудничества с взрослыми и детьми в разных социальных
ситуациях доступным образом;
8.
9.
Владение алгоритмом действий в игровой, у7 чебной, бытовой ситуации.
Базовые учебные действия.
Сформированность базовых учебных действий определяется по завершению обучения с
учетом индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося.
Содержание БУД (УУД)
1полугодие
1.Создание благоприятной обстановки,
способствующей формированию положительной
мотивации эмоциональному конструктивному
взаимодействию с учителем , взрослыми
(родственник, специалист , ассистент и др.)и
сверстниками.
Принятие контакта, инициированного взрослым
Установление контакта с педагогом и другими
взрослыми, участвующими в организации
учебного процесса
Ориентация в учебной среде дома: (пространство,
материалы, расписание)
Нахождение места хранения игрушек
Нахождение своего(рабочего)места за столом;
нахождение
места
индивидуальных заданий;
хранения
набора
нахождение места, предназначенного для игровой
деятельности;
2.Формирование учебного поведения
поддержание правильной позы на занятии
направленность взгляда:
на говорящего взрослого
на задание
умение выполнять инструкции педагога:
понимает жестовую инструкцию
выполняет стереотипную инструкцию
(отрабатываемая с конкретным учеником н а
2полугодие
Данном этапе обучения
принятие помощи взрослого
использование по назначению учебных
материалов: бумаги; карандаша, мела.
Умение выполнять действия с предметами:
• Выполняет действие способом рука–в- руке;
• По
подражанию
(подражает
действиям,
выполняемым педагогом);
• По
образцу
(последовательно
выполняет
отдельные операции действия по образцу
педагога).
Соотнесение изображений на карточках с
предметами и игрушками.
Соотнесение предмета с соответствующим
изображением (по образцу)
Выполнение соотнесения одинаковых картинок
(по образцу)
Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)
3. Формирование умения выполнять задания в
соответствии с определенными характеристиками
• Выполнение задания полностью (от начала до
конца) (при организующей, направляющей помощи
способен выполнить посильное задание от начала
до конца),
• в течение определенного временного промежутка:
(произвольное внимание на выполнении
посильногозадания5-10мин.)
Содержание учебных предметов.
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной
и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи.
Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности.
Описание возможных результатов обучения:
Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и
невербальными.
способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических
изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом,
воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и
др.).
Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным
опытом ребенка.
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека.
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных
ситуациях.
Содержание.
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с
собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального
состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника
звуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний
звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение
согласия (не согласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом,
предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на
заданнуютему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с
собеседником звуком (словом).
Математика.
Математические представления:
Цель :формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о
размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий),
Умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.
Описание возможных результатов обучения:
-умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный
предмет, выбрав из ряда объектов;
-ориентировка в пространстве
«Окружающий мир».
Человек:
Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе
самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
-Описание возможных результатов обучения:
представления о собственном теле
-распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
-Локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым
-Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после
посещения туалета и перед едой) умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться
самостоятельно.
Описание возможных результатов обучения:
Адекватные манипуляции с предметами,
по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными
предметами,
представление о классной комнате, столовой, туалетной комнаты и расположенных в них
предметах и объектах.
Формирование навыков приветствия со взрослым.
Искусство.
Музыка и движение:
Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование
приобретенного музыкального опыта в жизни.
Описание возможных результатов обучения:
Умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные
инструменты;
Умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее;
Выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки.
Изобразительная деятельность:
Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание
положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской
деятельности.
Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора,
тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических
манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие
способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по
величине, цвету, форме.
Описание возможных результатов обучения:
-Формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
-Умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе
доступной изобразительной деятельности;
-Получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;
-Формирование доступных сенсорных эталонов.
Физическая культура.
Адаптивная физкультура:
Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию
Полученных навыков в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
-Формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию,
совместно со взрослым;
-Формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;
-Формирование умения сохранять целенаправленность движений.
Отслеживание результатов обучения.
Отслеживание результатов обучения представлены в таблице 2.
Содержание и отслеживание результатов обучения.
Показатели самостоятельности представлены в таблице.
Показатели самостоятельности учащегося (ПС)
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)
Действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (по изображению
или вербально)
- подражая или по образцу
- самостоятельно
- узнает объект
- не всегда узнает объект
- не узнает объект
Условные обозначения
!
пп
п
и
о
с
у
нву
н
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Показатели самостоятельности учащегося
Образовательные области (возможные (ожидаемые)
результаты обучения и воспитания ребенка
на определенный учебный период (полгода)).
Предметные области и предметы
Языки речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
Элементарные
движения
артикуляционного аппарата
на
развитие
органов
Восприятие и понимание речи
Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на
меня»)
Выполнение одного,
двух, трех действий
инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»)
Математика
Математические представления
Выбрать названный предмет из двух
Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов
Указать названную часть тела
по
словесной
Оценка
результативнос
ти освоения
СИПР
I
I
Ориентировка в пространстве
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около»
Перемещение«косточек»по проволочной рамке
Навыки невербального общения:
Установление визуального контакта с собеседником
Ориентация налицо взрослого
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя)
Соблюдение коммуникативной и физической дистанции
Адекватное использование мимики и выражения лица
Искусство
Изобразительная деятельность
Сгибание и разгибание бумаги
Разрывание бумаги на части
Раскатывание пластилина
Деление пластилина на части
Размазывание пластилина на плоскости
Музыка и движение
Умение сидеть
на стуле и воспринимать музыкальное произведение
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения
Реагирование на начало и конец музыки
Реакция на учителя, воспитателя
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя
Умение пользоваться невербальными средствами общения
Человек
Умывание
Умение обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой
Умение во время еды правильно удерживать ложку и есть, не проливая суп
Пользование раковиной, водопроводным краном
Умение пить из чашки и из стакана
Умение надевать и снимать предметы одежды(обуви)
Умение
выполнять различные способы
застегивания и
расстегивания одежды,
пользоваться молнией и«липучками», кнопками и
пр.
Умение класть вещи на место
Ежедневная гигиена тела
Знание названий частей тела человека
Физическая культура
Умение показать себя (реакция на«я», свое имя)
Реакция на учителя, воспитателя
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя
Умение пользоваться невербальными средствами общения
Перечень необходимых технических средств
и дидактических материалов.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного,
зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные
своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями,
которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных
картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани
разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха
и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага
и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей ;гербарии;
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник,
барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную
сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая
щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной
мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой
поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и
т. д.
Так же для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе
используются информационно-компьютерные технологии.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики,
пирамидки, пазлы , мозаики,трафареты, закрепляемые неподвижно в
приборе «Школьник», с
внутренним контуром;доски, покрытые слоем пластилина или другими вяжущими веществами;
геометрические
фигуры,
доступные для
изучения
в
соответствии с
возрастными возможностями;
Карточки с рельефными рисунками линий, геометрических плоских предметов (бархат, пластмасса,
наждачная бумага);
Магнитные доски;
Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал,
строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной
геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);
Наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;
сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы
мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т.д.; набор картинок (сюжетных и
предметных):сыпучие атериалы:горох,фасоль,речнойпесок,маннаякрупа,рисоваякрупа;наборкоробок,
прозрачные ёмкости; пуговицы разного размера и различных цветов; природный материал: ракушки,
камушки, шишки; муляжи овощей и фруктов; материал для лепки: пластилин; палочки разной длины
и ширины для рисования на песке, манке; наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;
детские музыкальные инструменты.
Задачи
Мероприятия
Повышение
индивидуальные консультации родителей (законных
осведомленности родителей представителей) со специалистами
(законных
( по запросу родителей)
представителей) об
особенностях развития и
специфических
образовательных
потребностях
ребенка
Обеспечение участия участие родителей (законных представителей) в
семьи
(законных
разработке СИПР;
представителей)
в посещение родителями уроков/занятий;
разработке
и
консультирование
родителей
(законных
реализации СИПР
представителей) по вопросам обучения ребенка.
организация
личные беседы;
регулярного
обмена
присутствие
родителей
(законных
информацией
о
представителей) на занятиях и обсуждение
ребенке,
о
ходе
результатов.
реализации СИПР и
результатах
ее
освоения
Организация участия
привлечение
родителей
(законных
родителей
представителей) к планированию, разработки
(законных
реализации мероприятий:
представителей) во
«1сентября–День Знаний»
внеурочных
«Новогодний праздник»
мероприятиях
«Последний учебный день»
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Педагог-психолог: Передереева Е.В
Социальный педагог: Швиденко Е.И
Заместитель директора по УВР: Демченко Л.Н.
Отчет о
проведении