ОБЖ, 9 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс, 2022/2023 учебный год
Уровень: основное общее образование
Учитель: Григоренко Роман Федорович
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования, программы
«Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная
линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 кл.» /авторы А.Т.
Смирнов, Б.О. Хренников / – М.: Просвещение, 2017 г. Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для
общеобразовательных организаций /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред.
А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год на изучение предмета отводится 1 час в неделю – 35 часов в год.
В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Поповской
СОШ на 2022-2023 учебный год, расписанием уроков на 2022-2023 учебный
год на изучение предмета в 9 классе отводится 34 часа.
Недостаток учебного времени компенсирован путѐм интеграции тем курса.
2022г.

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного
предмета«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества, воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых
познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего
социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного
мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нѐм взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в обращении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных
ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
(например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов
террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание
первой помощи пострадавшим;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
Понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
в том числе от экстремизма и терроризма;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной
позиции;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и
их последствия для личности, общества и государства;
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из
различных источников;
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации
для минимизации последствий с учѐтом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей.
Раздел II. Содержание учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и
государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности (8 часов)
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с
которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России
сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в
развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном
мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную
безопасность России. Основные угрозы национальным интересам России,
влияние определенного поведения каждого человека на национальную
безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в
области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной
безопасности России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и
национальная безопасность России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения.
Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их

числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для
жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации природного характера,
их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера,
их причины и последствия. Угроза военной безопасности России.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций (8 часов)
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от
чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций(РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по
защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и
обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие
гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании
культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное
предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций . Инженерная защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01.
Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения
из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение
персонала объектов экономики из категорированных городов
Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к
эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах
поражения.
Раздел III. Противодействие терроризму и экстремизму в
Российской Федерации (9 часов)
Тема 5 . Общие понятия о терроризме и экстремизме
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила
поведения при угрозе террористического акта.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма

Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму
экстремизму в Российской Федерации.
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и
экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму.
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.
Тема 7. Организационные основы противодействия терроризму и
наркотизму Российской Федерации.
Организационные основы противодействия терроризму в Российской
Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму в
Российской Федерации. Виды террористических акций, их цели и способы
осуществления. Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей,
которые преследуют преступники. Международный терроризм и его
основные особенности. Законодательная и нормативно-правовая база по
организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной
исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с
терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения
от террористических актов. Система борьбы с терроризмом. Существующие
в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация
информирования населения о террористической акции. Уголовная
ответственность, предусмотренная за участие в террористической
деятельности.
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и
профилактика наркозависимости.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная
политика противодействия распространению наркомании. Основные меры,
принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания,
предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и
за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика
наркомании.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 часов)
Тема 9. Здоровье - условие благополучия человека. Здоровье человека как
индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное
здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье
человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и
социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в
формировании у человека общей культуры в области безопасности
жизнедеятельности. Репродуктивное здоровье населения и национальная
безопасность России.
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и
СПИДе.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления
репродуктивного здоровья
Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные
функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на
создание благополучной семьи. Семья и здоровый образ жизни человека.
Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения
Семейного кодекса Российской Федерации.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи (2 часа)
Тема 12. Оказание первой помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое
занятие)
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных
веществ.
Раздел III. Тематическое планирование учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»

№
Наименование раздела, темы, урока
раздела,
темы,
урока
Р-1

Основы комплексной безопасности

Тема 1 Национальная безопасность России в
современном мире

Количество
часов
Раздел Тема

12
4

1.

Россия в мировом сообществе

1

2.

Национальные интересы России в
современном мире

1

3.

Основные угрозы национальным
интересам и безопасности России

1

4.

Формирование современного уровня
культуры населения в области
безопасности жизнедеятельности

1

Тема 2 Чрезвычайные ситуации природного
и техногенного характера и
национальная безопасность России

3

5.

Опасные и чрезвычайные ситуации,
общие понятия и определения, их
классификация

1

6.

Чрезвычайные ситуации природного
характера, их причины и последствия

1

7.

Чрезвычайные ситуации техногенного
характера, их причины и последствия

1

Тема 3 Современный комплекс проблем
безопасности социального характера
и национальная безопасность
России

3

8.

Военная угроза национальной
безопасности России

1

9.

Международный терроризм — угроза
национальной безопасности России

1

10.

Наркотизм и национальная
безопасность России

1

Тема 4 Обеспечение личной безопасности
при угрозе террористического акта

2

11.

Виды террористических актов, их цели
и способы осуществления ■

1

12.

Правила поведения при угрозе
террористического акта

1

Р-2

Защита населения Российской
Федерации от чрезвычайных
ситуаций

Тема 5 Организационные основы по защите
населения страны от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного

12

3

времени
13.

Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

14.

Гражданская оборона как составная
часть национальной безопасности и
обороноспособности страны

1

15.

МЧС России — федеральный орган
управления в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций

1

Тема 6 Основные мероприятия, проводимые
в Российской Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени

5

16.

Мониторинг и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций

1

17.

Инженерная защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций

1

18.

Оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях

1

19.

Эвакуация населения

1

20.

Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в очагах поражения

1

Тема 7 Организация борьбы с терроризмом и
наркобизнесом в Российской
Федерации
21.

Законодательная и нормативноправовая база по организации борьбы с
терроризмом

4

1

22.

Система борьбы с терроризмом

1

23.

Государственная политика
противодействия наркотизму

1

24.

Профилактика наркомании

1

P-III

Основы здорового образа жизни

9

Тема 8 Основы здорового образа жизни

3

25.

Здоровье человека как индивидуальная,
так и общественная ценность

1

26.

Здоровый образ жизни и его
составляющие

1

27.

Репродуктивное здоровье населения и
национальная безопасность России

1

Тема 9 Факторы, разрушающие
репродуктивное здоровье

3

28.

Ранние половые связи и их последствия

1

29.

Инфекции, передаваемые половым
путем

1

30.

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

1

Тема 10 Правовые основы сохранения и
укрепления репродуктивного
здоровья

3

31.

Брак и семья

1

32.

Семья и здоровый образ жизни человека

1

33.

Основы семейного права в Российской
Федерации

1

P-/V

Основы медицинских знаний и
оказание первой медицинской
помощи

2

Тема 11 Оказание первой медицинской
помощи
34.

2

Первая медицинская помощь при
массовых поражениях (практическое
занятие по плану преподавателя)

Всего часов

1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».