Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по немецкому языку
начальное общее образование, 2022/2023 учебный год
4 класс
Составитель : Швиденко Валентина Ивановна, учитель начальных
классов
Учебники: Авторы: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.М. Фомичева
Часть: 1, 2 Издательство: «Просвещение»
сл .Поповка
2022 г.
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 4 класса. Составлена в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования. Программа составлена на основе
примерной программы по иностранному языку, рабочей программы «Немецкий
язык», предметная линия учебников И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, 2-4 классы,
Издательство «Просвещение». Рабочая программа ориентирована на
использование учебно-методического комплекта «Немецкий язык» для 4 класса
общеобразовательных учреждений.
В состав УМК входит учебник И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. Немецкий язык в 2-х
частях «Просвещение».
Цели и задачи обучения.
Рабочая программа для 4 класса строится на личностно-ориентированном
подходе как новой парадигме образования и воспитания, имеет коммуникативную
и деятельностную направленность. Основная цель обучения немецкому языку в 4
классе – дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять
элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее
распространённых стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и
развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие,
развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса ко всё ещё очень
скупой страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определённой
мере ценностных ориентаций и творческого потенциала.
Согласно Федеральному компоненту Государственного образовательного
стандарта по иностранному языку его изучение в начальной школе должно быть
направлено на достижение следующих, более конкретизированных целей, а именно:
• обеспечить развитие личности ребенка, его речевых способностей,
внимания, мышления, памяти и воображения;
• заложить основы для формирования способности и готовности общаться
на иностранном языке, т. е. элементарной коммуникативной компетенции
(речевой, языковой), и соответственно развития элементарных коммуникативных
умений в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении,
письме (с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников);
• создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации
младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем
психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства
общения, для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным
языком;
• формировать элементарные лингвистические представления, развивать
речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников,
а также их общеучебные умения;
• приобщать детей к новому социальному опыту с использованием
иностранного языка. Познакомить младших школьников с миром зарубежных
сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами
художественной литературы, воспитывать дружелюбное отношение к
представителям других стран.С учётом поставленных учебных, образовательных,
воспитательных и развивающих целей изучения предмета «Иностранный язык» в
начальной школе формулируются следующие задачи: - формировать у младших
школьников отношение к иностранному языку как средству межличностного и
межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет
на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через
устное общение, чтение, слушание и письменную речь; - расширять
лингвистический кругозор младших школьников; развивать элементарные
лингвистические представления, доступные младшим школьникам и необходимые
для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном
уровне; - обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию младших
школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем
психологического барьера и использования иностранного языка как средства
общения; - развивать личностные качества младшего школьника , его внимание,
мышление, память и воображение в процессе участия в моделируемых ситуациях
общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом; - развивать
эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с
использованием иностранного языка; - приобщать младших школьников к новому
социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке ролевых игр в
игровых ситуациях; типичных для семейного, бытового, учебного общения; обучать учащихся начальной школы универсальным познавательным стратегиями
способам работы с компонентами учебно-методического комплекта,
мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интеренет,
символико-графической репрезентацией знаний, также учебному сотрудничеству.
В процессе реализации программы используются технологии (или их
элементы) активизации и интенсификации деятельности обучающихся
(наглядность,
ТСО,
демонстрационный
и
раздаточный
материал)
дифференцированного обучения, современные педагогические технологии
проблемного обучения, личностно - ориентированного и развивающего обучения.
Для достижения цели используются различные формы работы: групповая,
парная, индивидуальная, фронтальная.
2. Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык — один из важных учебных предметов в системе
подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и
многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он
формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему
речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного
языка и в том числе немецкого способствует приобщению школьников к культуре
другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителей культуры и духовных
ценностей своего народа и соответственно осознанию своей национальной
идентичности. Данная предметная линия учебников «Немецкий язык» для 2–4
классов
общеобразовательных
учреждений
реализует
личностно-
ориентированную парадигму образования и воспитания, включающую наряду с
личностно-ориентированным подходом к обучению иностранным языкам также
деятельностный,
коммуникативный,
социокультурный
(межкультурный,
обеспечивающий диалог культур) подходы.
Материалы учебников даны в соответствии с психологическими
и
возрастными особенностями учащихся. В соответствии с требованиями к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
учебники 2–4 классов направлены на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по немецкому языку
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений
РФ всего на изучение иностранного языка в начальной школе выделяется 204
часа во 2, 3 и 4 классах (2часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
В точности на освоение программы по немецкому языку в 4 классе отводится
68 часов. В соответствии с учебным планом, с графиком работы,
расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 4
класса количество часов отведенных на изучение предмета «Немецкий язык»
изменилось, так как из расписания выпадают следующие праздничные дни:
23.02;8.03; Таким образом, в календарно-тематическом планировании на
изучение предмета «Немецкий язык» отводится – 66 часов. Часы взяты из
резервных часов, предназначенных для систематизации и коррекции знаний
обучающихся.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная рабочая программа обеспечивает достижение учащимися 4 класса
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- освоение социальной роли обучающегося , развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в процессе учения;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации
неуспеха;
- освоение начальной формы рефлексии (самоконтроля, самоанализа,
саморегуляции, самооценки);
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
- активное использование речевых средств и информационных и
коммукационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
анализа, и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями обучения;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и жанрами обучения на доступном младшим школьникам
уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом
возможностей младших школьников;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере:
- языковые представления и навыки (фонетические, орфографические,
лексические и грамма-тические);
- говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных
ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию,
монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей,
предметов, картинок, персонажей);
- аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие
основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом
учащимся языковом материале);
- чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного
объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересов
учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
- письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора
на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и
явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
- социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные
персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения,
правила вежливости и речевой этикет).
Б.В познавательной сфере:
- формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом
языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные,
вопросительные и отрица-тельные предложения, порядок слов, служебные слова
и грамматические словоформы);
- умения выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление
собственных диалогических и монологических высказываний по изученной
тематике;
- перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на
немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по
заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному,
дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных
предложениях;
- уметь использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и
схем для выполнения заданий разного типа;
- осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги
усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание,
передачу ин-формации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с
другими людьми;
- ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов
и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными
произведениями, а также нормами жизни;
- перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями
иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с
помощью иност-ранного языка, вероятность применения начальных знаний
иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
- знакомство с образцами родной и зарубежной литературы, поэзии, фольклора и
народного литературного творчества;
- формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и
зарубежной детской литературы , стихов, песен, иллюстраций;
- развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской
литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для
сравнения.
Д. В трудовой сфере:
- умение сохранять цели познавательной деятельности следовать её задачам при
усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
- готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными
технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного
труда;
- начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для
самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и
выполнения учебных заданий.
4. Содержание курса, предмета.
В курсе немецкого языка можно выделить следующие содержательные линии:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании,
говорении, чтении и письме;
1.Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует
образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным
особенностям учащихся 4 класса и включает следующие темы:
Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажем детских произведений.
Приветствие, прощание ( с использованием типичных фраз этикета).
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера,
увлечения, хобби. Покупки в магазине: одежда, основные продукты питания.
Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год, Рождество.
Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта, спортивные игры.
Выходной день, каникулы.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения, хобби. Любимое
домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер.
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности,
школьные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой дом, квартира, комната: названия комнат, их размеры,
предметы мебели и интерьера. Природа. Любимое время года. Погода.
Страна изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица.
Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки,
стихи, песни, сказки).
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде
ситуаций общения( в школе, во время совместной игры, в магазине)
№
п/п
Тема
1
Мы знаем и умеем
уже много
Повторительный
курс
2
Как было летом?
3
А что интересного
в школе?
Содержание учебной темы
Количе
ство
часов
Рассказывать о некоторых персонажах
из учебника 3 класса
6
Спрягать известные глаголы.
* Составлять рассказ, используя
известные структурнофункциональные схемы (речевые
образцы) в качестве опор
Правильно употреблять артикли перед
именами
существительными.
Составлять предложения с использованием
неопределённого,
определённого артикля и без артикля
Употреблять в речи лексику по теме
«Лето». » Описывать картинку с
11
изображением летнего пейзажа.
Читать с полным пониманием текст,
используя перевод на плашке и
пользуясь двуязычным словарём
учебника. Воспроизводить наизусть и
употреблять в речи лексику по теме
«Животные».
Заполнять пропуски в предложениях,
используя знакомую лексику.
Употреблять в речи глаголы, знакомые
им по предыдущим годам обучения.
Употреблять в речи лексику по теме
„Das Klassenzimmer ".
Описывать 11
письменно и устно классную комнату,
используя лексику по теме. Читать и
4
5
6
Мой дом. Что в
нем?
Свободное время
Что мы здесь
делаем?
Скоро наступят
каникулы.
воспринимать на слух правило образования
количественных
числительных до 100 и использовать
их в речи. Называть дни недели и
воспроизводить наизусть рифмовку
„Welcher Wochentag ist heute?". Читать
про себя текст (расписание уроков) ж
понимать его, пользуясь сносками на
плашках и двуязычным словарём
учебника.
Читать и понимать содержание текста
рифмовки „ Unser Haus", догадываться 13
о значении новых слов на плашках
Вести диалог-расспрос (узнавать о
месте проживания. Разучивать новую
песню ,,Ich wohne hier ...".
Воспринимать на слух, читать и
понимать содержание небольшого
текста, пользуясь сносками на
плашках.
Воспринимать на слух текст рифмовки
„Jede Woche" и понимать основное
13
содержание. Читать текст рифмовки,
проверяя правильность восприятия
на слух и опираясь на слова,
вынесенные на плашку и в
страноведческий комментарий.
Составлять предложения с помощью
слов и словосочетаний по теме.
Отвечать на вопрос „ Was кöппеп wir
am Wochenende machen?".
Группировать слова и словосочетания,
относящиеся к определённому
времени года.
Воспринимать на слух и читать текст
песни „Alle Vögel sind schon da".
14
Читать текст песни, пользуясь
плашкой, с переводом и понимать
его содержание. Воспринимать на
слух песню и петь её под
аудиозапись. Отвечать на вопросы по
теме «Весна». Читать и понимать
текст рифмовки, пользуясь
переводом новых слов на плашке.
Воспринимать на слух аудиозапись и
читать рифмовку ещё раз.
Описывать природу весной.
5.Тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Количество часов
2
Курс повторения «Мы уже много
знаем и умеем»
«Как прошли летние каникулы?»
11
3
«Что нового в школе?»
11
4
«Мой дом, квартира»
13
5
«Что делают дети в свободное
время?»
«Скоро каникулы!»
13
Всего
68
1
6
6
14