биология 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет БИОЛОГИЯ 10 класс «Общая биология»
Уровень базовый среднего общего образования, 2022 /2023 учебный год
Учитель Чумакова Любовь Александровна
Количество часов: 34 часа за год; 1 час в неделю

Учебник «Биология 10», В. И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, В.Б. Захаров Москва, М. :
Дрофа , 2019 г., учебник для общеобразовательных организаций, 8 – издание,
стереотипное.

2022 год

I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа
соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования,
примерной программе по биологии, рабочей программе «Предметная линия учебников
Сивоглазова В. И.», 10 класс, М. : Просвещение, 2019 г.
Место предмета в учебном плане образовательной
организации.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в расчёте на 34 учебные недели), согласно
учебного плана МБОУ Поповская СОШ , календарного плана-графика МБОУ Поповская
СОШ на 2022-2023 уч. год
II.

III.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5. Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
6. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических
особенностей;

8. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
10. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
12. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3. Умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
4. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения;
10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты
Учащийся должен:
1. Характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
2. Характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
3. Оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
4. Выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
5. Иметь представление об уровневой организации живой природы;
6. Приводить доказательства уровневой организации живой природы;
7. Представлять основные методы и этапы научного исследования;
8. Анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.
9. Характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании
современной естественно-научной картины мира;
10. Знать историю изучения клетки;
11. Иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной,
функциональной и генетической
единице живого;
12. Приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов;
13. Сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и
формулировать выводы на основе сравнения;
14. Представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в
клетке;
15. Проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать
клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее
органоидов;
17. Пользоваться современной цитологической терминологией;
18. Иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
19. Обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе
ВИЧ-инфекции);
20. Находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою
точку зрения;
21. Анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.;
22. Иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности
(обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии
организмов;
23. Выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных),
сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический
обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и
постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и
изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе
сравнения;
24. Понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и
изменчивости;

25. Характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в
формировании современной естественно-научной картины мира;
26. Решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы
скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;
27. Приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и
эмбриологии;
28. Характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания,
основные виды мутаций;
29. Обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение,
алкоголизм, наркомания);
30. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
31. Иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений;
32. Характеризовать основные методы и достижения селекции;
33. Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);
IV.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. БИОЛОГИЯ, КАК КОМПЛЕКС НАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. 2 часа

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой
природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой
природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий,
идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы
познания живой природы.
Лабораторная работа №1 «Приготовление микропрепарата кожицы лука»
2. КЛЕТКА. 17 часов

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная
теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины
мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и
организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и
ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной
информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы
хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Лабораторная работа №2 «Изучение плазмолиза и диплазмолиза в клетках чешуи
лука»
Лабораторная работа №3 «Изучение движения цитоплазмы»
Лабораторная работа №4 «Сравнение строения клеток растений, животных,
грибов»
3. ОРГАНИЗМ. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. 13 часов

Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности
обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и
размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и
оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития
организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия
влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о
закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник
генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования,
установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные
представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм
человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у
человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни
человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах
многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции:
гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития
некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Лабораторная работа №5 «Изучение модификационной изменчивости, построение
вариационного ряда и вариационной кривой»
V.

Тематическое планирование.

№п/п

Название темы

Количество
часов

Лабораторные
работы

Контрольные работы

1

2

1

2

Биология, как комплекс
наук о живой природе
Клетка

17

3

2

3

Организм

13

1

1

4

Резерв

2

5

IV. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п

Наименование разделов и тем

В том числе на:
Всего
часов

Р а з д е л 1. Биология как наука.
Методы научного познания
1.

Краткая история развития
биологии. Методы биологии.

3ч.

уроки

Контроль
ные
работы
(зачёты)

2

1

1

примеч
ания
по плану

факти
чески

2.

Сущность жизни и свойства
живого. Уровни организации
жизни.

3.

Зачёт №1 по теме «Биология как
наука. Методы научного
познания»
Раздел 2. Клетка

1

1

11ч.

10

4.

История изучения клетки.
Клеточная теория

1

5.

Химический состав клетки.
Неорганические вещества.

1

6.

Органические вещества. Липиды и
углеводы.

1

7.

Органические вещества. Белки.

1

8.

Органические вещества.
Нуклеиновые кислоты.

1

9.

Эукариотическая клетка.
Цитоплазма. Органоиды
цитоплазмы.
Лабораторная работа
1. Наблюдение клеток растений,
животных, бактерий под
микроскопом, их изучение и
описание.
Лабораторная работа 2.
Приготовление и описание
микропрепаратов
клеток растений.
Клеточное ядро.
Хромосомы. Практическая
работа 1. Сравнение строения
клеток растений и животных
Прокариотическая клетка.

1

12.

Реализация наследственной
информации в клетке. Биосинтез
белка.

1

13.

Неклеточные формы жизни.
Вирусы.

1

14.

Зачет № 2. По теме «Клетка»

10.

11.

1

1

1

1
Раздел 3. Организм
Многообразие организмов
15.

20 ч.

19
1

1

16.

Обмен веществ и энергии.
Энергетический обмен.

1

17.

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

18.

Деление клетки. Митоз.

1

19.

Размножение: бесполое и половое.

1

20.

Образование половых клеток.
Мейоз.

1

21.

Оплодотворение.

1

22.

Онтогенез – индивидуальное
развитие
организмов.

1

23.

Онтогенез
человека. Лабораторная работа
3. Выявление признаков сход
ства зародышей человека и
других млекопитающих как доказ
ательство их родства.
Генетика – наука о
закономерностях
наследственности и изменчивости.
Моногибридное
скрещивание. Практическая
работа 2. «Составление
простейших схем скрещивания»
Дигибридное
скрещивание. Практическая
работа З. « Решение простейших
генетических задач»
Хромосомная теория
наследственности. Сцепленное
наследование.

1

28.

Современные представления о
гене и геноме.

1

29.

Генетика пола. Практическая
работа З.
« Решение простейших
генетических задач»
Изменчивость: наследственная и
ненаследственная.

1

24.

25.

26.

27.

30.

1

1

1

1

1

31.

32.
33.

34.

Генетика и здоровье
человека. Практическая работа
4. «Выявление источников
мутагенов в окружающей среде
(косвенно) и оценка их влияния на
организм».
Селекция: основные методы и
достижения.
Биотехнология: достижения и
перспективы развития.
Практическая работа 5 « Анализ
и оценка этических
аспектов
развития
и некоторых исследований в
биотехнологии»
Зачёт №3 «Организм»

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».