Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поповская
средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: АСТРОНОМИЯ
11 КЛАСС
2022/2023 учебный год
Уровень: базовый основного общего образования,
Учитель:
Анисимов Петр Николаевич
Категория : первая
Количество часов: 34 часа за год; по 1 ч. в неделю
Программа разработана на основе: Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовнонравтсвенного развития и вос- питания личности гражданина, планируемых
результатов среднего общего образования, при- мерной программы среднего
общего образования по астрономии (Стандарты второго поколе- ния) и
авторской рабочей программы по астрономии к УМК Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.
: Дрофа, 2018.
Учебник: Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11
класс: учебник / Б. А. Воронцев-Вельяминов, Е. К. Страут. – М.: Дрофа, 2018.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год на изучение предмета отводится 1 час в неделю – 34 часа в год. В
соответсвии с календарным учебным графиком работы МБОУ Поповской СОШ
на 2022-2023 учебный год, расписа- нием уроков на 2022-2023 учебный год на
изучение предмета в 11 классе отводится 32 часа. Недостаток учебного времени
компенсирован путем интеграции тем курса.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Астрономия»
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает
достижение обучающимися следующих результатов:
Личностных:
− сформированность научного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития астрономической науки;
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
− умение анализировать последствия освоения космического
пространства для жизни и деятельности человека;
Метапредметных:
− умение использовать при выполнении практических заданий по
астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи,
формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск ана- логов,
формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических
явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
− владение навыками познавательной деятельности, навыками
разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по
астрономии;
− умение использовать различные источники по астрономии для
получения достоверной научной информации, умение оценить ее
достоверность;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать
языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического
характера, включая составление текста и презентации материалов с
использованием информационных и коммуникационных технологий;
Предметных:
− сформированность представлений о строении Солнечной системы,
эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической
терминологией и символикой;
− сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании
космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой
области.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Астрономия»
2
I. Введение в астрономию
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в
астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).
II. Практические основы астрономии
Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида
звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная
система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации
светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система
координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и
вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота
Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение
звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и
географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с
географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
III. Строение солнечной системы
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет,
конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения
планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности,
геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление
гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения
небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов
Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы
Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной
системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам
светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной
системы).
IV. Природа тел Солнечной системы
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна
- спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические
условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы
(общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая
характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и
метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов,
движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты).
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет,
метеоры и болиды, метеорные потоки).
V. Солнце и звезды
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса,
светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический
состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная
корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение
Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения
Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной
энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное
излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение
3
расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные
величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и
тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых
скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и
химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь
между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость",
соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных
классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).
Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие
физические переменные звезды, но- вые и сверхновые).
VI. Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности,
межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики,
вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие
галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс
галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик,
квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура
Вселен- ной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной",
космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд
(возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение
планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные
закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы,
современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во
Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Раздел 3. Тематическое планирование учебного
предмета
«Астрономия»
№
п/
п
Тема урока
Дата
план факт
1
2
6.09
13.09
3
20.09
4
5
6
7
8
27.09
4.10
11.10
18.10
25.10
9 8.11
10 15.11
Введение (2 ч.)
Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной
Наблюдения - основа астрономии. Телескопы
Практические основы астрономии (6 ч.)
Видимые движения светил как следствие их собственного движения
в пространстве, вращения Земли и её обращения вокруг Солнца
Звезды и созвездия Небесные координаты и звездные карты
Годичное движение Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь
Строение Солнечной системы 5ч
Развитие представлений о строении мира
Конфигурация планет и условия их видимости.
4
Домашнее
задание
1
2
3
4
5
12
13
6
7
8
11
12
13
14
15
22.11
29.11
6.12
13.12
20.12
16 27.12
17 18.01
18 25.01
19 1.02
20 8.02
21 15.02
22 22.02
23
1.03
24 15.03
25 29.03
26
27 5.04
28 12.04
29 19.04
30 26.04
31
32 17.05
33 24.05
34
Законы движения планет Солнечной системы
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
Движение небесных тел под действием сил тяготения
Повторение. Решение задач
Контрольная работа № 1 «Строение Солнечной системы»
Природа тел солнечной системы (6 ч.)
Общие характеристики планет.
9
10
11
Стр. 52
Система Земля-Луна
Планеты земной группы
Планеты–гиганты
Далёкие планеты. Спутники и кольца планет-гигантов
Малые тела Солнечной системы.
Солнце и звезды (5 ч.)
Звёзды – основные объекты во вселенной. Солнце – ближайшая
звезда
Расстояния до звезд. Характеристики излучения звёзд
12
14
15
16
17
Массы и размеры звезд. Двойные звёзды
Переменные и нестационарные звезды
Повторительно –обобщающий по теме «Солнце и звезды»
Строение и эволюция Вселенной (7 ч.)
Состав и структура Галактики. Звёздные скопления.
Межзвёздный газ и пыль. Вращение галактик
Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер
галактик. Квазары
Крупномасштабная структура Вселенной. Красное смещение.
Расширение Вселенной
Повторение. Решение задач
Контрольная работа №2 «Планеты. Солнце и звёзды. Галактики»
Строение и эволюция Вселенной как проявление физических
закономерностей материального мира. Жизнь и разум во Вселенной
Итоговое занятие
23
24
20.21
5
14
18.19
22
28
29
30
31
32
33