Русский язык 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поповская
средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
11 класс
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель: Передереева Оксана Юрьевна
Количество часов: 101 ч. за год; по 2 ч. в неделю
Плановых контрольных уроков: 4 часа.
Учебники:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для10-11кл.общеобраз. учрежд. / А. И.
Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание М.:Просвещение, 2020г.

Рабочая программа для 11 класса составлена на основе государственного стандарта общего
образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку для
11 класса на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений» / А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11
классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2020г.

2022г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г.№373 (с изменениями,
утвержденными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010г.N1241; от 22.09.2011г.N2357; от
18.12.2012г.N1060; от 29 декабря 2014г. N1643 и от 31 декабря 2015г. N1576 «О внесении
изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373»), на основе
следующих документов:
1.Федеральный закон об образовании от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413»
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года,
регистрационный № 3997;
5. Учебного плана МБОУ Поповской СОШ на 2022 – 2023 учебный год
6. Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного
общего образования по русскому языку для 11 класса на основе «Программы по русскому языку
для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков // Программнометодические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа,
2020г.

2. Описание места предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом
в 11 классе отводится 3 часа в неделю (34 уч. недели – 102 ч.). В соответствии с учебным планом
МБОУ Поповская СОШ, с графиком работ, производственным календарем РФ на 2022 -2023 уч.
год для обучающихся 11 класса количество часов, отведенных на изучение предмета «Русский
язык», изменилось за счет праздничного 23.02.2023г.,8.03.2023,1.05.23, 9.05.23 составило 101ч.
Материал реализован за счет уплотнения материала на теме «Повторение».

3. Планируемые результаты освоения курса русский язык в 11 классе.
Личностными результатами освоения десятиклассниками программы профильного уровня по
русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;
осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека,
способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к
самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения
русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в
различных областях человеческой деятельности;
2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и
истории, языка и культуры русского и других народов;

3) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность
анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого
высказывания;
4) существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения программы профильного уровня по русскому
(родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или
прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной
задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научнотехнической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат,
проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в
устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать
собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять
коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов
в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в
совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности
(самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях
современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания в различных
ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде всего на
уроках по предметам гуманитарного профиля);
3) готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебнопознавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения;
Предметными результатами освоения программы профильного уровня по русскому
(родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и
мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как
одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в
развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение

базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности
языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные
условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма,
виды норм, современные тенденции в развитии норм
русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к
устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой,
социально-культурной и деловой сферах общения;
4) понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение
различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих
неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых,
публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и
эстетической стороны
речевого высказывания;
5) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от
коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и
представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной
речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме
орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебнонаучной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении
дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в
достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования
текстов.

4.Содержание учебного курса русского языка в 11 классе.
Языковая система
Общие сведения о языке
Русский язык как объект научного изучения.
Лингвистика как наука о языке.
Основные проблемы современной лингвистики. Выдающиеся учёные лингвисты и их работы.
Язык и его основные функции
Русский язык в современном мире.
Активные процессы в современном русском языке.
Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Основные виды языковых норм русского литературного языка.
Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
Грамматические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы
Проблемы экологии языка на современном этапе развития.
Сочинение-эссе на основе предложенного текста публицистического характера по теме раздела.
Фонетика. Графика
Повторение изученного в 10 классе. Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки
русского языка и их классификация. Фонема.
Повторение изученного в 10 классе. Позиционные чередования звуков речи. Фонетическая
транскрипция.
Повторение изученного в 10 классе. Ударение в русском языке. Основные требования к
интонационно правильной выразительности речи.
Изобразительные возможности русской фонетики.
Фонетический анализ текста.
Лексика и лексикология
Повторение изученного в 10 классе. Слово – основная единица языка. Значение слова. Системные
отношения в лексике русского языка.
Повторение изученного в 10 классе. Смысловые отношения между словами. Лексическая
синонимия.
Повторение изученного в 10 классе. Лексика русского языка с точки зрения происхождения,
сферы употребления и стилистической дифференциации. Активная и пассивная лексика русского
языка.
Повторение изученного в 10 классе. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика
русского языка.
Лексикография. Важнейшие словари русского языка.
Лексические, стилистические ресурсы русского языка.
Фразеологические единицы русского языка.
Изложение предложенного текста публицистического характера с творческим заданием.
Морфемика и словообразование
Повторение изученного в 10 классе. Морфемика и словообразование. Классификация морфем.
Повторение изученного в 10 классе. Система современного русского словообразования.
Повторение изученного в 10 классе. Продуктивные способы словообразования.
Повторение изученного в 10 классе. Способы словообразования отдельных частей речи.
Словообразовательные средства выразительности.
Комплексный анализ текста.
Морфология

Повторение изученного в 10 классе. Грамматические категории, грамматические значения и
грамматические формы.
Повторение изученного в 10 классе. Грамматическое и лексическое значение слова.
Проблема классификации частей речи в русистике. Система частей речи в русском языке.
Повторение изученного в 10 классе. Грамматическая омонимия частей речи. Морфологический
разбор.
Грамматические средства выразительности.
Орфография
Принципы русской орфографии.
Практикум. Орфограммы корня.
Практикум. Орфограммы в приставках.
Практикум. Орфограммы в суффиксах разных частей речи.
Практикум. Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных,
прилагательных и наречиях.
Практикум. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Трудные вопросы правописания окончаний.
Практикум. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Практикум. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
Практикум. Правописание наречий.
Практикум. Совершенствование орфографических навыков.
Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
Синтаксис и пунктуация
Повторение изученного в 10 классе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды и средства синтаксической связи.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды.
Сложносочинённые предложения.
Бессоюзное сложное предложение. Виды бессоюзных предложений.
Сложноподчинённые предложения.
Текст как речевое произведение. Синтаксис текста, целостность и связность.
Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса.
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания.
Практикум по пунктуации в простом предложении.
Трудные случаи пунктуации.
Функциональная стилистика
Понятие о функциональных стилях
Функциональные разновидности русского языка
Стилистические фигуры как синтаксические построения.
Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
Научный стиль речи: сферы использования, назначение.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
Основные жанры научного стиля
Жанры письменных высказываний. Жанры устных высказываний.
Культура учебно-научного общения
Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма делового документа.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.
Формирование культуры публичной речи. Публичное выступление
Композиция, выбор языковых средств. Очерк. Эссе.

Культура работы с текстами.
Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор языковых средств. Устное
выступление.
Речевые коммуникации в деловых переговорах.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
Язык как первоэлемент художественной литературы.
Основные признаки художественной речи
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Виды тропов и стилистических фигур.
Анализ стихотворного текста
Индивидуально-языковой стиль писателя: своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций.
Повторение изученного в 11 классе
Трудные случаи правописания. Разбор заданий ЕГЭ
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
Разбор заданий ЕГЭ
5. Тематическое планирование
11 класс (101 часов)
№
урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

Наименование тем
Языковая система (69 часов)
Общие сведения о языке (14 часов)
Русский язык как объект научного изучения.
Лингвистика как наука о языке.
Основные проблемы современной лингвистики. Выдающиеся
учёные лингвисты и их работы.
Язык и его основные функции
Русский язык в современном мире.
Активные процессы в современном русском языке.
Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Основные виды языковых норм русского литературного
языка.
Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
Грамматические нормы. Орфографические нормы.
Пунктуационные нормы
Проблемы экологии языка на современном этапе развития.
РР Сочинение-эссе на основе предложенного текста
публицистического характера по теме раздела.
РР Сочинение-эссе на основе предложенного текста
публицистического характера по теме раздела.
Тест в форме ЕГЭ по теме «Общие сведения о языке»
Фонетика. Графика (6 часов)
Повторение изученного в 10 классе. Классификация
фонетических единиц русского языка. Звуки русского языка и
их классификация. Фонема.
Повторение изученного в 10 классе. Позиционные
чередования звуков речи. Фонетическая транскрипция.

Всего
часов

В том числе
КР
РР

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1
1

1

1

17. Повторение изученного в 10 классе. Ударение в русском
языке. Основные требования к интонационно правильной
выразительности речи.
18. Изобразительные возможности русской фонетики.
19. Фонетический анализ текста.
20. Тест в форме ЕГЭ по теме «Фонетика. Графика»
Лексика и лексикология (10 часов)
21. Повторение изученного в 10 классе. Слово – основная
единица языка. Системные отношения в лексике русского
языка.
22. Повторение изученного в 10 классе. Смысловые отношения
между словами. Лексическая синонимия.
23. Повторение изученного в 10 классе. Лексика русского языка с
точки зрения происхождения, сферы употребления и
стилистической дифференциации.
24. Повторение изученного в 10 классе. Общеупотребительная и
ограниченная лексика русского языка.
25. Лексикография. Важнейшие словари русского языка.
26. Лексические, стилистические ресурсы русского языка.
27. Фразеологические единицы русского языка.
28. Тест в форме ЕГЭ по теме «Лексика и лексикология»
29. РР Изложение предложенного текста публицистического
характера с творческим заданием.
30. РР Изложение предложенного текста публицистического
характера с творческим заданием.
Морфемика и словообразование (7 часов)
31. Повторение изученного в 10 классе. Морфемика и
словообразование. Классификация морфем.
32. Повторение изученного в 10 классе. Система современного
русского словообразования.
33. Повторение изученного в 10 классе. Продуктивные способы
словообразования.
изученного
в
10
классе.
Способы
34. Повторение
словообразования отдельных частей речи.
35. Словообразовательные средства выразительности.
36. Комплексный анализ текста.
37. Тест в форме ЕГЭ по теме «Морфемика и словообразование»
Морфология (6 часов)
38. Повторение изученного в 10 классе. Грамматические
категории, грамматические значения и грамматические
формы.
39. Повторение изученного в 10 классе. Грамматическое и
лексическое значение слова.
40. Проблема классификации частей речи в русистике. Система
частей речи в русском языке.
41. Повторение изученного в 10 классе. Грамматическая
омонимия частей речи. Морфологический разбор.
42. Грамматические средства выразительности.
43. Тест в форме ЕГЭ по теме «Морфология»

1

1
1
1

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1

1

44.
45.
46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.

Орфография (13 часов)
Принципы русской орфографии.
Практикум. Орфограммы корня.
Практикум. Орфограммы в приставках.
Практикум. Орфограммы в суффиксах разных частей речи.
Практикум. Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в
суффиксах существительных, прилагательных и наречиях.
Практикум. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий
и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы
правописания окончаний
Практикум. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Практикум. Правописание частиц НЕ и НИ с разными
частями речи.
Практикум. Правописание наречий.
Практикум. Совершенствование орфографических навыков.
Тест в форме ЕГЭ по теме «Орфография»
РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному
тексту.
РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному
тексту.
Синтаксис и пунктуация (13 часов)
Повторение изученного в 10 классе. Словосочетание и
предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства
синтаксической связи.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи.
Сложное предложение как целостная синтаксическая
структура, его виды.
Сложносочинённые предложения.
Бессоюзное сложное предложение. Виды бессоюзных
предложений.
Сложноподчинённые предложения.
Текст как речевое произведение. Синтаксис текста,
целостность и связность.
Синтаксическая стилистика и художественные возможности
синтаксиса.
Пунктуация как система правил постановки знаков
препинания.
Практикум по пунктуации в простом предложении.
Практикум по пунктуации в сложном предложении.
Трудные случаи пунктуации.
Тест в форме ЕГЭ по теме «Синтаксис и пунктуация»
Функциональная стилистика (25 ч)
Понятие о функциональных стилях
Функциональные разновидности русского языка
Стилистические фигуры как синтаксические построения.
РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному
тексту.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

74. РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному
тексту.
75. Научный стиль речи: сферы использования, назначение.
76. Лексические, морфологические, синтаксические особенности
научного стиля.
77. Основные жанры научного стиля
письменных
высказываний.
Жанры
устных
78. Жанры
высказываний.
79. Культура учебно-научного общения
80. Официально-деловой стиль речи, сферы его использования,
назначение.
81. Основные жанры официально-делового стиля. Форма
делового документа.
82. Публицистический стиль, сферы его использования,
назначение.
83. Формирование культуры публичной речи. Публичное
выступление
84. Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор
языковых средств. Очерк. Эссе.
85. Культура работы с текстами.
86. Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор
языковых средств. Устное выступление.
87. Речевые коммуникации в деловых переговорах.
88. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
89. Язык как первоэлемент художественной литературы.
90. Основные признаки художественной речи
91. Основные изобразительно-выразительные средства языка.
92. Виды тропов и стилистических фигур.
93. РР Анализ стихотворного текста
94. РР Индивидуально-языковой стиль писателя: своеобразие
лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций.
Повторение изученного в 11 классе (6 ч)
95. Трудные случаи правописания. Разбор заданий ЕГЭ
96. Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
97. Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
98. Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
99. Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
100 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы
101

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

Итоговый урок.

Итого 101

1
101

8

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».