Русский язык 10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
10 класс
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель: Передереева Оксана Юрьевна
Количество часов: 67 ч. за год; по 2 ч. в неделю
Плановых контрольных уроков: 4 часа.
Учебники:
Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для10-11кл.общеобраз. учрежд. / А. И.
Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание М.:Просвещение, 2021г.

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта
общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку для 10 класса на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков // Программно-методические
материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2020г.

2022 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на
основании нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от
13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением
Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными
Федеральными законами);
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего
образования»
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года,
регистрационный № 3997;
5. Учебного плана МБОУ Поповской СОШ на 2022 – 20223учебный год
6. Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего
полного общего образования по русскому языку для 10 класса на основе «Программы по
русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков //
Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М.
Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2020г.
2. Описание места предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в соответствии с Федеральным базисным учебным
планом в 10 классе отводится 2 часа в неделю (при 34 уч. неделях - 68 ч.). В соответствии
с учебным планом, с графиком работ, производственным календарем РФ и МБОУ
Поповская СОШ на 2022 -2023уч.год для учащихся 10 класса количество часов,
отведенных на изучение предмета «Русский язык» изменилось на 67ч., так как
праздничные дни: 8.03.22,3.05.22,10.05.22г. Таким образом, в тематическом планировании
на изучение предмета «Русский язык» отводится 67 часов.
Сокращены часы по темам: «Повторение. Орфографические нормы. Разбор заданий
«ЕГЭ».

3. Планируемые результаты освоения курса русский язык в 10
классе.





личностные:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;
предметные:




















осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
проводить
лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного
и
письменного
текста;
метапредметные:
коммуникативной,
языковедческой
и
культуроведческой
компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и
мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования
коммуникативных
способностей;
развития
готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;



самообразования и активного участия в производственной, культурной
и общественной жизни государства.
4. Содержание учебного курса русский язык 10 класс.

Общие сведения о языке
Язык как система.
Уровневая организация языка.
Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка.
Периоды в истории развития русского языка.
Сочинение-рассуждение о русском языке
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Обобщающее повторение фонетики, графики
Обобщающее повторение орфоэпии, орфографии.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в
русском языке.
Принципы русской орфографии.
Фонетический разбор.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Контрольная работа (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Орфоэпия. Орфография.
Лексика и фразеология
Повторение по теме «Лексика».
Системные отношения в лексике русского языка.
Сферы употребления русской лексики.
Классификация лексических единиц русского языка.
Исконно русская лексика.
Заимствованная лексика.
Русская фразеология.
Виды фразеологизмов в русском языке.
Словари русского языка.
Исторические изменения в словарном составе языка
Лексические средства выразительности речи.
Самостоятельная работа по теме «Лексика и фразеология»
Контрольное тестирование по теме «Лексика и фразеология»
Морфемика и словообразование
Повторение. Морфемика и словообразование.
Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.

Практическая работа по теме «Морфемика. Словообразование».
Контрольная работа (тест) по теме «Морфемика. Словообразование»
Морфология и орфография
Обобщение по теме «Части речи».
Проблема классификации частей речи в русистике.
Грамматическая омонимия.
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных,
прилагательных и наречий.
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных.
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Различение частиц НЕ и НИ.
Правописание наречий.
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Правописание глаголов.
Правописание причастий.
Правописание причастий.
Морфологические средства выразительности речи.
Практикум по орфографии.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и
орфография»
Изложение с творческим заданием
Обобщающий урок по теме «Морфология и орфография»
Синтаксис и пунктуация
Принципы русской пунктуации.
Классификация синтаксических единиц русского языка.
Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
Типы и виды словосочетаний.
Простое предложение.
Осложнённое предложение.
Сложное предложение.
Виды сложных предложений.
Синонимия синтаксических конструкций.
Прямая и косвенная речь.
Изобразительные средства синтаксиса.
Авторская пунктуация.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
Текст. Основные виды переработки текста
Язык и речь. Основные требования к речи
Текст. Признаки текста
Текст. Способы и средства связи между частями текста.
Способы и средства связи между частями текста.

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.
Типы речи.
Повествование.
Описание.
Рассуждение.
Речеведческий анализ текста.
Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).
Конспект. Тематический конспект.
Реферат.
Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Практическая работа по редактированию собственного текста
Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки
Подготовка доклада на предложенную тему
Подготовка презентации к докладу в электронном виде
Повторение изученного в 10 классе
Повторение. Изобразительные средства фонетики русского языка.
Повторение по теме «Лексика».
Повторение. Лексические средства выразительности речи.
Повторение по теме «Морфология и орфография»
Повторение. Выразительные словообразовательные средства.
Повторение. Типы и виды словосочетаний
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
Повторение. Прямая и косвенная речь.
Повторение. Способы и средства связи между частями текста
Повторение изученного материала о текстах, видах их переработки
Повторение изученного материала о стилях речи.
Повторение. Трудные вопросы правописания. Разбор заданий ЕГЭ
Повторение. Разбор заданий ЕГЭ
5. Тематическое планирование по русскому языку 10 кл.
№ урока

Наименование тем

час
ы

РР

КР

Общие сведения о языке. Фонетика. Графика. Орфография.
Орфоэпия (10 часов).
1/10 Язык как система.
1
2/10

Взаимосвязь единиц и уровней языка.

1

3/10

Синонимия в системе языка.

1

4/10 Периоды в истории развития русского
языка.
5/10 РР Сочинение-рассуждение о русском

1

1

языке
6/10 Обобщающее повторение орфоэпии,
орфографии.

1

7/10 Фонетический разбор.

1

8/10

Изобразительные средства фонетики
русского языка.

1

9/10 Контрольная работа (тест) по теме
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
10/10

Орфоэпия. Орфография.

Лексика и фразеология (10 часов)
1/10 Повторение по теме «Лексика».

1

1

1

2/10 Системные отношения в лексике
русского языка.

1

3/10 Сферы употребления русской
лексики.

1

4/10 Исконно русская лексика.

1

5/10 Заимствованная лексика.

1

6/10 Русская фразеология.

1

7/10

Виды фразеологизмов в русском
языке.

8/10 Контрольное тестирование по теме
«Лексика и фразеология»

1

1

1

9/10

Словари русского языка.

10/10 Лексические средства
выразительности речи.
Морфемика и словообразование (3 часа)
1/3 Повторение. Морфемика и
словообразование.
2/3 Способы словообразования.
Выразительные
словообразовательные средства.
3/3 Контрольная работа (тест) по теме
«Морфемика. Словообразование»
Морфология и орфография (15 часов)
1/15 Обобщение по теме «Части речи».
2/15 Грамматическая омонимия.
3/15 Трудные вопросы правописания –Ни –НН- в суффиксах
существительных, прилагательных и
наречий.
4/15 Трудные вопросы правописания
окончаний разных частей речи.
5/15 Правописание НЕ и НИ с разными
частями речи.
6/15
Правописание наречий.
7/15
Контрольная работа за 1 полугодие
8/15
Правописание глаголов.
9/15
Правописание причастий.
10/15 Морфологические средства
выразительности речи.
11/15
Практикум по орфографии.
12/15 Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме
«Морфология и орфография»
13/15 РР Изложение с творческим заданием
14/15 РР Изложение с творческим заданием
15/15 Работа над ошибками
Обобщающий урок по теме
«Морфология и орфография»
Синтаксис и пунктуация (13 часов)
1/13

Принципы русской пунктуации.

1

1

1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

2/13
3/13
4/13
5/13
6/13
7/13
8/13
9/13
10/13
11/13
12/13
13/13

Классификация синтаксических
единиц русского языка.
Синтаксические связи, их типы и
средства выражения.
Типы и виды словосочетаний.
Простое предложение.
Осложнённое предложение.
Виды сложных предложений.
Синонимия синтаксических
конструкций.
Прямая и косвенная речь.
Изобразительные средства
синтаксиса.
Авторская пунктуация.
Контрольный диктант по теме
«Синтаксис и пунктуация»
Анализ контрольной работы.
Текст. Основные виды
переработки текста. (11 часов)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
Язык и речь. Основные требования к
речи.
Текст. Признаки текста. Способы и
1
2/11
средства связи между частями текста.
Тестовая работа за 3 четверть.
3/11
Рубежный контроль.
Абзац как композиционно1
4/11 стилистическая единица текста.
5/11 Типы речи. Повествование.
Описание. Рассуждение.
6/11 Речеведческий анализ текста.
1
7/11 Виды сокращений текста (план, 1
тезис, выписки).
8/11
Конспект. Тематический конспект.
1
9/11 Реферат.
1
10/11 Аннотация. Оценка текста. Рецензия. 1
11/11 РР Практическая работа по
редактированию собственного текста
Повторение изученного в 10 классе (4часов.)
1/4
Повторение. Изобразительные
1
средства фонетики русского языка.
2/4
Повторение по теме «Лексика».
1
3/4
Повторение по теме «Морфология и 1
орфография»
1/11

1

1

1

4/4

Повторение.
Типы
словосочетаний
Итого: 67ч.

и

виды 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».