Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:
«ИНФОРМАТИКА»
Класс:
7
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель
Козырев Эдуард Васильевич
Количество часов: 34 за год; по 1 ч. в недел
Учебники:
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса (ФГОС) М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2021.
Информатика. 7-9 классы. Методическое пособие. ФГОС. /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике –М.:
БИНОМ, Лаборатория знаний, 2019 г.
Настоящая программа разработана на основе «Примерных программ основного общего
образования по информатике (базовый уровень)». Использована авторская программа
среднего общего образования по информатике для базового изучения информатики в 5
классе по учебнику Босовой Л.Л.
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа Информатика для 7 класса на уровне основного общего
образования опирается на следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1577);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
За основу рабочей программы взята программа курса основного образования по
информатике, авторская программы Босовой Л.Л
Рабочая программа курса рассчитана на 34 часа, поскольку на изучение курса в
основной школе отводится 1 час в неделю.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе.
формирование общеучебных умений и навыков, информационной и
алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
пропедевтическое представления об основных изучаемых понятиях:
объект, система, модель – и их свойствах;
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях
формирование навыков и умений информационного моделирования
как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать обьект из
чувственной
формы
в
пространственно-графическую
или
знаковосимволистическую
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической основой федеральных государственных образовательных
стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются
современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной
и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация
учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде
является необходимым условием формирования информационной культуры современного
школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с
необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же
технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно
само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном
обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его
эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования
школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с
информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики
школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий,
овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально
могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам
учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть
подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из
начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной
деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития
представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых
знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков
самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования,
моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к
продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмет а
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах
их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из
наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На
протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть
современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению
новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к
быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на
изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной
культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере
общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса
информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и
обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В
настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным
государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы
должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в
основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и
развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики
основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у
учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение информатики в 7 классе реализуется по программе базового курса в VII–IX
классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения;
развитие чувства личной ответственности
за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями:
определять понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
владение
информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
и ИКТ
7 класс МБОУ Поповская СОШ 2022-2023 уч.г.
№
п/п
Тема урока
КолДомашнее
во час задание
1
Информация и ее свойства.
1
2
3
Информационные процессы
Хранение, передача информации.
Инфопроцессы в живой природе
Всемирная паутина
Поисковые запросы. Полезные
адреса.
Представление информации
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Естественные и формальные языки
Двоичное кодирование
Измерение информации
Тестовые задания для самоконтроля
Основные компоненты компьютера и
их функции
Персональный компьютер
Программное обеспечение
компьютера
Прикладное программное
обеспечение
Файлы и файловые структуры
Пользовательский интерфейс
Формирование изображения на
экране монитора
Дата проведения
план
факт
2.09
1
1
Введение,
§1, §2(3)
§1.2 (1 ч)
§1.2 (2 ч)
1
1
§1.3 (1ч)
§1.3 (2)
23.09
30.09
1
1
1
1
1
1
§1.4 (1 ч)
§1.4 (2)
§1.5(полн)
§1.6
§1-6 стр.51
§2.1
7.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
1
1
§2.2
§2.3 (1 ч)
25.11
2.12
1
§2.3 (полн)
9.12
1
1
1
§2.4
§2.5
§3.1
16.12
23.12
30.12
9.09
16.09
18
19
Компьютерная графика
Создание графических изображений
Практическая работа. Тесты для
самоконтроля
21
Текстовые
документы
технология их создания
22
Создание текстовых документов на
экране компьютера
Формирование текста
Формирование страниц документа
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
§3.2
§3.3
§3 стр.140
20.01
27.01
5.02
и 1
§4.1
12.02
1
§4.2
19.02
§4.3 (1ч)
§4.3 (2 ч)
§4.4
26.02
4.03
11.03
1
§4.5.1
1 8.03
1
§4.5.2
25.03
текстовой 1
§4.6.1
1.04
объем 1
§4.6.2
8.04
1
1
§5.1-5.3
5.1.3
15.04
22.04
1
1
5.2
5.2.2
29.04
6.05
1
Стр 214
13.05
Визуализация
информации
текстовых документах
1
1
1
1
1
в 1
Программы оптического
распознавания текста
Компьютерные словари и программы
переводчики
Представление
информации
Информационный
фрагмента текста
Технология мультимедиа
Звук и видео как составляющие
мультимедиа
Что такое презентация
Создание мультимедийной
презентации
Практическая работа «Создание
презентации»
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 7 КЛАССА.
Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики 10 класса
1. Информатика. 7 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова, А.А. Лобанов, Т.Ю. Лобанова
2. Информатика. 7 класс. Базовый уровень: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
3. Информатика. 7-9 классы. Базовый уровень: методическое пособие / Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова
ПЕРЕЧЕНЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/).
2. Материалы
авторской
мастерской
Босовой Л.Л.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).