география 9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет География
9 класс
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель

Михайлова Екатерина Викторовна

Учебник:
География России. Хозяйство и географические районы. Под редакцией
А.И.Алексеева.– М.:Дрофа, 2019.- 332с.

2022 г.

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания
(одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ и составлена с учётом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей
географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения
и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «География»;
определяет возможности предмета для реализации требований к результатам
освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе предмет, формирующий у обучающихся сист
ему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете
людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении
населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию терр
иторий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым
звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников
географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания,
характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических
явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАН
Е
В системе общего образования «География» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Общественно-научные
предметы».
Освоение
содержания
курса
«География» в основной школе происходит с опорой на географические
знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится в 9 классе - 2 часа в
неделю, всего - 68 часов. В соответствии с учебным планом, с графиком
работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 9
класса количество часов отведенных на изучение предмета изменилось, так
как из расписания выпадают следующие праздничные дни: 24.02; 01.05;
08.05. Таким образом, в тематическом планировании на изучение предмета
отводится –65 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1ч)
Роль экономической и социальной географии в жизни современного
общества.
Раздел I. Хозяйство России (16 ч)

Тема 1. Общая характеристика. Географическое районирование (2 ч)
Понятие хозяйства. Его структура. Что понимают под словами «экономика»,
«хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое межотраслевые
комплексы?
Этапы развития хозяйства. Какие этапы проходят страны мира в своем
экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие
этапы развития прошла экономика России?
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (14 ч)
Сельское хозяйство. Растениеводство. В чем заключаются особенности
сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим?
Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. В чем
заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой
состав животноводства?
Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Что
такое агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3-го звена
АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Какова
география легкой промышленности?
Лесной комплекс. Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто
является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития
лесного комплекса?
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Как
изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве
страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в
угольных районах обострились социальные проблемы?
Электроэнергетика. Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности
различных типов электростанций и их размещения?
Металлургический комплекс. Почему металл называют «хлебом»
экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие
факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где
размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения
предприятий цветной металлургии?
Машиностроительный комплекс. Каковы роль и место машиностроения в
жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных
предприятий? Какое значение имеют машиностроительные заводы в
хозяйстве страны?
Химическая промышленность. Почему химическая промышленность
является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей
состоит химическая промышленность? Где производят минеральные
удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров?
Транспорт. Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные
черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных
видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать
транспортному комплексу страны?
Информационная инфраструктура. В чем состоит значение информации для
современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на

территориальную организацию общества? Влияет ли информационная
инфраструктура на образ жизни людей?
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и
особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают
рекреационное хозяйство от других отраслей?
Территориальное (географическое) разделение труда. Как возникает
территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно
развиваться территориальному разделению районов? Как меняется
территориальное разделение труда?
Практические работы.
№1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе
анализа и сопоставления нескольких тематических карт.
№2. Объяснение влияния различных факторов на размещение
металлургического производства.
№3.
Составление
схемы
межотраслевых
связей
химической
промышленности.
№4. Обозначение на контурной карте главных промышленных и
сельскохозяйственных районов страны.
№5. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с
промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.
Раздел II. Районы России (43 ч)
Тема 3. Европейская часть России (26 ч)
Восточно-Европейская равнина. Какие формы рельефа наиболее характерны
для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской
части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской
России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов
Русской равнины?
Волга. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как
Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по
преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни
самого человека?
Центральная Россия
Центральная Россия. Состав, географическое положение.
Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на
западной границе страны, называется Центральной Россией?
Центральный район. Особенности населения. Почему Центральный район
считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального
района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему
так важен человеческий потенциал?
Хозяйство Центрального района. Какие этапы в своем развитии прошло
хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в
последние годы?
Москва — столица России. Какова роль Москвы как инновационного центра?
В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская
агломерация?

Города Центрального района. Типы городов. Памятники истории и культуры.
Современные функции городов.
Центрально-Черноземный район. Какие этапы можно выделить в развитии
района? В чем особенности территориальной структуры и городов района?
Волго-Вятский район. В чем заключается специфика района? Чем интересен
Нижний Новгород?
Северо-Западный район
Географическое положение и природа. Каковы природные особенности
Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе
людей?
Города на старых водных торговых путях. Какие города возникли на водных
путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых городов
Северо-Запада?
Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России. Как шло
формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как
изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые
хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада
СССР? Санкт-Петербург — «вторая столица России». Почему СанктПетербург называют городом-музеем?
Калининградская область. Как Калининградская область стала субъектом
Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для
хозяйства России?
Европейский Север
Географическое положение и природа. Как влияет северное положение на
хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь
района?
Этапы развития хозяйства. Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства
Севера? Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера?
Какую новую роль стал играть Север в советский период? Какие изменения
происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях?
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Какую роль играли
монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы
прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у
людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?
Поволжье
Географическое положение и природа. Каковы особенности экономикогеографического положения? В чем проявляется своеобразие природных
условий? Что из себя представляют современные ландшафты Поволжья?
Какими природными ресурсами богато Поволжье?
Население и хозяйство. Каковы основные этапы хозяйственного освоения
территории? Каковы особенности состава населения? Что представляет собой
современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали
становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен
небольшой город?
Крым

Географическое положение. История освоения полуострова. Особенности
природы.
Особенности экономико-географического положения. Природно-ресурсный
потенциал. Население и характеристика хозяйства.
Северный Кавказ
Северный Кавказ. Природные условия. Каковы особенности рельефа
Северного
Кавказа?
Чем
объясняется разнообразие климатических
ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов?
Хозяйство района. На развитие каких отраслей хозяйства влияют
агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы?
Развитию каких отраслей способствовало богатство полезными
ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в
районе?
Народы Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района?
Каковы особенности культуры народов Кавказа?
Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы
проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские
купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское
море?
Урал
Урал. Географическое положение и природа. В чем заключается специфика
географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их
минеральные богатства? С чем связано необычайное природное разнообразие
Урала?
Этапы развития и современное хозяйство Урала. Как шло развитие
горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой
Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития
Уральского региона?
Население и города Урала. Проблемы района. Какие народы живут на Урале?
Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались
города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старопромышленный
район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем
региона?
Практические работы.
№6. Обозначение на контурной карте основных объектов природы ВосточноЕвропейской равнины.
№7. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.
№8. Описание одного из центров народных художественных промыслов
Центральной России.
№9. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на
основе работы с разными источниками информации.
№10. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по
природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.
Тема 4. Азиатская часть России (16ч)

Природа Сибири. Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири?
Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах?
Какими природными особенностями характеризуются сибирские реки?
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Какими полезными ископаемыми
богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек?
Чем характеризуется растительный мир горных районов?
Арктические моря. В чем проявляется суровость климата северных морей?
Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличаются
друг от друга арктические моря?
Население Сибири. Как формировалась этническая карта Сибири? Как
начиналось русское заселение Сибири? Кто такие семейские? Чем старожилы
Сибири отличаются от новоселов?
Хозяйственное освоение Сибири. Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась
Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории
Сибири?
Западная Сибирь
Природные условия и ресурсы. Чем отличается природа Западной Сибири?
Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в
Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа?
Хозяйство района. Какое значение имеет топливная промышленность
района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской
металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?
Восточная Сибирь
Природные условия и ресурсы. Почему Восточная Сибирь, расположенная на
древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими
полезными
ископаемыми
богата
Восточная
Сибирь?
Почему
разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки
Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой
природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири?
Байкал. Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода
Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает
озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречаются только
в Байкале? Как ведется хозяйство на берегах озера?
Хозяйство района. Какие условия способствовали развитию цветной
металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной
Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как
развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение
имеет сельское хозяйство района?
Дальний Восток
Формирование территории. Когда русские появились на Дальнем Востоке?
Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как
завершилась история Русской Америки? Какова предыстория современной
российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как
формировалась русско-японская граница? Какие задачи решались Россией на
Дальнем Востоке? Каковы современные границы района?

Природные условия и ресурсы. В чем заключается своеобразие природы
Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке?
Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляются опасные
природные явления?
Моря Тихого океана. Каковы отличительные особенности Берингова моря?
Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря?
Каковы характерные черты Японского моря?
Население района. Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем
отличается национальный состав населения? Каковы отличительные
особенности современного населения?
Хозяйство района. Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного
региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?
Практические работы.
№11. Обозначение на контурной карте и комплексное физикогеографическое и экономико-географическое описание района Крайнего
Севера Сибири с использованием различных источников географической
информации.
№12. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей
Дальнего Востока.
Тема 5. Россия в мире (6 ч)
Чем богата Россия? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве?
Какую роль играла Россия в мировой политике?
Практические работы.
№13. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов
России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими
материалами).
№14. Работа со статистическим материалом с целью выявления уровня
экономического и социального развития России в сравнении с показателями
других стран.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных

народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского
воспитания: осознание
российской
гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и
долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и
других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений
и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе









осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).



























Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент
познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам
различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей
между географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов,
процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

























Совместная деятельность (сотрудничество)
Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых
формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства
России, для решения практико-ориентированных задач;
выделять географическую информацию, которая является противоречивой
или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для
решения той или иной задачи;




















применять понятия «экономико-географическое положение», «состав
хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура»,
«условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства»,
«межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория
опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства»,
«природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс»,
«рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания»,
«агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс»,
«машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ»,
«ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние
географического положения России на особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой
энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей
хозяйства и регионов России;
различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и
зону Севера России;
классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социальноэкономического развития на основе имеющихся знаний и анализа
информации из дополнительных источников;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из
различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных
задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на
окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития
энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
различать изученные географические объекты, процессы и явления:
хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная
структура, факторы и условия размещения производства, современные
формы размещения производства);
различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный
продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели
уровня развития страны и её регионов;
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;
различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и
пассажирооборот;
показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей
промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития
отраслей сельского хозяйства;
использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять
особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России,
регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия













отдельных территорий для размещения предприятий и различных
производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её
отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и
общества в пределах отдельных территорий для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые
проекты по созданию новых производств с учётом экологической
безопасности;
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их
природные, социальные, политические, технологические, экологические
аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения
домохозяйства, предприятия и национальной экономики;
оценивать влияние географического положения отдельных регионов России
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
объяснять географические различия населения и хозяйства территорий
крупных регионов страны;
сравнивать географическое положение, географические особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;
формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в
целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития
России, месте и роли России в мире;
приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать
их местоположение на географической карте;
характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы
программы
Введение
Раздел I.
Хозяйство
России
Тема 1.
Общая
характеристика
хозяйства.
Географическое
районирование
Тема 2.
Главные отрасли
и
межотраслевые
комплексы.

Кол-во часов

Темы, входящие в данный раздел

1ч
16 ч

Введение

2ч

Понятие хозяйства. Его структура.
Этапы развития хозяйства.

14 ч

Сельское хозяйство. Растениеводство.
Животноводство. Зональная специализация
сельского хозяйства. П.р. № 1. Объяснение
зональной специализации сельского
хозяйства на основе карт.

Агропромышленный комплекс. Легкая и
пищевая промышленность.
Лесной комплекс.
Топливно - энергетический комплекс.
Топливная промышленность.
Нефтяная и газовая промышленность.
Электроэнергетика.
Металлургический комплекс. П.р. № 2.
Объяснение влияния различных факторов на
размещение металлургического
производства.
Машиностроительный комплекс.
Химическая промышленность. П.р. № 3.
Составление схемы межотраслевых связей
химической промышленности.
Транспорт.
Информационная инфраструктура.
Сфера обслуживания. Рекреационное
хозяйство.
Территориальное (географическое)
разделение труда. П.р. № 4 Обозначение на
контурной карте главных промышленных и
сельскохозяйственных районов страны.
Итоговый урок по теме «Главные отрасли и
межотраслевые комплексы». П.р. № 5
Объяснение возникновения экологических
проблем, связанных с промышленным
производством, сельским хозяйством и
транспортом.
Итоговый урок по разделу «Хозяйство
России».
Раздел II.
Районы России
Тема 3.
Европейская
часть России

43ч

Центральная
Россия

7ч

26 ч
2ч

Восточно-Европейская равнина.
Волга. П.р. № 6 Обозначение на контурной
карте основных объектов природы
Восточно-Европейской равнины.
Центральная Россия: состав, географическое
положение. П.р. № 7 Определение по картам
и оценка ЭГП Центральной России.
Центральный район: особенности населения.
Хозяйство Центрального района.
Москва – столица России.
Города Центрального района. П.р. № 8

СевероЗападный район

4ч

Европейский
Север

3ч

Поволжье

2ч

Северный
Кавказ

4ч

Урал

4ч

Тема 4.
Азиатская часть
России

16ч
5ч

Западная Сибирь 2ч
Восточная
Сибирь

3ч

Описание одного из центров народных
художественных промыслов Центральной
России.
Центрально-Черноземный район.
Волго-Вятский район.
Географическое положение и природа.
Города на старых водных торговых путях.
Санкт-Петербург – новый «хозяйственный
узел» России, «вторая столица» России.
Калининградская область.
Географическое положение и природа.
Этапы развития хозяйства.
Роль Европейского Севера в развитии
русской культуры. П.р. № 9 Описание
одного из природных или культурных
памятников Севера на основе работы с
разными источниками.
Географическое положение и природа.
Население и хозяйство.
Природные условия
Хозяйство района. П.р. № 10 Сравнение
западной и восточной частей Северного
Кавказа.
Народы Северного Кавказа.
Южные моря России.
Урал. Географическое положение и природа.
Этапы развития и современное хозяйство
Урала.
Население и города Урала. Проблемы
района.
Итоговый урок по теме «Европейская часть
России».
Природа Сибири.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири.
Арктические моря.
Население Сибири.
Хозяйственное освоение Сибири.
Природные условия и ресурсы.
Хозяйство района.
Природные условия и ресурсы.
Байкал.
Хозяйство района. П.р. 11 Обозначение на

Дальний Восток

6ч

Тема 5. Россия в
мире

6ч

ИТОГО
Практические
работы

65ч
14

контурной карте и комплексное описание
района Крайнего Севера.
Формирование территории.
Природные условия и ресурсы.
Моря Тихого океана. П.р. 12 Сравнительная
характеристика природных условий и
ресурсов морей Дальнего Востока.
Население района.
Хозяйство района.
Итоговый урок по теме «Азиатская часть
России».
Россия в мире. Чем богата Россия?
Пр. раб 13«Составление сравнительной
таблицы, отражающей различие районов
России (на основе работы с текстом, картами
учебника и статистическими материалами)»
Пр. раб 14«Работа со статистическим
материалом с целью выявления уровня
экономического и социального развития
России в сравнении с показателями других
стран»
Повторение изученного «Районы России»
Итоговый урок по курсу «География России.
Хозяйство и географические районы».
Обобщение знаний по курсу «География
России. Хозяйство и географические
районы».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Название темы

Количеств
о часов

Дата проведения
План.
Факт

1 четверть -17 часов
1/1
Введение
1ч
Раздел 1. Хозяйство России -16 часов
Тема 1.Общая характеристика хозяйства-2 часа
2/1
Понятие хозяйства. Его структура.
1ч

2.09

5.09

3/2
Этапы развития хозяйства.
1ч
9.09
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы – 14 часов

Сельское хозяйство. Растениеводство. 1ч

12.09

Животноводство. Зональная
1ч
специализация сельского хозяйства.
П.р. № 1. Объяснение зональной
специализации сельского хозяйства
на основе карт.
6/3
Агропромышленный комплекс.
1ч
Легкая и пищевая промышленность.
7/4
Лесной комплекс.
1ч
8/5
Топливно - энергетический комплекс. 1ч
Топливная промышленность.
9/6
Электроэнергетика.
1ч
10/7
Металлургический комплекс. П.р. № 1ч
2. Объяснение влияния различных
факторов на размещение
металлургического производства.
11/8
Машиностроительный комплекс.
1ч
12/9
Химическая промышленность. П.р. № 1ч
3. Составление схемы межотраслевых
связей химической промышленности.
13/10 Транспорт. Информационная
1ч
инфраструктура.
14/11 Сфера обслуживания. Рекреационное 1ч
хозяйство.
15/12 Территориальное (географическое)
1ч
разделение труда. П.р. № 4
Обозначение на контурной карте
главных промышленных и
сельскохозяйственных районов
страны.
16/13 Итоговый урок по теме «Главные
1ч
отрасли и межотраслевые
комплексы». П.р. № 5 Объяснение
возникновения экологических
проблем, связанных с
промышленным производством,
сельским хозяйством и транспортом.
17/14 Итоговый урок по разделу
1ч
«Хозяйство России».
2 четверть -15 часов
Раздел 2. Районы России-43 часа
Тема 3. Европейская часть России- 26 часов
18/1
Восточно-Европейская равнина.
1ч

16.09

4/1
5/2

19.09
23.09
26.09
30.09
3.10

7.10
10.10

14.10
17.10
21.10

24.10

28.10

7.11

19/2

20/3

21/4

22/5
23/6
24/7

25/8
26/9
27/10

28/11
29/12

30/13
31/14
32/15

33/16

34/17
35/18
36/19
37/20

Волга. П.р. № 6 Обозначение на
1ч
контурной карте основных объектов
природы Восточно-Европейской
равнины.
Центральная Россия: состав,
1ч
географическое положение. П.р. № 7
Определение по картам и оценка ЭГП
Центральной России.
Центральный район: особенности
1ч
населения.

11.11

Хозяйство Центрального района.
Москва – столица России.
Города Центрального района. П.р. №
8 Описание одного из центров
народных художественных
промыслов Центральной России.
Центрально-Черноземный район.
Волго-Вятский район.
Северо-Западный район.
Географическое положение и
природа.
Города на старых водных торговых
путях.
Санкт-Петербург – новый
«хозяйственный узел» России и
«вторая столица» России.
Калининградская область.
Европейский Север. Географическое
положение и природа.
Этапы развития хозяйства.

1ч
1ч
1ч

21.11
25.11
28.11

1ч
1ч
1ч

2.12
5.12
9.12

1ч

12.12

1ч

16.12

1ч
1ч

19.12
23.12

1ч

26.12

1ч

13.01

1ч

16.01

1ч
1ч

20.01
23.01

1ч

27.01

3 четверть – 20 часов
Роль Европейского Севера в развитии
русской культуры. П.р. № 9 Описание
одного из природных или культурных
памятников Севера на основе работы
с разными источниками.
Поволжье. Географическое
положение и природа.
Население и хозяйство Поволжья
Северный Кавказ. Природные
условия
Хозяйство района. П.р. № 10

14.11

18.11

Сравнение западной и восточной
частей Северного Кавказа.
38/21 Народы Северного Кавказа.
39/22 Южные моря России.
40/23 Урал. Географическое положение и
природа.
41/24 Этапы развития и современное
хозяйство Урала.
42/25 Население и города Урала. Проблемы
района.
43/26 Итоговый урок по теме «Европейская
часть России».
Тема 4. Азиатская часть России -16 часов
44/1
Природа Сибири.
45/2
Природа и ресурсы гор Южной
Сибири.
46/3
Арктические моря.
47/4
Население Сибири.
48/5
Хозяйственное освоение Сибири.
49/6
50/7
51/8
52/9
53/10

54/11
55/12
56/13

57/14
58/15
59/16

60/1

Западная Сибирь. Природные условия
и ресурсы.
Хозяйство района.
4 четверть -13 часов
Восточная Сибирь. Природные
условия и ресурсы.
Байкал.
Хозяйство района. П.р. 11
Обозначение на контурной карте и
комплексное описание района
Крайнего Севера.
Дальний Восток. Формирование
территории.
Природные условия и ресурсы.
Моря Тихого океана. П.р. 12
Сравнительная характеристика
природных условий и ресурсов морей
Дальнего Востока.
Население района.
Хозяйство района.
Итоговый урок по теме «Азиатская
часть России».
Тема 5. Россия в мире – 6 часов
Россия в мире. Чем богата Россия?

1ч
1ч
1ч

30.01
3.02
6.02

1ч

10.02

1ч

13.02

1ч

17.02

1ч
1ч

20.02
27.02

1ч
1ч
1ч

3.03
6.03
10.03

1ч

13.03

1ч

17.03
20.03

1ч
1ч

24.03
3.04

1ч

7.04

1ч
1ч

10.04
14.04

1ч
1ч
1ч

17.04
21.04
24.04

1ч

28.04

61/2

62/3

63/4
64/5

65/6

Пр.
раб
13«Составление
сравнительной таблицы, отражающей
различие районов России (на основе
работы с текстом, картами учебника и
статистическими материалами)»
Пр. раб 14«Работа со статистическим
материалом с целью выявления
уровня
экономического
и
социального развития России в
сравнении с показателями других
стран»
Повторение изученного «Районы
России»
Итоговый урок по курсу «География
России. Хозяйство и географические
районы».
Обобщение знаний по курсу
«География России. Хозяйство и
географические районы».

1ч

5.05

1ч

12.05

1ч

15.05

1ч

19.05

1ч

22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».