Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет География
8 класс
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель
Михайлова Екатерина Викторовна
Учебник:
А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е. К. Липкина.– М.: Просвещение, 2021.191с. Предметная линия учебников «Полярная звезда».
Название: География 8 класс
2022 г.
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания
(одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ и составлена с учётом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей
географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения
и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «География»;
определяет возможности предмета для реализации требований к результатам
освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
планете людей, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействияприроды и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий
Содержание курса географии в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым
звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1)
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2)
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3)
воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
4)
формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета,
для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5)
формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6)
формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Общественно-научные
предметы».
Освоение
содержания
курса
«География» в основной школе происходит с опорой на географические
знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится в 8 классе - 2 часа в
неделю, всего - 68 часов. В соответствии с графиком работы, расписанием
учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год,
производственным календарем РФ на 2022 год для учащихся 8 класса
количество
часов,
отведенных
на
изучение
предмета
«География»
изменилось, так как из расписания выпадают следующие праздничные дни:
24.02. Таким образом, в
календарно - тематическом планировании
на
изучение предмета отводится–67 часа.
Содержание программы учебного предмета
Тема 1. Географическое пространство России (10 ч.).
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России.
Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других
государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых
поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Понятие о часовых
поясах
и
часовых
зонах.
Линия
перемены
дат.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад
исследователей, путешественников в освоение территории
России.
Русские первопроходцы: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В.
Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников. Районирование. Географический
район. Природные и экономические районы. Административнотерриториальное деление России.
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте государственной границы России;
государств, с которыми граничит Россия (с указанием их столиц).
Обозначение на контурной карте субъектов РФ с административными
центрами.
Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика географического
положения России с другими странами мира (Канада, США, Китай)».
Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых
поясов».
Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - устанавливаем
межпредметные связи: география – история – обществознание».
Тема 2. Население России (13ч.).
Численность
населения
России.
Воспроизводство
населения.
Демографический кризис. Демографические потери. Демографические
проблемы и их решение. Естественный прирост. Отрицательный
естественный прирост — проблема для России. Традиционный и
современный
типы
воспроизводства.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация.
Половозрастная
структура
населения
России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически
активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок
труда
родного
края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России.
Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая
семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России.
Религии
России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения.
Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных
городов
в
размещении
населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ
жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские
поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практическая работа 4 «Анализ графика рождаемости и смертности
России».
Практическая работа 5 – учимся с «Полярной звездой» - сравниваем
половозрастные пирамиды регионов России.
Практическая работа 6 – учимся с «Полярной звездой» - создание
электронной презентации».
Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - готовимся к
дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо?»
Тема 3. Природа России (26 ч.).
История развития земной коры. Геологическое летоисчисление.
Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и
геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России.
Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние
человеческой
деятельности
на
рельеф
и
ее
последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые.
Основные
месторождения
полезных
ископаемых.
Рациональное
использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории
России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели,
оползни,
просадки
грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная
радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление
солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации
по
сезонам
года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России.
Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат
России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты.
Циклон
и
антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические
особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности
России. Климат своего региона. Влияние климатических условий на здоровье
и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние
климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент
увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве.
Россия — морская держава. Особенности Российских морей.
Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и
Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком.
Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки.
Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности
российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в
хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.
Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение
болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного
края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей.
Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской
части
России.
Морские
пути
России.
Морские
порты.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы.
Строение
почвы.
Механический
состав
и
структура
почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и
почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от
эрозии.
Растительный и животный мир: особенности растительного и животного
мира России. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность
России. Природно-территориальные комплексы России и факторы их
формирования.
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа и месторождений
полезных ископаемых.
Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России.
Практическая работа 8 «Описание рельефа территории по карте».
Практическая работа 9 – учимся с «Полярной звездой» - систематизируем
информацию о полезных ископаемых.
Практическая работа 10 – учимся с «Полярной звездой» - оцениваем
климатические условия России на основе различных источников информации.
Практическая работа 11 «Описание одного из Российских морей по
типовому плану».
Практическая работа 12 «Описание Российских рек с использованием
тематических
карт,
выявление
возможностей
хозяйственного
использования».
Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем опасные
гидрологические природные явления.
Практическая работа 14 – учимся с «Полярной звездой» - анализируем
проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России».
Творческое задание: Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным
путям России.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы (12 ч.).
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и
«природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных
зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
Особенности географического положения. Климат. Растительный и
животный
мир.
Занятия
населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия —
лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения.
Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных
ресурсов
России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и
лесостепи
—
главный
сельскохозяйственный
район
страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны
полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата.Высотная поясность. Растительный и
животный мир. Степень освоенности зоны. Горный каркас России – Урал и
горы Южной Сибири. Особенности жизни и хозяйства в горах. Районы
многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Экзотика
России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте природных зон России.
Практическая работа 15 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем проблему
«Есть ли страны холоднее, чем Россия?».
Практическая работа 16 – учимся с «Полярной звездой» - «Природные зоны
для жизни и деятельности людей (сравниваем, моделируем, выбираем)».
Тема 5. Родной край (2 ч.).
Особенности географического положения Московской области; соседние
субъекты. Природные условия и природные ресурсы, их хозяйственное
использование. Особо охраняемые природные и культурные объекты.
Проблемы региона.
Практическая работа 17 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем свой край
подготовка рефератов и проектов.
Повторение (4 ч.)
Повторение и обобщение курса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и
долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и
других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений
и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в
природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и
пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и
окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент
познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам
различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе
на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей
между географическими объектами, процессами и явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической информации
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых
формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
— Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения
территории России;
— находить в различных источниках информации факты, позволяющие
определить вклад российских учёных и путешественников в освоение
страны;
— характеризовать географическое положение России с использованием
информации из различных источников;
— различать федеральные округа, крупные географические районы и
макрорегионы России;
— приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и
показывать их на географической карте;
— оценивать влияние географического положения регионов России на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
— использовать знания о государственной территории и исключительной
экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и
зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
— оценивать степень благоприятности природных условий в пределах
отдельных регионов страны;
— проводить классификацию природных ресурсов;
— распознавать типы природопользования;
— находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять
возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих
территорию;
— находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять
закономерности распространения гидрологических, геологических и
метеорологических опасных природных явлений на территории страны;
— сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий
страны;
— объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий
страны;
— использовать знания об особенностях компонентов природы России и её
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и
общества в пределах отдельных территорий для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
— называть географические процессы и явления, определяющие особенности
природы страны, отдельных регионов и своей местности;
— объяснять распространение по территории страны областей современного
горообразования, землетрясений и вулканизма;
— применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы»,
«бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
— применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда
температур воздуха»,
«воздушные массы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент
увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
— использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для
объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт
погоды;
— проводить классификацию типов климата и почв России;
— распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей
среды;
— показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные
формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные
реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природнохозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы
распространения многолетней мерзлоты;
— приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
—
приводить
примеры
рационального
и
нерационального
природопользования;
— приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и
своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;
— выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей населения России;
— приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным
условиям на территории страны;
— сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с
мировыми показателями и показателями других стран;
— различать демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего
края;
— проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по
заданным основаниям;
— использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах,
городском и сельском населении, этническом и религиозном составе
населения для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни;
— применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост
населения»,
«миграционный прирост населения», «общий прирост населения»,
«плотность
населения»,
«основная
полоса
(зона)
расселения»,
«урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа»,
«половозрастная
структура
населения»,
«средняя
прогнозируемая
продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный
возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество
населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
— представлять в различных формах (таблица, график, географическое
описание) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и (или) практико- ориентированных задач.
Тематический план
Количество часов
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Географическое пространство
России.
Население России.
Природа России.
Природно-хозяйственные зоны
и районы.
Родной край.
Повторение
Всего:
всего
практические
работы
10
3
13
26
4
7
12
2
2
5
67
1
0
17
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Название темы
Кол-во
часов
Дата
проведения
по
плану
Тема 1. Географическое пространство России -10 часов
1 1
Мы и наша страна на карте мира
1ч
2.09
2 2
Наши границы и наши соседи.
1ч
5.09
3 3
Практическая
работа
1 1ч
9.09
«Сравнительная
характеристика
географического положения России
и Канады».
4 4
Наша страна на карте часовых 1ч
12.09
поясов.
5 5
Формирование территории России 1ч
16.09
6 6
Практическая
работа
2 1ч
19.09
«Определение разницы во времени
на карте часовых поясов».
7 7
Практическая работа 3 – учимся с 1ч
23.09
по
факту
«Полярной
звездой»
устанавливаем
межпредметные
связи: география – история –
обществознание.
8 8
Районирование России
9 9
Наше национальное богатство и
наследие.
10 10 Обобщающий урок по теме
«Географическое
пространство
России».
Тема 2. Население России – 13 часов
11 1 Численность населения.
12 2 Воспроизводство населения.
13 3 Практическая работа 4 «Анализ
графика рождаемости и смертности
России».
14 4 Наш «демографический портрет».
15 5 Практическая работа 5 – учимся с
«Полярной звездой» - сравниваем
половозрастные
пирамиды
регионов России.
16 6 Мозаика народов.
17 7 Размещение населения.
18 8 Города и сельские поселения.
Урбанизация.
19 9 Практическая работа 6 – учимся с
«Полярной звездой» - создание
электронной презентации».
20 10 Миграции населения.
21 11 Практическая работа 7 – учимся с
«Полярной звездой» - готовимся к
дискуссии на тему «Рост Москвы –
это хорошо или плохо?»
22 12 Россияне на рынке труда.
23 13 Обобщение по теме «Население
России».
Тема 3. Природа России – 26 часов
24 1 История развития земной коры.
25 2 Рельеф: тектоническая основа.
26 3 Практическая работа 8 «Описание
рельефа территории по карте».
27 4 Рельеф: скульптура поверхности.
28 5 Учимся с «Полярной звездой» строим профиль.
1ч
1ч
26.09
30.09
1ч
3.10
1ч
1ч
1ч
7.10
10.10
14.10
1ч
1ч
17.10
21.10
1ч
1ч
1ч
24.10
28.10
7.11
1ч
11.11
1ч
1ч
14.11
18.11
1ч
1
21.11
25.11
1ч
1ч
1ч
28.11
2.12
5.12
1ч
1ч
9.12
12.12
29
30
6
7
31
32
33
34
8
9
10
11
35
12
36
13
37
38
14
15
39
40
41
16
17
18
42
19
43
44
45
46
20
21
22
23
47
24
48
25
Ресурсы земной коры.
Практическая работа 9 – учимся с
«Полярной
звездой»
систематизируем информацию о
полезных ископаемых.
Солнечная радиация.
Атмосферная циркуляция.
Зима и лето в нашей стране.
Практическая работа 10 – учимся с
«Полярной звездой» - оцениваем
климатические условия России на
основе различных источников
информации.
Как мы живем и работаем в нашем
климате.
Наши моря. Практическая работа
11
«Описание
одного
из
Российских морей по типовому
плану».
Наши реки.
Практическая работа 12 «Описание
Российских рек с использованием
тематических карт, выявление
возможностей
хозяйственного
использования».
Где спрятана вода.
Водные дороги и перекрестки.
Водоемы Московской области и их
хозяйственное использование.
Практическая работа 13 – учимся с
«Полярной звездой» - изучаем
опасные
гидрологические
природные явления.
Почва – особое природное тело.
Растительный и животный мир.
Экологическая ситуация в России.
Экологическая
безопасность
России.
Практическая работа 14 – учимся с
«Полярной звездой» - анализируем
проблему
«Как
обеспечить
экологическую
безопасность
России».
Природно-территориальные
1ч
1ч
16.12
19.12
1ч
1ч
1ч
1ч
23.12
26.12
13.01
16.01
1ч
20.01
1ч
23.01
1ч
1ч
27.01
30.01
1ч
1ч
1ч
3.02
6.02
10.02
1ч
13.02
1ч
1ч
1ч
1ч
17.02
20.02
27.02
3.03
1ч
6.03
1ч
10.03
комплексы России.
49 26 Обобщение по теме «Природа 1ч
13.03
России».
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы 12 часов
50 1 Северные безлесные зоны.
1ч
17.03
51 2 Практическая работа 15 – учимся с 1ч
20.03
«Полярной звездой» - изучаем
проблему
«Есть
ли
страны
холоднее, чем Россия?».
52 3 Лесные зоны.
1ч
24.03
53 4 Степи и лесостепи.
1ч
3.04
54 5 Южные безлесные зоны.
1ч
7.04
55 6 Субтропики. Высотная поясность в 1ч
10.04
горах.
56 7 Практическая работа 16 – учимся с 1ч
14.04
«Полярной звездой» - «Природные
зоны для жизни и деятельности
людей (сравниваем, моделируем,
выбираем)».
57 8 Великие
равнины
России
– 1ч
17.04
Восточно-Европейская и ЗападноСибирская.
58 9 Горный каркас России – Урал и 1ч
21.04
горы Южной Сибири.
59 10 Регионы многолетней мерзлоты – 1ч
24.04
Восточная и Северо-Восточная
Сибирь.
60 11 Экзотика России – Северный 1ч
28.04
Кавказ, Крым и Дальний Восток.
61 12 Обобщение по теме «Природно- 1ч
5.05
хозяйственные зоны и районы».
Тема 5. Родной край 2 часа
62 1 Практическая работа 17 – учимся с 1ч
12.05
«Полярной звездой» - изучаем свой
край.
63 2 Защита рефератов и проектов.
1ч
15.05
Тема 6.Повторение 4 часа
64
1
Повторение по теме «Население 1ч
России»
19.05
65
2
Повторение
России»
22.05
по
теме
«Природа 1ч
66
3
Итоговая контрольная работа
1ч
26.05
67
4
Повторение и обобщение курса
1ч
29.05