биология 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет БИОЛОГИЯ 9 класс «Общие закономерности»
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель Чумакова Любовь Александровна
Количество часов: 66 часов за год; 2 часа в неделю

Учебник «Биология 9», С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Москва, М. : Дрофа ,
2018 г., учебник для общеобразовательных организаций, 5 – издание.

2022 год

1. Пояснительная записка
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана
рабочая программа:
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром
содержания основного общего образования, примерной программой основного общего
образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской
учебной программы основного общего образования «Биология. Общие закономерности. 9 класс».
Автор В. Б. Захаров (Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы.
Концентрический курс). Рабочие программы Биология 5-9 классы, составитель Г.М. Пальдяева, М.
«Дрофа» 2014г.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 (с изменениями);
Образовательная программа основного общего образования, (учебный план) МБОУ Поповская
СОШ на 2022/2023 учебный год; «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9
классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения); Данная рабочая
программа ориентирована на использование учебника: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б.
Агафонова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности.9 класс (концентрический курс).
М.:Дрофа,2018
II. Место предмета в учебном плане образовательной организации.
Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии
для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской
программе.
Согласно учебному плану МБОУ Поповская СОШ на изучение предмета «Биология» в основной
школе в 9 классе выделяется 66 ч (2 ч в неделю).
III. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате освоения курса биологии 9 класса учащиеся должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:









развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных
наук.
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении с коллегами;



основ экологической культуры

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных
действий (УУД)
Регулятивные УУД:







Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:









Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для
указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:






Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:


Понимать смысл биологических терминов;




Знать особенности жизни как формы существования материи;
Понимать роль физических и химических процессов в живых системах различного
иерархического уровня организации;
Знать фундаментальные понятия биологии;
Понимать сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и
изменчивости;
Знать основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности,
эволюционную, антропогенеза













Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского
хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья
человека;
Уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с
материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также
различных групп растений, животных, в том числе и человека;
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
Уметь работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для
микроскопических исследований;
Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на
растительном и животном материале;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:






соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами.
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных.
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей
среде.
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 ч в год. Отбор форм организации
обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание
уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе
программы.
IV.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Общие закономерности. 9 класс (66ч, 2ч в неделю)
Введение (3 ч)
Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и
задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого ивзаимозависимости всех
частей биосферы Земли.
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный,
организменный, популяционно-видовой, биогеоценоти-ческий и биосферный. Единство
химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул,
образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов,населяющих Землю.
Обмен веществ и саморегуляция в биосистемах. Самовоспроизведение; наследственность и
изменчивость как основа существования живойматерии. Рост и развитие. Раздражимость; формы
избирательной реакции организмов на внешние воздействия.Ритмичность процессов
жизнедеятельности; биологическиеритмы и их значение. Дискретность живого вещества и
взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы
потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественнойсистемы
классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация
Схемы, отражающие структуры царств живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:

— уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением
процессов жизнедеятельности на каждом из них;
— химический состав живых организмов;
— роль химических элементов в образовании органических молекул;
— свойства живых систем и отличие их проявлений отсходных процессов, происходящих в
неживой природе;
— царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;
— ориентировочное число известных видов животных,
растений, грибов и микроорганизмов.
Учащиеся должны уметь:
— давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы
жизнедеятельности на каждом изних;
— характеризовать свойства живых систем;
— объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;
— приводить краткую характеристику искусственной иестественной систем классификации
живых организмов;
— объяснять, почему организмы относят к разным систематическимгруппам.
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (10 ч)
Тема 1.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2 ч)
Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой
материи и объектовнеживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; ихвклад в образование
неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого
вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль.Соли неорганических кислот, их
вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Ролькатионов и
анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление;
осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры
— белки; их структурная организация.Функции белковых молекул. Углеводы, их
строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и
источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передачаинформации
из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в
цитоплазму;транскрипция. РНК, её структура и функции. Информационные, транспортные,
рибосомальные РНК.
Демонстрация
Объёмные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых
кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например, поливинилхлоридом).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование
неорганических и органических молекул живого вещества;
— химические свойства и биологическую роль воды;
— роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
— уровни структурной организации белковых молекул;
— принципы структурной организации и функции углеводов;
— принципы структурной организации и функции жиров;
— структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).
Учащиеся должны уметь:
— объяснять принцип действия ферментов;
— характеризовать функции белков;
— отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.

Тема 1.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ
В КЛЕТКЕ (3 ч)
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную
мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление
глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
— приводить подробную схему процесса биосинтеза белков.
Тема 1.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ч)
Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация
метаболизма у прокариот. Генетический аппарат
бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их
структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро —
центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка,
хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление
клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток
многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы
митотического деления и
преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост,
восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория
строения организмов.
Демонстрация
Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы,
иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы
строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений,
животных и одноклеточных
грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микро-скопом и на схеме.
Материалы, рассказывающие о биографиях учёных, внёсших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определения понятий: «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы»,
«кариотип», «митоз»;
— строение прокариотической клетки;
— строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии);
— строение эукариотической клетки;
— многообразие эукариот;
— особенности строения растительной и животной клеток;
— главные части клетки;
— органоиды цитоплазмы, включения;
— стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;
— положения клеточной теории строения организмов;
— биологический смысл митоза.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать метаболизм у прокариот;
— описывать генетический аппарат бактерий;
— описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;
— объяснять место и роль прокариот в биоценозах;

— характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности
клетки;
— описывать строение и функции хромосом.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска
необходимого материала;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;
— самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать»
отдельные их этапы к различным клеточным структурам;
— иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;
— работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического
исследования.
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч)
Тема 2.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Половое размножение животных и растений; образование половых клеток,
осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез.
Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование
половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация
Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных
культур. Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной
пары родителей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— многообразие форм бесполого размножения и группыорганизмов, для которых они характерны;
— сущность полового размножения и его биологическоезначение;
— процесс гаметогенеза;
— мейоз и его биологическое значение;
— сущность оплодотворения.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать биологическое значение беспологоразмножения;
— объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию
гаплоидных гамет.
Тема 2.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
(ОНТОГЕНЕЗ) (3ч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование
однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного
зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и
систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития.
Непрямое развитие; полныйи неполный метаморфоз. Биологический смысл развитияс
метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический
закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра).
Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер).Работы А. Н. Северцова об эмбриональной
изменчивости.
Демонстрация

Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и
чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий). Таблицы, отражающиесходство
зародышей позвоночных животных. Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определение понятия «онтогенез»;
— периодизацию индивидуального развития;
— этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);
— формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и
неполным превращением;
— прямое развитие;
— биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера;
— работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Учащиеся должны уметь:
— описывать процессы, протекающие при дроблении,
гаструляции и органогенезе;
— характеризовать формы постэмбрионального развития;
— различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном
превращении;
— объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
— характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических
групп;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходыпри изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в развитииживотных разных групп;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска
необходимого материала;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (17 ч)
Тема 3.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (10 ч)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод
изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя.
Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная
система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов вопределении признаков.
Демонстрация
Карты хромосом человека. Родословные выдающихсяпредставителей культуры. Хромосомные
аномалии человекаи их фенотипические
проявления.
Лабораторные и практические работы
Решение генетических задач и составление родословных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определения понятий: «ген», «доминантный ген»,«рецессивный ген», «признак», «свойство»,
«фенотип»,«генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции»,
«мутации», «сорт», «порода»,«штамм»;
— сущность гибридологического метода изучения наследственности;
—законы Менделя;
— закон Моргана.

Учащиеся должны уметь:
— использовать при решении задач генетическуюсимволику;
— составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;
— строить схемы скрещивания при независимом сцепленном наследовании, наследовании,
сцепленном с полом;
— сущность генетического определения пола у растенийи животных;
— характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
— составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
Тема 3.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (4 ч)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для
практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное
значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость.
Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация
Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторные и практические работы
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные
учащихся).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— виды изменчивости и различия между ними.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.
Тема 3.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ
И МИКРООРГАНИЗМОВ (3ч)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы
селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции.
Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация
Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких
предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей
плодовитостью.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—методы селекции;
— смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и
возникновение отличий от родительских форм у потомков.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику генетических методов изучения биологических объектов;
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/илипосле изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разныеисточники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты наоснове обобщения материала учебника
и дополнительной
литературы;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (21 ч)
Тема 4.1. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2ч)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной
целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и
животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация
Биографии учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б.
Ламарка.
4.2. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ
ПУТЁМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (4 ч)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук,
экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.
Дарвина о естественном отборе. Вид —
элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная
численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация
Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на
корабле «Бигль».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— представления естествоиспытателей додарвиновскойэпохи о сущности живой природы;
— взгляды К. Линнея на систему живого мира;
— основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;
— учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;
— учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Учащиеся должны уметь:
— оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;
— характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;
— давать определения понятий «вид» и «популяция»;
— характеризовать причины борьбы за существование;
— определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с
абиотическими факторами среды;
— давать оценку естественного отбора как результата борьбы за существование.
Тема 4.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (2
ч)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы.
Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций.
Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования;
географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и
животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие
сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты
приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах
культурных растений*.
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:
— значение заботы о потомстве для выживания;
— определения понятий «вид» и «популяция»;
— сущность генетических процессов в популяциях;
— формы видообразования.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции;
— характеризовать процесс экологического и географического видообразования;
— оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных,
растений и микроорганизмов.
Тема 4.4. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ.
МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ч)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс
(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основныезакономерности
эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное
усложнение организации.
Демонстрация
Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе.
Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Материалы,
характеризующие представителей животных и растений, внесённых в Красную книгу и
находящихся под охраной государства.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;
— основные закономерности эволюции: дивергенцию,конвергенцию и параллелизм;
— результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и
общую дегенерацию;
— приводить примеры гомологичных и аналогичных органов.
Тема 4.5.ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ
ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3 ч)
Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела:
скрывающая окраска(однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска.
Мимикрия. Приспособительное поведение
животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность
приспособленности.
Демонстрация
Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов,
обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. Примеры различных
видов покровительственной окраски у животных.
Лабораторные и практические работы
Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для
выживания;
— объяснять относительный характер приспособлений;
— особенности приспособительного поведения.

Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски
покровов и поведения живых организмов.
Тема 4.6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный
этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественнаяклассификация
я живых организмов.
Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств
растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития
живой материи.
Тема 4.7. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 ч)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле.
Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие
водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция
сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.
Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в
мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений.
Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение
человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в
системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным
систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек,
древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида.
Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство
происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы
развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Модели
скелетов человека и позвоночных животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— этапы развития животных и растений в различные периоды существова-ния Земли;
— движущие силы антропогенеза;
— систематическое положение человека в системе живого мира;
— свойства человека как биологического вида;
— этапы становления человека как биологического вида;
— расы человека и их характерные особенности.
Учащиеся должны уметь:
— описывать развитие жизни на Земле в архейскую ипротерозойскую эры;
— описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;
— описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую
эру;
— описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру;

— характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении
человека;
— опровергать теорию расизма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения
материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и
дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе
сравнения;
— оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими
предками;
— находить информацию о развитии растений и животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной
формы в другую;
— сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных
таксономических групп
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и
человека;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (9 ч)
Тема 5.1. БИОСФЕРА, ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (6 ч)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое
вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество
биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых
организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.
Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды.
Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ.
Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов
среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические
пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов;
формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные
отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения:
хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие её отдельные составные части.
Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота
веществ в природе. Карты, отражающие геологическую историю материков, распространённость
основных биомов суши. Диафильмы и кинофильмы «Биосфера». Примеры симбиоза между
представителями различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных
видов в данной экосистеме*.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определения понятий: «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания»,
«продуценты», «консументы», «редуценты»;
— структуру и компоненты биосферы;
— компоненты живого вещества и его функции.
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать экологические факторы;
— характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;
— описывать биологические круговороты веществ в природе;
— объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;
— характеризовать и различать экологические системы — биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;
— раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;
— описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;
— характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические,
антибиотические и нейтральные.
Тема 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (3ч)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы
(роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы
рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение
эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация
Карты заповедных территорий нашей страны.
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— антропогенные факторы среды;
— характер воздействия человека на биосферу;
— способы и методы охраны природы;
— биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов;
— основы рационального природопользования;
— неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы;
— заповедники, заказники, парки России;
— несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
— применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и
сельском хозяйстве для правильной организации
лесоводства, рыбоводства, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды
и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и
дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой
информации.
Личностные результаты обучения

— Формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
— осознание учащимися ответственности и долга перед Родиной;
— ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
— формирование мотивации к обучению и познанию,
— способность учащихся строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе
ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
— соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в
природоохранной деятельности;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии
учащимися;
— способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые
знания;
— привить любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, развить
эстетическое восприятие общения с живыми организмами;
— признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на
природоохранительном поприще;
— умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре;
— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, вестидискуссию, умение оперировать фактами как
для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резервное время — 3 ч.

V.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов, подразделов и тем урока
Введение Многообразие живого мира. Основные свойства
живых организмов
Раздел 1. Структурная организация живых организмов
Тема 1.1. Химическая организация клетки
Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
Тема 1.3. Строение и функции клеток
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие
организмов
Тема 2.1. Размножение организмов
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов
Тема 3.1. Закономерности исследования признаков
Тема 3.2. Закономерности изменчивости
Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

Лаборат.
работы

К-во
ч.
3

Л.Р. №1
Изучение клеток
бактерий, растений и
животных на готовых
микропрепаратах.

10
2
3
5
5

Л,Р. №2 «Решение
генетических задач и
составление
родословных»

2
3
17
10
3

Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле
Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период
Тема 4.2. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем
естественного отбора
Тема 4.3. Современные представления об эволюции.
Микроэволюция.
Тема 4.4. Биологические последствия адаптации.
Макроэволюция
Тема 4.5. Приспособленность организмов к условиям
внешней среды как результат действия естественного
отбора.
Тема 4.6. Возникновение жизни на Земле
Тема 4.7. Развитие жизни на Земле
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды.
Основыэкологии
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции
Тема 5.2. Биосфера и человек

Л.Р. № 3 «Изучение
изменчивости.
Построение
вариационной кривой»
Л.Р. № 4. « Изучение
изменчивости,
критериев вида,
результатов
искусственного отбора
на сортах культурных
растений».
Л.Р. № 5. «Изучение
приспособленности
организмов к среде
обитания».

№
п/п

Кво ч
1

1

10
2
2
3
3
4
5

2
4
2
3
3

2
5
Л.Р. № 6 «Составление
схем передачи веществ и
энергии (цепей
питания)».
Л.Р. № 7 «Изучение и
описание экосис-темы
своей местнос-ти,
выявление типов
взаимодействия разных
видов в данной
экосистеме».

Итоговая контрольная работа
ИТОГО: 66 часов, 2 часа – резервное время

VI.

21

9
6
3

1
66

Календарно-тематическое планирование
Название темы

Введение 1ч
Введение. Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности»
Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства
живых организмов
Раздел 1. Структурная организация живых организмов
Тема 1.1. Химическая организация клетки
Химическая организация клетки.Неорганические вещества, входящие в
состав клетки.
Органические вещества, входящие в состав клетки
Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
Пластический обмен. Биосинтез белков.
Энергетический обмен. Способы питания

Дата
пров.

Факт.

5
6
7

8
9
10
11
5
2
12
13
3
14
15
16

17
8
17
18
19
20
21
22
23
24
4
25
26
27
28
3
29
30
31
21
2
32
33

Тема 1.3. Строение и функции клеток
Общий план строения клетки. Прокариотическая клетка.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма.Лабораторная работа №1
«Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых
микропрепаратах»
Эукариотическая клетка. Ядро.
Деление клеток.
Клеточная теория строения организмов. Вирусы
Систематизация знаний по разделу «Строение и функции клеток»
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Тема 2.1. Размножение организмов
Размножение и индивидуальное развитие. Бесполое размножение.
Половое размножение. Развитие половых клеток
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период
развития
Постэмбриональный период развития
Систематизация знаний по темам «Размножение индивидуальное
развитие
организмов».
Общие
закономерности
развития.
Биогенетический закон.
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов
Тема 3.1. Закономерности исследования признаков
Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики.
Гибридологический метод изучения наследования признаков.
Первый закон Менделя.
Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет
Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.
Сцепленное наследование признаков
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Взаимодействие генов
Систематизация знаний «Закономерности наследования признаков»
Тема 3.2. Закономерности изменчивости
Наследственная (генотипическая) изменчивость
Ненаследственная (фенотипическая изменчивость)
Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков.
Систематизация знаний по теме «Закономерности изменчивости»
Тема 3.3. Селекция растений, животных и
микроорганизмов
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Селекция растений и животных.
Селекция микроорганизмов. Значение селекции для развития для
сельскохозяйственного производства и промышленности.
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле
Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Становление
систематики.
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

10

3
34
35
36
6
37

38
39
40
41
42
3
43
44
45
2
46
47
6
48
49
50
51
52
53
9
7
54
55
56
57

58
59

60
3
61
62

Тема 4.2. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Научные и социально-экономические предпосылки возникновения
теории Ч. Дарвина.
Учение Ч. Дарвина об естественном отборе.
Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе.
Тема 4.3. Современные представления об эволюции. Микроэволюция.
Вид, его критерии и структура.Л.Р. № 4. « Изучение изменчивости,
критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах
культурных растений»
Элементарные эволюционные факторы.
Формы естественного отбора.
Главные направления эволюции.
Типы эволюционных изменений.
Систематизация знаний по теме «Современные представления об
эволюции»
Тема 4.5. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат
действия естественного отбора.
Приспособительные особенности строения и поведения животных. Л.Р.
№ 5. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Забота о потомстве
Физиологические адаптации.
Тема 4.6. Возникновение жизни на Земле.
Современные представления о возникновении жизни.
Начальные этапы развития жизни.
Тема 4.7. Развитие жизни на Земле.
Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.
Жизнь в палеозойскую эру.
Жизнь в мезозойскую эру.
Жизнь в кайнозойскую эру.
Происхождение человека.
Систематизация знаний по разделу «Эволюция живого мира на Земле»
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основыэкологии
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.
История формирования природных сообществ живых организмов.
Биогеоценозы и биоценозы.
Абиотические факторы. Интенсивность действия факторов среды.
Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в
биоценозе.Л.Р. № 6 «Составление схем передачи веществ и энергии
(цепей питания)».
Взаимоотношения между организмами. Симбиоз: микориза,
нахлебничество, квартиранство.
Взаимоотношения между организмами. Антибиоз: хищничество,
каннибализм, паразитизм, конкуренция.Л.Р. № 7 «Изучение и описание
экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных
видов в данной экосистеме».
Систематизация знаний по теме «Биосфера, ее структура и функции»
Тема 5.2. Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей

63
64
6566

среды.
Охрана природы и основы рационального природопользования.
Итоговая контрольная работа
Охрана природы и основы рационального природопользования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».