Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет БИОЛОГИЯ 6 класс
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель Чумакова Любовь Александровна
Количество часов: 34 часа за год; 1 час в неделю
Учебник «Биология 6 », И.Н. Пономарев, И.В. Николаев, Москва, издательский центр;
«Вентана – Граф», 2020 г., с изменениями, 6-издание, стереотипное, учебник для
общеобразовательных организаций
2022 год
I. Пояснительная записка
1.
Цели и задачи:
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей
жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для
выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при
проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения
в природе;
• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач
и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой
доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по
отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения
правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности
жизнедеятельности разных организмов;
научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов;
научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
2. Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых
разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
Образовательная программа основного общего образования (учебный план) МБОУ
Поповская СОШ на 2022/2023 учебный год;
«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.:
Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник
«Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Вентана-Граф, 2017.)
3. Учебно-методический
программы
комплект,
используемый
для
реализации
рабочей
Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой.
– М.: Вентана-Граф, 2019.
Электронные учебные издания
Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и
используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.):
1. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии
2. Биология.ру http://www.biology.ru/
3. Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/
4. http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к
образовательным ресурсам.
5. http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум.
6. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/ponomareva/
II. Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного
учреждения
Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса
биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или
авторской программе. Согласно учебному плану МБОУ Поповская СОШ на изучение
предмета «Биология» в основной школе в 6 классе выделяется 34 ч (1ч в неделю).
Информация о количестве учебных часов
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (по учебному плану).
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как
представителей самостоятельного царства живой природы;
• применять методы биологической науки для изучения растений: проводить
наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их
результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость
растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных
растений;
• выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных
сообществ;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в
другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе;
• составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить
микропрепараты;
• различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы
растительных тканей, органы цветковых растений, называть их функции;
• выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в
растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,
рост, развитие, размножение);
• обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
• участвовать в групповой работе;
• составлять план работы и план ответа;
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
• оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений,
грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии,
питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения,
круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организмов растений, грибов, лишайников;
значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы
растительных организмов;
особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и
лишайников;
отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов,
дикорастущих, культурных и сорных растений;
основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
правила и нормы поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира,
в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека
и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль
биологического разнообразия в сохранении биосферы;
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием
растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее
распространённые растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
-выявлять приспособления организмов в среде обитания;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представители
отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-определять
принадлежности
биологических
объектов
к
определённой
систематической группе;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием
учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных
технологий;
пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой).
Метапредметные результаты обучения
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои
идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные результаты обучения:
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Учет особенностей учащихся класса
Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной
активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Возрастание
интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к
проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение
закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Там знания
в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь
школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредована. Для того
чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо
усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать
абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются
формально. Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в
средних классах школы. При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются
проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления
«зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма
наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но
характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и
отсутствием познавательных интересов. Второй, наиболее часто встречающийся вид
формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют
абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но
испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В.
Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному». Одна из основных причин,
каких в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие
стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие
причинно-следственные связи. Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно
влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их
личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка
и его повышенной утомляемости.
Используемые технологии:
проблемное обучение;
развивающее обучение;
дифференцированное обучение;
игровое обучение;
обучение развитию критического мышления
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
вводный,
текущий,
тематический,
итоговый,
Формы контроля:
проверочная работа;
тест;
фронтальный опрос;
зачет
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные,
проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Формы промежуточной аттестации учащихся:
1. Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания
учебного предмета за учебный год;
четверть – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части
(частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на
основании текущей аттестации;
текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо
части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по
результатам проверки (проверок).
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся
являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов
(заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические,
контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме
рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут
использоваться информационно – коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы
оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт»
или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету
разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются
педагогическим советом ОУ.
Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества
освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность,
системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на
основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных
контрольных работ.
Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в
других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются:
контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита
реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации
учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего
образования
Формы промежуточной аттестации учащихся
VI класс
Предмет
Биология
I
II
Тестовая
работа
IV.
Контрольная
работа
III
Тестовая
работа
IV
Контрольная
работа
Итоговый
контроль
(год)
Тестовая
работа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и
генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о
растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой
обитания.
Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные
ткани и их особенности. Растение как целостный организм.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
основные признаки царства Растения;
основные органоиды клетки;
особенности растительных тканей;
жизненные формы растений.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;
узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете
биологии.
Тема 2. Органы растений (8 ч)
Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных
растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение
корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как
сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и
внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее
строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля,
видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни
растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и
разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».
Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
Демонстрация
Стадии прорастания семени фасоли.
Геотропизм корней.
Развитие побега из почки.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной
задачей и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе
осуществления групповой и парной деятельности;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации,
сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
особенности строения цветка как генеративного органа;
строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной
деятельности;
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать функции органов растений;
описывать стадии развития органов растений и всего растения;
называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
различать и определять типы корневых систем;
определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период
опыления;
изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем,
рисунков, таблиц;
объяснять особенности роста органов растения;
устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
систематизировать знания по теме;
оценивать свои результаты и достижения.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания.
Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как
автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как
важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы
размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина.
Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в
хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий
окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.
Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».
Демонстрация
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной
задачей и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе
осуществления групповой и парной деятельности;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации,
сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
особенности минерального и воздушного питания растений;
отличие дыхания от фотосинтеза;
роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;
особенности разных типов размножения;
особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;
роль биологических знаний в практической деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;
сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль
зелёных листьев в фотосинтезе;
обосновывать космическую роль зелёных растений;
устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей
средой;
характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;
сравнивать разные виды размножения;
сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;
применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;
проводить черенкование комнатных растений;
характеризовать этапы индивидуального развития растения;
соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)
Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений,
вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в
природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение,
значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений.
Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов
Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и
жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле.
Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по
сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в
природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития
Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с
голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды,
разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные.
Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов
Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.
Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира.
Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о
результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения
культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений.
Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их
расселения по земному шару.
Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной
задачей и осуществлять коррекцию;
осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть
проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
делать выводы;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе
осуществления групповой и парной деятельности;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации,
сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
значение систематики в изучении растений;
классификацию растений;
общую характеристику водорослей как низших споровых растений;
особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и
жизни человека;
характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;
общую
характеристику Голосеменных
и
Покрытосеменных растений, их
приспособленность к среде обитания;
значение образования семени;
отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств,
относящихся к этим классам;
историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных
растений;
заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.
Учащиеся должны уметь:
систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
осваивать приёмы работы с определителями растений;
выделять и описывать существенные признаки водорослей;
сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;
характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам,
семействам;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и
условиями окружающей среды;
проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
применять приёмы работы с определителями растений;
выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
объяснять сущность понятия эволюции растений;
называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
характеризовать значение растений в жизни человека;
соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 5. Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о
структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль
растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия
обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины
внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности
и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной
задачей и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе
осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации,
сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного
сообщества;
о роли зелёных растений в природных сообществах;
о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;
о смене природных сообществ и её причинах;
особенности культурных и природных сообществ;
Учащиеся должны уметь:
объяснять сущность понятия природное сообщество;
устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного
сообщества;
наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
объяснять целесообразность ярусности;
называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
приводить примеры смены природных сообществ;
объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
V. Тематический планирование.
№ п/п
Название раздела
1.
2.
3.
4.
5.
Наука о растения – ботаника
Органы растений
Основные процессы жизнедеятельности растений
Многообразие и развитие растительного мира
Природные сообщества
Контроль знаний /промежуточный, итоговый/
Резерв
Итого:
Лабораторные работы:
1. «Строение семени фасоли».
2. «Строение корня проростка».
3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
5. «Черенкование комнатных растений».
6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Количество
часов
4
8
6
11
3
1
1
34 ч
VI. Календарно – тематическое планирование.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема урока
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика
растений
Многообразие жизненных форм растений
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки
Ткани растений
Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение
семени фасоли»
Условия прорастания семян
Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2
«Строение корня проростка»
Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение
вегетативных и генеративных почек»
Лист, его строение и значение
Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее
строение корневища, клубня, луковицы»
Цветок, его строение и значение
Плод. Разнообразие и значение плодов
Минеральное питание растений и значение воды
Воздушное питание растений – фотосинтез
Дыхание и обмен веществ у растений
Размножение и оплодотворение у растений
Вегетативное размножение растений и его использование человеком.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений»
Рост и развитие растений
Систематика растений, её значение для ботаники
Водоросли, их разнообразие в природе
Дата проведения урока
По плану
По факту
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная
работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение
Семейства класса Двудольные
Семейства класса Однодольные
Историческое развитие растительного мира
Многообразие и происхождение культурных растений
Дары Нового и Старого Света
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме
Совместная жизнь организмов в природном сообществе
Смена природных сообществ и её причины
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса
Резерв