Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет ХИМИЯ 9 класс, курс «Неорганическая химия»
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель Чумакова Любовь Александровна
Количество часов: 68 за год; по 2 часа в неделю. Учебник «Химия 9», Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва «Просвещение», 2019 г., учебник
для общеобразовательных организаций.
2022 год
I.
Пояснительная записка.
Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:
Рабочая программа учебного курса по химии для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного
общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 9 классов
общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара. (Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9
классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н Гара. - 6-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019. -48с. – ISBN 987-5-09-071609-3 ).
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» и
«Химия. 9 класс»
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии
с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
Учебного плана МБОУ Поповская СОШ на 2022-2023 уч. год;
Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ Поповская СОШ,
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений,
опубликованная издательством «Просвещение» в 2019 году (Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.
Фельдмана 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н Гара. - 3-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019. -48с. – ISBN 987-5-09065302-2).
Общая характеристика учебного предмета
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения
веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях
получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах,
протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как
основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с
краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций, свойствах, получении,
применении металлов, неметаллов и их соединений, знакомство с важнейшими органическими веществами
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их
результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Основные цели изучения химии направлены:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических
формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента,
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающее среде.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору
жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения,
использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами
химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также
способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему
здоровью и окружающей среде.
II.
Место учебного предмета в учебном плане
Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет
появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным
запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
В образовательной программе по химии на изучение химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Реализация данной программы
способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических
технологий.
III.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Многообразие химических реакций.
Выпускник научится:
объяснять суть химических процессов;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена;
уравнения окислительно - восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам /
названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных
классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания,
кислоты, соли;
составлять формулы веществ по их названиям;
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в
таблице растворимости кислот, оснований и солей;
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами
второго и третьего периодов;
называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака;
составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой
химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и
дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных
веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных
понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и
др.;
• использовать приобретѐнные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения
и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и
дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, еѐ основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных
достижениях науки и техники.
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество - оксид - гидроксид - соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Химия»
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за
российскую химическую науку
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных
предпочтений. Осознанному построению индивидуальных образовательных траекторий с учетом устойчивых познавательных интересов
- формирование коммуникативной компетенции в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других
видах деятельности
- Формирование и понимание ценности здорового и безлопастного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угождающих жизни и здоровью людей
- Формирование познавательной информационной культуры. В том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,
книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного ,
бережного отношения к окружающей среде
-Развитие готовности к решению творческих задач, умение находить адекватные способы поведения и взаимодействие с партнерами во время
учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему работы
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых
группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются:
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- Осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и
неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией,
навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически
безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире,
объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
- Приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных
химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
- Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков,
табличных данных, схем, фотографий и др.)
- Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при
переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
.- Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
Общая характеристика учебного процесса:
Основные технологии обучения:
Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических
представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом
Тесты, самостоятельные работа, контрольные работы, устный опрос, защита исследовательских работ.
Преобладающими формами текущего контроля являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме контрольных работ
IV.
Содержание курса 9 класс
Раздел 1. Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения,
разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по
термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория
растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований
и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного
обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и
окислительно- восстановительных реакциях.
Понятие о гидролизе солей.
Демонстрации:
Примеры экзо- и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и
цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.
Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре. Испытание растворов веществ на электрическую
проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Практические работы:
Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»
Лабораторные опыты: Реакции обмена между растворами электролитов
Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.
Раздел 2. Многообразие веществ
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение
в природе. Физические и химические свойства галогенов.
Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора.Применение хлора.
Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов,
бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы.
Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли.
Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и
её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI).
Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфатионы. Химические
реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства,
получение и применение. Круговорот азота в
природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака,
получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и её
свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение
азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие
в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные
удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические
свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её
соли. Фосфорные удобрения.
Углерод и кремний. Положение в периодической системе
химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия
углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый
газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе.
Органические соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.
Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства
металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов. Общие способы получения
металлов. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе.
Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа.
Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ .
Демонстрации:
Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде. Аллотропные модификации серы. Образцы природных
сульфидов и сульфатов. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов
Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов Знакомство с образцами
важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных,
щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Практические работы:
Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Лабораторные опыты:
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.
Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.
Взаимодействие солей аммония со щелочами.
Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Качественная реакция на углекислый газ.
Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей.
Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов.
Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+
Расчетные задачи:
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества,
объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома
углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды.
Метан, этан, пропан — простейшие представители предельных
углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и
химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение
метана.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый
ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные
реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен.
Свойства ацетилена. Применение ацетилена.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических
соединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин), карбоновые кислоты
(муравьиная, уксусная), сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль
белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен,
полипропилен, поливинилхлорид.
Демонстрации:
Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен.
Получение этилена. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование
свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Ознакомление с образцами
изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но
также и средством контроля за качеством их сформированности.
Тематическое планирование
V.
№ п/п
Разделы программы
Количество
часов
1
Многообразие химических
реакций
Многообразие веществ
Краткий обзор важнейших
органических веществ
2
3
итого
17
Количество
контрольных
работ
2
Количество
практических
работ
2
43
8
3
1
5
68
6
7
VI.
Календарно - тематическое планирование.
№ по №
Тема урока
Планируемые результаты
плану по
теме
Метапредметные
1
1
Домашнее
задание
Предметные
Многообразие химических реакций (15 +2)
Повторение материала Формирование умений воспринимать,
Знать важнейшие химические
8 класса
перерабатывать и предъявлять информацию в понятия: строение атома,
словесной, образной, символической формах, классификация веществ,
анализировать и перерабатывать полученную свойства классов соединений
информацию в соответствии с поставленными Уметь описывать физические
задачами. Формирование умений работать в, и химические свойства
представлять и отстаивать свои взгляды и
веществ
убеждения, вести дискуссию.
Дата проведения
по плану
тетрадь
по
факту
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
Повторение материала Формирование умений воспринимать,
8 класса
перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с
поставленными задачами.
Формирование умений работать в,
представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Классификация
Освоение приемов действий в нестандартных
химических реакций.
ситуациях, овладение эвристическими
Окислительно –
методами решения проблем Развитие
восстановительные
способности выслушивать собеседника,
реакции
понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
Формирование умений работать в группе,
представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Окислительно –
Развитие монологической и диалогической
восстановительные
речи, умения выражать свои мысли и
реакции
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение; Освоение
приемов действий в нестандартных
ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
Тепловой эффект
Развитие монологической и диалогической
химических реакций.
речи, умения выражать свои мысли и
Экзо- и
способности выслушивать собеседника,
эндотермические
понимать его точку зрения, признавать право
реакции
другого человека на иное мнение;
Скорость химических
реакций.
Первоначальные
представления о
катализе.
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
Знать важнейшие химические
понятия: строение атома,
классификация веществ,
свойства классов соединений
Уметь описывать физические
и химические свойства
веществ
тетрадь
Знать подходы к
классифткации химических
реакций. Уметь определять
степени окисления
химических элементов. Знать
понятие процессов окисления
и восстановления. Уметь
определять ОВР
§1 упр 1-3
Знать сущность метода
электронного баланса при
работе с уравнениями
химических реакций
§1упр 4-6,
тест
Знать важнейшие химические §2 упр 3-4
понятия: тепловой эффект
химической реакции,
классификация химических
реакций по тепловому эффекту.
Уметь решать расчетные
задачи по термохимическим
уравнениям
Знать важнейшие химические §3 упр 4,
понятия: скорость химических тест
реакций, катализ Исследовать
условия, влияющие на
скорость химических реакций
7
7
Входящая
промежуточная
аттестация в форме
контрольной работы
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Уметь применять знания,
полученные при изучении тем
Практическ
ая работа
№ 1.
8
8
Практическая
работа № 1.
Изучение влияния
условий проведения
химических реакций
на ее скорость
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
§1,2, 3
классифика
ция
химических
реакций
9
9
Обратимые и
необратимые реакции.
Понятие о
химическом
равновесии.
10
10
Сущность процесса
электролитической
диссоциации.
Диссоциация кислот,
основание и солей
Формирование умений воспринимать,
информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
Уметь обращаться с
химической посудой и
лабораторным оборудованием,
использовать приобретенные
знания и умения в деятельности
и повседневной жизни для
безопасного обращения с
веществами и материалами.
Использовать приобретенные
знания и умения в
практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасного обращения с
веществами и материалами и
экологически грамотного
поведения в окружающей среде
Обобщать знания о растворах,
проводить наблюдения за
прохождением химических
реакций в растворах. Знать
важнейшие химические
понятия: обратимость
химических реакций,
химическое равновесие
Знать важнейшие химические
понятия: диссоциация,
электролит, механизм
процесса диссоциации.
Уметь записывать уравнения
диссоциации кислот,
оснований и солей Знать
определение понятия
«растворы», виды растворов,
§ 5 упр 2-3,
тест
§6,7, тест
11
11
Сильные и слабые
электролиты. Степень
диссоциации.
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
12
12
Реакции ионного
обмена и условия их
протекания
13
13
Химические свойства
основных классов
неорганических
соединений в свете
представлений ТЭД и
ОВР
Понимать различия между
теоретическими моделями и реальными
объектами; Формирование умений
воспринимать, информацию в словесной,
образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в
нем ответы на поставленные вопросы
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
14
14
Химические свойства
основных классов
неорганических
соединений в свете
представлений ТЭД и
ОВР
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
свойства воды как
растворителя
Уметь объяснять процесс
растворения с точки зрения
атомно- молекулярного
учения
Знать важнейшие химические
понятия: диссоциация,
электролит, механизм
процесса диссоциации.
Уметь записывать уравнения
диссоциации кислот,
оснований и солей
Уметь записывать уравнения
химических реакций в ионной
форме. Знать условия
протекания химических
реакций до конца
Знать химические свойства
основных классов
неорганических соединений.
Уметь записывать уравнения
химических реакций в ионной
форме, применять метод
электронного баланса при
написании ОВР
Знать химические свойства
основных классов
неорганических соединений.
Уметь записывать уравнения
химических реакций в ионной
форме, применять метод
электронного баланса при
написании ОВР
§8, тест
§9 упр 3-6
§9, тест
§8,9
тетрадь
15
15
Гидролиз солей.
Обобщение по темам
« Классификация
химических реакций»
и «Электролитическая
диссоциация»
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
Знать определение гидролиза
солей. Уметь
классифицировать химические
реакции, записывать
уравнения химических
реакций в ионной форме,
решать расчетные задачи,
осуществлять цепочки
химических уравнений
Уметь обращаться с
химической посудой и
лабораторным оборудованием,
использовать приобретенные
знания и умения в
деятельности и повседневной
жизни для безопасного
обращения с веществами и
материалами. Использовать
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности и повседневной
жизни с целью безопасного
обращения с веществами и
материалами и экологически
грамотного поведения в
окружающей среде
Уметь применять знания,
полученные при изучении тем
16
16
Практическая
работа № 2.
Решение
экспериментальных
задач по теме
«Свойства кислот,
оснований и солей как
электролитов»
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
17
17
Контрольная работа
№1 « Классификация
химических реакций»
и «Электролитическая
диссоциация»
18
1
Положение галогенов
в периодической
таблице и строение их
атомов. Свойства,
получение и
применение галогенов
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Многообразие веществ ( 43часа )
Понимание различий между
Объяснять закономерности
теоретическими моделями и реальными
изменения свойств неметаллов в
объектами;
периодах и группах.
Формирование умений воспринимать,
Характеризовать галогены на
информацию в словесной, образной,
основе их положения в
символической формах, анализировать и
периодической таблице и
перерабатывать полученную информацию особенностях строения их атомов
§10, упр 2-3
Практическ
ая работа
№ 2.
тетрадь
§12 упр 2,
тест
19
2
Хлор. Свойства и
применение хлора.
20
3
Хлороводород:
получение и свойства
21
4
Соляная кислота и ее
соли
22
5
Практическая
работа №3.
Получение соляной
кислоты и изучение ее
свойств
в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы
Развитие монологической и
диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на
иное мнение;
Овладение навыками организации
учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности,
умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;
Приобретение опыта самостоятельного
поиска, анализа и отбора информации
Развитие монологической и
диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать
собеседника,
Овладение навыками организации
учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности,
умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;
свойства галогенов
Знать химические свойства
галогенов на примере хлора.
Описывать свойства веществ в
ходе демонстрационных и
лабораторных опытов . Правила
поведения при ЧС
Знать химические свойства
соединений галогенов на примере
хлороводорода. Соблюдать
технику безопасности. Уметь
применять знания, умения и
навыки при выполнении
тренировочных упражнений и
заданий. Описывать свойства
веществ в ходе
демонстрационных и
лабораторных опытов
Знать свойства классов
неорганических соединений.
Распознавать опытным путем
растворы хлоридов, бромидов,
иодидов. Уметь применять
знания, полученные при изучении
темы. Описывать свойства
веществ в ходе
демонстрационных и
лабораторных опытов
Овладение навыками организации учебной Уметь обращаться с химической
деятельности, постановки целей,
посудой и лабораторным
планирования, самоконтроля и оценки
оборудованием, использовать
результатов своей деятельности, умениями приобретенные знания и умения
предвидеть возможные результаты своих
в деятельности и повседневной
действий;
жизни для безопасного
обращения с веществами и
материалами. Использовать
§13 упр
5,6,тест
§14
§ 15 упр
2,3,тест
Практическ
ая работа
№3.
тетрадь
23
6
Положение
кислорода и серы в
периодической
системе химических
элементов , строение
их атомов.
Аллотропия серы
24
7
Свойства и
применение серы
25
8
Сероводород.
Сульфиды .
26
9
Оксид серы (IV).
Сернистая кислота и
ее соли. Оксид серы
(VI). Серная кислота и
ее соли.
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения,
Формирование умений работать в группе,
представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Понимание различий теоретическими
моделями и реальными объектами;
Формирование умений воспринимать,
информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию
в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы
Понимание различий теоретическими
моделями и реальными объектами;
Формирование умений воспринимать,
информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию
приобретенные знания и умения
в практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасного обращения с
веществами и материалами и
экологически грамотного
поведения в окружающей среде
Объяснять закономерности
§ 17 упр 4,
изменения свойств кислорода и
тест
серы в группах. Характеризовать
на основе их положения в
периодической таблице и
особенностях строения их атомов
свойства кислорода и серы
.Знать аллотропные
модификации серы
Знать : физические и химические
свойства и применение серы.
Описывать свойства веществ в
ходе демонстрационных и
лабораторных опытов
§18 упр 3,
тест
Знать : особенности
§19 упр 2восстановительных свойств
4, тест
сероводорода, его области
применения
Уметь доказывать наличие
сульфид – ионов опытным путем.
Уметь описывать свойства
§20 упр
оксида серы (IV), сернистой
2,4, § 21
кислоты и ее солей, оксид серы
(VI) и серной кислоты и ее солей.
Использовать приобретенные
знания и умения в практической
в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
27
10
Промежуточная
итоговая аттестация
в форме контрольной
работы
28
11
Окислительные
свойства
концентрированной
серной кислоты
29
12
Практическая
работа №4. Рушение
экспериментальных
задач по теме
« Кислород и сера»
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
30
13
Положение азота и
фосфора в
периодической
Понимание различий между
теоретическими моделями и реальными
объектами;
деятельности и повседневной
жизни с целью безопасного
обращения с веществами и
материалами и экологически
грамотного поведения в
окружающей среде
Уметь применять знания,
полученные при изучении тем
Знать : особенности
окислительных свойств
концентрированной серной
кислоты , области применения
серной кислоты . Описывать
свойства веществ в ходе
демонстрационных и
лабораторных опытов
Уметь доказывать наличие
сульфат – ионов опытным путем
Уметь обращаться с химической
посудой и лабораторным
оборудованием, использовать
приобретенные знания и умения
в деятельности и повседневной
жизни для безопасного
обращения с веществами и
материалами. Использовать
приобретенные знания и умения
в практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасного обращения с
веществами и материалами и
экологически грамотного
поведения в окружающей среде
Объяснять закономерности
изменения свойств азота и
фосфора в группе.
тетрадь
Практическ
ая работа
№4.
§21 упр
2,5, тест
§23 упр 2-3
системе химических
элементов , строение
их атомов. Азот:
свойства и
применение
31
14
Аммиак. Физические
и химические
свойства. Получение
и применение
32
15
Практическая
работа №5
Получение аммиака и
изучение его свойств
33
16
Соли аммония
Формирование умений воспринимать,
информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию
в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Овладение навыками самостоятельного
приобретения
новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
Характеризовать на основе их
положения в периодической
таблице и особенностях строения
их атомов свойства азота и
фосфора. Знать свойства и
область применения азота
Знать : физические и химические
свойства аммиака, его
получение и применение.
Описывать свойства веществ в
ходе демонстрационных и
лабораторных опытов Правила
поведения при ЧС
§24 тест
Практическ
ая работа
№5
Уметь обращаться с химической
посудой и лабораторным
оборудованием, использовать
приобретенные знания и умения
в деятельности и повседневной
жизни для безопасного
обращения с веществами и
материалами. Использовать
приобретенные знания и умения
в практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасного обращения с
веществами и материалами и
экологически грамотного
поведения в окружающей среде
Знать : особенности химических
свойств солей аммония.
Описывать свойства веществ в
ходе демонстрационных и
лабораторных опытов
тетрадь
§26 упр 45, тест
действий;
Развитие способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на
иное мнение;
34
17
Азотная кислота.
Строение молекулы.
Свойства
разбавленной и
концентрированной
азотной кислоты
35
18
Соли азотной
кислоты. Азотные
удобрения.
36
19
Фосфор. Аллотропия
фосфора. Свойства
фосфора
37
20
Оксид фосфора (V).
Фосфорная кислота и
ее соли. Фосфорные
Овладение навыками самостоятельного
приобретения
новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на
иное мнение;
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть
возможные результаты своих действий;
Приобретение опыта самостоятельного
поиска, анализа и отбора информации
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
Знать : особенности валентности
и степени окисления азота в
азотной кислоте, окислительных
свойств азотной кислоты ,
области ее применения .
Описывать свойства веществ в
ходе демонстрационных и
лабораторных опытов
§27 упр 5,
тест
На основе знаний о свойствах
§28 упр 2-3
классов соединений уметь
записывать свойства солей
азотной кислоты Описывать
свойства веществ в ходе
демонстрационных и
лабораторных опытов. Знать
область применения азотных
удобрений
Объяснять закономерности
§29 упр 3изменения свойств фосфора.
4, тест
Характеризовать их на основе
положения в периодической
таблице и особенностях строения
атома фосфора. Знать
аллотропные модификации
фосфора
На основе знаний о свойствах
классов соединений уметь
записывать свойства оксид
§30 упр 2-4
удобрения.
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Понимание различий между
теоретическими моделями и реальными
объектами;
Формирование умений воспринимать,
информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию
в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы
Овладение навыками самостоятельного
приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на
иное мнение;
Понимание различий теоретическими
моделями и реальными объектами;
Формирование умений воспринимать,
информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию
в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы и
излагать его
38
21
Положение углерода
и кремния в
периодической
системе химических
элементов , строение
их атомов.
Аллотропия углерода
39
22
Химические свойства
углерода. Адсорбция.
40
23
Угарный газ :
свойства,
физиологическое
действие
фосфора (V), фосфорной кислоты
и ее солей. Описывать свойства
веществ в ходе
демонстрационных и
лабораторных опытов Знать
область применения фосфорных
удобрений
Объяснять закономерности
§31
изменения свойств углерода и
кремния в группе.
Характеризовать на основе их
положения в периодической
таблице и особенностях строения
их атомов свойства углерода и
кремния Знать аллотропные
модификации углерода
Знать химические свойства
углерода, область применения
явления адсорбции. Описывать
свойства веществ в ходе
демонстрационных и
лабораторных опытов.
§32 упр 7,
тест
Знать химические свойства
§33 тест
гарного газа и его
физиологическое действие Уметь
находить объем газа по
известному количеству вещества
(и производить обратные
вычисления. Уметь оказывать
первую помощь при отравлении
угарным газом
41
24
Углекислый газ.
Угольная кислота и ее
соли. Круговорот
углерода в природе.
42
25
Практическая
работа №6
Получение оксида
углерода (IV) и
изучение его свойств.
Распознавание
карбонатов.
43
26
Кремний и его
соединения. Стекло.
Цемент.
44
27
Обобщение по теме
« Неметаллы»
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на
иное мнение;
Формирование умений работать в группе,
представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
Знать определение понятия
«относительная плотность газов»
Уметь вычислять относительную
плотность газов. Описывать
свойства веществ в ходе
демонстрационных и
лабораторных опытов
Практическ
ая работа
№6
Уметь обращаться с химической
посудой и лабораторным
оборудованием, использовать
приобретенные знания и умения
в деятельности и повседневной
жизни для безопасного
обращения с веществами и
материалами. Использовать
приобретенные знания и умения
в практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасного обращения с
веществами и материалами и
экологически грамотного
поведения в окружающей среде
Знать свойства кремния и его
соединений, область
применения. Описывать свойства
веществ в ходе
демонстрационных и
лабораторных опытов
§34 упр 3
§35 тетрадь
Уметь применять знания,
умения и навыки при
выполнении тренировочных
тетрадь
§37, 38
упр3, тест
45
28
Обобщение по теме
« Неметаллы»
46
29
Контрольная работа
№2 по теме
« Неметаллы»
47
30
Положение металлов
в периодической
системе химических
элементов Д.И.
Менделеева.
Металлическая связь.
Физические свойства
металлов. Сплавы
металлов.
48
31
Нахождение металлов
в природе и общие
способы их
получения.
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
упражнений и заданий
Уметь применять знания, умения
и навыки при выполнении
тренировочных упражнений и
заданий
тетрадь
Уметь применять знания,
полученные при изучении тем
Знать особенности строения
атома металла, закономерности
изменения свойств металлов и их
соединений в ПСХЭ Д.И.
Менделеева, особенности
строения металлов как простых
веществ, физические свойства
металлов, сплавов. Объяснять
зависимость физических свойств
металлов от их строения
Знать: физические свойства
металлов, нахождение металлов
в природе, общие способы их
получения.
Использовать метод
электронного баланса при
уравнивании уравнения
химических реакций
§39 упр 56, §42
§40
49
32
Химические свойства
металлов. Ряд
активности
( электрохимический
ряд напряжений)
металлов
50
33
Щелочные металлы:
нахождение в
природе, физические
и химические
свойства
51
34
Оксиды и гидроксиды
щелочных металлов.
Применение
щелочных металлов
52
35
Щелочноземельные
металлы. Нахождение
в природе. Кальций и
его соединения.
Жесткость воды и
способы ее
устранения
Овладение навыками самостоятельного
приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на
иное мнение;
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на
иное мнение;
Формирование умений работать в группе,
представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Знать: химические свойства
§41 упр 3
металлов, как восстановителей,
взаимодействие металлов с
кислородом, неметаллами, водой.
Особенности взаимодействия
металлов с растворами кислот и
солей. Использовать таблицы
растворимости и ряда
напряжений металлов для
прогнозирования их свойств
Знать : строение атомов
щелочных металлов, физические
и химические свойства
щелочных металлов как простых
веществ в плане сравнительной
характеристики. Описывать
свойства изучаемых веществ на
основе наблюдения за их
превращениями
§43 упр 5-6
Сравнивать отношение
изучаемых металлов. Оксидов и
гидроксидов к воде. Знать
свойства классов соединений и
уметь осуществлять
превращения.
§43,
тетрадь
Знать : строение атомов
щелочноземельных металлов,
физические и химические
свойства щелочноземельных
металлов как простых веществ в
плане сравнительной
характеристики. Описывать
§44 упр 34, §45
53
36
Алюминий.
Нахождение в
природе. Свойства
алюминия
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Приобретение опыта самостоятельного
поиска, анализа и отбора информации
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
54
37
Амфотерность оксида
и гидроксида
алюминия.
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
55
38
Железо . Нахождение
в природе. Свойства
железа.
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
свойства изучаемых веществ на
основе наблюдения за их
превращениями. Сравнивать
отношение изучаемых металлов.
Оксидов и гидроксидов к воде.
Знать свойства классов
соединений и уметь
осуществлять превращения.
Знать : строение атома
алюминия, физические и
химические свойства алюминия
как простого вещества в плане
сравнительной характеристики.
Описывать свойства изучаемых
веществ на основе наблюдения за
их превращениями. Сравнивать
отношение изучаемых металлов.
Оксидов и гидроксидов к воде.
Знать свойства классов
соединений и уметь
осуществлять превращения.
Амфотерность
Описывать свойства изучаемых
веществ на основе наблюдения за
их превращениями. Сравнивать
отношение изучаемых металлов.
Оксидов и гидроксидов к воде.
Знать свойства классов
соединений и уметь
осуществлять превращения.
Амфотерность
Знать : строение атома железа,
физические и химические
свойства железа как простого вещества в плане сравнительной
характеристики. Описывать
свойства изучаемых веществ на
основе наблюдения за их
превращениями.
§46 упр5,8,
тест
§ 47 упр
3,5
§48, тест
56
39
Соединения железа.
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
57
40
Практическая
работа №7
Рушение
экспериментальных
задач по теме «
Металлы и их
соединения»
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
58
41
Подготовка к
контрольной работе 3
по теме
« Металлы»
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
Описывать свойства изучаемых
веществ на основе наблюдения за
их превращениями. Сравнивать
отношение изучаемых металлов.
Оксидов и гидроксидов к воде.
Знать свойства классов
соединений и уметь
осуществлять превращения.
Уметь объяснять изменение
свойств соединений железа,
знать причину этого
Уметь обращаться с химической
посудой и лабораторным
оборудованием, использовать
приобретенные знания и умения
в деятельности и повседневной
жизни для безопасного
обращения с веществами и
материалами. Использовать
приобретенные знания и умения
в практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасного обращения с
веществами и материалами и
экологически грамотного
поведения в окружающей среде
Знать особенности строения
атома металла, закономерности
изменения свойств металлов и их
соединений в ПСХЭ Д.И.
Менделеева, общие способы
получения металлов. Уметь
осуществлять цепочки
химических превращений на
основе химических свойств
металлов и их соединений.
Решать расчетные задачи по
уравнениям химических реакций.
опытным путем определять
качественный состав веществ
Практическ
ая работа
№7
§49 упр 34, тест
тетрадь
59
42
Подготовка к
контрольной работе3
по теме
« Металлы»
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
Знать особенности строения
тетрадь
атома металла, закономерности
изменения свойств металлов и их
соединений в ПСХЭ Д.И.
Менделеева, общие способы
получения металлов. Уметь
осуществлять цепочки
химических превращений на
основе химических свойств
металлов и их соединений.
Решать расчетные задачи по
уравнениям химических реакций.
опытным путем определять
качественный состав веществ
Уметь применять знания,
полученные при изучении тем
60
43
Контрольная работа
№ 3 по теме
« Металлы»
61
1
Органическая химия.
Углеводороды.
Предельные (
насыщенные)
углеводороды.
62
2
Непредельные
(ненасыщенные )
углеводороды.
63
3
Производные
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Краткий обзор важнейших органических веществ ( 8часов)
Формирование умений воспринимать,
Иметь понятие об особенностях
информацию в словесной, образной,
органических веществах, их
символической формах, анализировать и
классификации., особенностях
перерабатывать полученную информацию строения на примере алканов
в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
Развитие монологической и диалогической Иметь понятие об особенностях
речи, умения выражать свои мысли и
непредельных углеводородов,
способности выслушивать собеседника,
двойная связь, свойства. Область
понимать его точку зрения, признавать
применения углеводородов
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
Овладение навыками самостоятельного
Иметь понятие о предельных
§51,52
§53 упр 4-5
§54
§55, тест
углеводородов.
Спирты.
приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Развитие способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на
иное мнение;
64
4
Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры.
Жиры.
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
65
5
Углеводы
66
6
Аминокислоты. Белки
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения
проблем;
Овладение навыками организации учебной
одноатомных спиртах на
примере метанола и этанола
.трехатомный спирт – глицерин.
Использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной
жизни с целью безопасного
обращения с веществами и
материалами и экологически
грамотного поведения в
окружающей среде
Иметь понятие об одноосновных §56 упр 6
предельных карбоновых
кислотах на примере уксус ной
кислоты. Ее свойства и
применение Взаимодействие
уксусной
кислоты с этиловым спиртом.
Реакция этерификации, ее
обратимость.
Строение сложных эфиров
Сложные эфиры в природе Жиры
как сложные эфиры
трехатомного спирта глицерина и
жирных кислот. Уметь
пользоваться дополнительными
источниками для подготовки
кратких ответов. Готовить
презентации по теме
Понятие об углеводах. Глюкоза,
ее свойства и значение.
Полисахара, их биологическая
роль. Уметь пользоваться
дополнительными источниками
для подготовки кратких ответов.
Готовить презентации по теме
§57
Амфотерность аминокислот: их
§58
Полимеры.
67
68
7
Обобщающий урок
по теме : «Важнейшие
органические
соединения»
Итоговая
промежуточная
аттестация в форме
контрольной работы
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
Приобретение опыта самостоятельного
поиска, анализа и отбора информации
Развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника,
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки
целей, планирования, самоконтроля и
оценки результатов своей деятельности,
умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;
Овладение навыками организации учебной
деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
действий;
взаимодействие с кислотами и
щелочами. Биологическое
значение аминокислот. Белки как
продукты реакции
поликонденсации аминокислот.
Пептидная связь. Состав и
строение белков. Распознавание
белков. Биологическая роль
белков
Уметь применять полученные
знания при изучении темы.
Уметь применять знания, умения
и навыки при выполнении
тренировочных упражнений и
заданий Уметь пользоваться
дополнительными источниками
для подготовки кратких ответов.
Готовить презентации по теме
Уметь применять знания,
полученные при изучении тем
тетрадь