Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: ФИЗИКА
7 КЛАСС
2022/2023 учебный год
Уровень: базовый основного общего образования,
Учитель:
Анисимов Петр Николаевич
Категория : первая
Количество часов: 68 часа за год; по 2 ч. в неделю
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего
образования, Рабочей программы основного общего образования Физика. 7-9 классы. к
линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В.
Филонович, Е. М. Гутник. — М : Дрофа, 2017
Учебник: Физика 7 класс. Автор: Перышкин А.В. Издательство «Дрофа» 2020 г.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год на
изучение предмета отводится 2 часа в неделю – 70 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год,
расписанием уроков на 2022-2023 учебный год на изучение предмета в 7 классе
отводится 68 часов. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем
курса.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе
Рабочая
программа разработана на основе Примерной государственной
программы по физике, в соответствие с требованиями к результатам
основного общего образования, представленными в федеральном
государственном образовательном стандарте, и ориентирована на
использование учебно-методического комплекта:
1. Марон А.Е. Физика.7 кл.: дидактические материалы/ А.Е. Марон, Е.А.
Марон. – М. Дрофа, 2018.
2. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7 – 9 классы/ А.Е.
Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – М. Дрофа, 2019.
3. Перышкин А.В. Физика.7 кл.: учебник для общеобразовательных
учреждений/ А.В. Перышкин. – М. Дрофа, 2019.
4. Ханнанов Н.К. Физика.7 кл.: тесты/ Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. –
М. Дрофа, 2014.
5. Ханнанова Т.А. Физика.7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А.В.
Перышкина/ Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов. – М. Дрофа, 2019.
Данный
учебно-методический
комплект
реализует
задачу
концентрического принципа построения учебного материала, который
отражает идею формирования целостного представления о физической
картине мира.
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных
тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения физики. Рабочая программа дает
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,
определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе,
лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися, выполнение
исследовательских экспериментов.
Учебник «Физика. 7 класс. Учебник» автор А. В. Перышкин, для
общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 79 классов, рекомендован Министерством образования Российской
Федерации.
2
•
•
•
•
•
Цели изучения
Изучение физики в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах,
лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее
важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на
развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять
полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических
явлений и свойств веществ; практического использования физических
знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
использования достижений физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного
выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при
обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
Задачи изучения
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего
образования являются формирование:
метапредметных компетенций, в том числе
Познавательная деятельность:
3
• использование для познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью. Способность понимать
точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.
предметных когнитивных и специал ьных знаний:
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество,
взаимодействие, атом,;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила,
давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения
механической энергии.
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное
прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами,
плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты
для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,
массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от
4
времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы
нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах
Международной системы;
приводить примеры практического использования физических
знанийо механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять
самостоятельный
поиск
информации
естественнонаучного содержания с использованием различных
источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку
и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных
средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире;
рационального применения простых механизмов.
Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного
учреждения
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе
относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент
учебного плана.
Роль физики в учебном плане определяется следующими основными
положениями.
Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания,
современной техники и современных производственных технологий,
поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом
мире;
приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о
природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии,
физической географии, химии, технологии;
начинают разбираться в устройстве и принципе действия
многочисленных технических устройств, в том числе, широко
используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию
техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.
Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного
познания мира, поэтому учащиеся:
5
осваивают на практике эмпирические и теоретические методы
научного
познания,
что
способствует
повышению
качества
методологических знаний;
осознают значение математических знаний и учатся применять их при
решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических
задач;
применяют
метод
научного
познания
при
выполнении
самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.
В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с
информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой
группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех
существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется,
обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание.
Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.
В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все
основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной
деятельности.
В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать
многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие
цивилизации.
Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не
только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной
области, но и в личностной и метапредметной областях, как это
предусмотрено ФГОС основного общего образования.
График реализации рабочей программы по физике 7 класса
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
1
Введение
2
Первоначальные
сведения
о 6
строении вещества
В том числе на
Лабораторные работы
3
1
№1 «Определение цены
деления измерительного
прибора»
1
1
Контрольная работа
№2 «Измерение
№ 1. Первоначальные
размеров малых тел»
сведения о строении
вещества»
5
1
№3 «Измерение массы
тела на рычажных
весах»
Контрольная работа
№4 «Измерение объема № 2
тела»
« Взаимодействие
тел»
№5 «Определение
плотности твердого
тела»
4
4
17
3
Взаимодействие
тел
21
Контрольные
работы
0
Уроки
6
№6 «Градуирование
пружины и измерение
сил динамометром»
№7 «Измерение силы
трения с помощью
динамометра»
18
4
Давление твердых
тел, жидкостей и 21
газов
10
5
Работа. Мощность.
13
Энергия.
6
Повторение
Итого
3
68 ч
2
52
2
№8 «Определение
выталкивающей силы,
действующей на
погруженное в
жидкость тело»
№9 «Выяснение
условий плавания тела
в жидкости»
2
№10 «Выяснение
условия равновесия
рычага»
№11 «Определение
КПД при подъеме тела
по наклонной
плоскости»
11
1
Контрольная работа
№3
« Давление твердых
тел, жидкостей и
газов»
1
Контрольная работа
№4
« Работа, мощность,
энергия»
1 итоговая
5
Планируемый уровень подготовки учащихся
Требования
к
уровню
подготовки
отвечают
требованиям,
сформулированным в ФГОС, и проводятся ниже.
Предметными результатами изучения физики в 7 классе являются:
понимание:
• физических терминов: тело, вещество, материя, роли ученых нашей
страны в развитии современной физики и влиянии на технический и
социальный прогресс;
• и способность объяснять физические явления: диффузия, большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел,
механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция,
всемирное тяготение, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и
твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости
в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю;
способы уменьшения и увеличения давления, равновесие тел, превращение
одного вида механической энергии в другой;
• смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон всемирного тяготения, закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда, закон сохранения энергии;
7
• причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел;
различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
• принципов действия динамометра, весов, барометра-анероида,
манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса,
рычага, блока, наклонной плоскости, встречающихся в повседневной жизни,
и способов обеспечения безопасности при их использовании.
умение:
• пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических
величин в кратные и дольные единицы;
• находить связь между физическими величинами: силой тяжести и
массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и
объемом, силой тяжести и весом тела;
• проводить наблюдения физических явлений;
• измерять физические величины: расстояние, промежуток времени,
скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения,
объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и
направленных в одну и в противоположные стороны, температуру,
атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу
Архимеда, механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД,
потенциальную и кинетическую энергию;
• использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды).
владение:
• экспериментальными методами исследования при определении цены
деления шкалы прибора и погрешности измерения, при определении
размеров малых тел, при установлении зависимости: пройденного пути от
времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от
его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы
нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной телом воды,
условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы
Архимеда, при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
• способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней
скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема,
массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по
одной прямой, давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы
Архимеда, механической работы, мощности, условия равновесия сил на
рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии в
соответствии с поставленной задачей на основании использования законов
физики;
Требования к личностным и метапредметным результатам также
соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования и
приводятся ниже.
Личностные результаты при обучении физике:
8
• Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
• Убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
• Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений.
• Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями.
• Мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно-ориентированного подхода
• Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к
авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты при обучении физике:
1. Овладение навыками:
• самостоятельного приобретения новых знаний;
• организации учебной деятельности;
• постановки целей;
• планирования;
• самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
2. Овладение умениями предвидеть возможные результаты своих
действий.
3. Понимание различий между:
• исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
• теоретическими моделями и реальными объектами.
4. Овладение универсальными способами деятельности на примерах:
• выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
• разработки теоретических моделей процессов и явлений.
5. Формирование умений:
• воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной и символической формах;
• анализировать и преобразовывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами;
• выявлять основное содержание прочитанного текста;
• находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
• излагать текст.
6. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач.
7. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.
9
Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение
эвристическими методами решения проблем.
9. Формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
8.
Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание
при планировании работы по физике
познавательные:
• общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу,
выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с
информацией, структурировать полученные знания
• логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать
новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои
суждения
• постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и
найти способ ее решения
регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана
личностные – личностное самоопределение смыслообразования
(соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос
«Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях
коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия
особенности общения с различными группами людей
Информация о количестве учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики
в 7 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей
программе - 68, согласно школьному учебному плану - 2 часа в неделю.
Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в
соответствии с примерной и авторской программой.
Авторской программой (а так же рабочей программой) учебные экскурсии
не предусмотрены.
Используемые
технологии
обучения.
Формы
организации
образовательного процесса. Внеурочная деятельность по предмету.
Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта
учащихся
на
основе
информационного
подхода
в
обучении,
предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемнопоисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под
руководством учителя, а затем и самостоятельной.
10
Учитывая
значительную
дисперсию
в
уровнях
развития
и
сформированности
универсальных
учебных
действий,
а
также
типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного
материала современными школьниками, на уроках физики предполагается
использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом,
фронтальный и демонстрационный натурный эксперимент, групповые и
другие активные формы организации учебной деятельности.
Внеурочная деятельность по физике в авторской программе не
предусмотрена.
Содержание рабочей программы
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления.
Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений.
Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени,
температуры. Физические приборы. Международная система единиц.
Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества.
Тепловое движение атомов и молекул.
Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели
строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов,
жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических
представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. Определение размеров малых тел.
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное
движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от
времени движения.
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение
массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон
Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на
других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной
прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа
небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности твердого тела.
11
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа
на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления
газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное
давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр,
поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (16 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы.
Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия.
Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Формы аттестации школьников.
Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с
формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг
универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации
школьников:
1. Промежуточная (формирующая) аттестация:
самостоятельные работы (до 10 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение
текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …15 минут.
2. Итоговая (констатирующая) аттестация:
контрольные работы (45 минут);
устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).
итоговая диагностическая работа (до 45 минут).
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ)
для констатирующей аттестации:
КИМ составляются на основе кодификатора;
КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
12
количество
заданий
в
обобщенном
плане
определяется
продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на
выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам
ГИА;
тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного
материала и содержит элементы остаточных знаний;
структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных
материалов ГИА.
Система оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает
верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение
физических величин, их единиц и способов измерения: правильно
выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в
новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить
связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а
также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет
основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного
плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз
использования связей с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну
ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно
или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает
физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в
ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не
препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного
материала: умеет применять полученные знания при решении простых
задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении
задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более
одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и
трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
13
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными
знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и
допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без
ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при
наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее
2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух
недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не
более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки
и трех
недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило
норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном
объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов
и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое
оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих
получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил
безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет
анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» ,
но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и
одного недочёта.
Оценка
«3»
ставится,
если
работа выполнена
не
полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить
правильные результаты
и выводы: если в ходе проведения опыта и
измерений были допущены ошибки.
Оценка
«2»
ставится,
если
работа
выполнена
не
полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать
правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения
производились неправильно.
14
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования
правил безопасности груда.
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений
теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин,
единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения
физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или
неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач,
аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие
неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование
решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное
оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать
полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение
к лабораторному оборудованию и
измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении
эксперимента.
Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных
неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки,
вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах,
неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических
величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы
вычислений, преобразований и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не
искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки
15
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть
№
п/п
Тема урока
Дата
план
Домашнее
задание
факти
чески
ВВЕДЕНИЕ (4 ч)
1/1
2/2
3/3
4/4
5/1
6/2
7/3
8/4
9/5
10/6
Что изучает физика.
3.09
(§1-3)
Некоторые физические термины.
Наблюдения и опыты
Физические величины.
5.09
(§ 4 -5)
Измерение физических величин.
Точность и погрешность измерений.
Лабораторная работа № 1
10.09
«Определение цены деления измерительного
прибора»
Физика и техника.
12.09
(§ 6)
Тест «Введение в физику»
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч)
Строение вещества.
Молекулы.
Броуновское движение
Лабораторная работа № 2
«Определение размеров малых тел»
Движение молекул.
Тест «Молекулы»
Взаимодействие молекул
Три состояния вещества
Зачет по теме
«Первоначальные сведения о строении
вещества»
17.09
(§ 7 - 9)
19.09
24.09
(§ 10)
26.09
1.10
3.10
(§ 11)
(§ 12 - 13)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 ч)
11/1
Механическое движение.
Равномерное и неравномерное движение.
8.10
(§ 14 - 15)
12/2
10.10
(§ 16)
13/3
Скорость.
Единицы скорости
Расчет пути и времени движения
15.10
(§ 17)
14/4
Инерция
17.10
(§ 18)
15/5
Взаимодействие тел.
Тест по теме
22.10
(§ 19)
16
16/6
Масса тела.
Единицы массы.
Измерение массы тела на весах
(§ 20 21)
24.10
2 четверть
№
п/п
Тема урока
Дата
план
факти
чески
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 ч)
17/7
Лабораторная работа
5.11
№ 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
18/8
Плотность вещества
7.11
19/9
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема
12.11
тела». Лабораторная работа № 5 «Определение
плотности твердого тела»
20/ 10 Расчет массы и объема тела
14.11
по его плотности. Тест «Плотность»
Домашнее
задание
(§ 22)
(§ 23)
21/ 11 Решение задач по темам «Механическое
движение», «Масса», «Плотность вещества»
19.11
22/ 12 Контрольная работа по темам «Механическое
движение», «Масса», «Плотность вещества»
23/ 13 Явление тяготения. Сила тяжести.
21.11
24/ 14 Сила упругости. Закон Гука
28.11
(§ 24 25)
(§ 26)
25/ 15 Вес тела. Единицы силы. Связь между силой
тяжести и массой тела
26/ 16 Динамометр Лабораторная работа №6
« Градуирование пружины и измерение сил
динамометром»
27/ 17 Сложение двух сил, направленных по одной
прямой. Равнодействующая сил.
28/ 18 Сила трения. Трение покоя. Тест «Сила»
3.12
(§ 27 - 29)
5.12
(§ 30)
10.12
(§ 31)
12.12
(§ 32 - 33)
17.12
(§ 34)
29/ 19 Трение в природе и технике Лабораторная работа
№ 7 «Измерение силы трения с помощью
динамометра»
30/ 20 Решение задач по темам «Силы»,
«Равнодействующая сил»
31/ 21 Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел»
26.11
19.12
24.12
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч)
32/ 1
Давление. Единицы давления
26.12
(§ 35)
17
3 четверть
№
п/п
Тема урока
Дата
Домашнее
задание
план
факти
чески
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч)
33/2
34/3
35/4
36/5
37/6
38/7
39/8
40/9
41/ 10
42/ 11
43/ 12
44/ 13
45/ 14
Способы уменьшения и увеличения давления
Давление газа
Передача давления жидкостями и газами. Закон
Паскаля
Давление в жидкости и газе.
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Решение задач по теме «Давление в жидкости и
газе. Закон Паскаля»
Сообщающиеся сосуды.
Тест «Давление»
Вес воздуха.
Атмосферное давление
Измерение атмосферного давления.
Опыт Торричелли
Барометр- анероид.
Атмосферное давление на различных высотах
Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический
пресс
Действие жидкости и газа на погруженное в них
тело
Закон Архимеда
46/ 15 Лабораторная работа № 8 «Определение
выталкивающей силы, действующей на
погруженное в жидкость тело»
47/ 16 Плавание тел. Тест «Закон Архимеда»
48/ 17 Решение задач по темам «Архимедова сила»,
«Условия плавания тел»
49/ 18 Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий
плавания тела в жидкости»
50/ 19 Плавание судов.
Воздухоплавание
51/ 20 Решение задач по теме «Давление твердых тел,
жидкостей и газов»
52/ 21 Контрольная работа №3 « Давление твердых тел,
жидкостей и газов»
14.01
16.01
21.01
(§ 36)
(§ 37)
(§ 38)
23.01
(§ 39 - 40)
28.01
30.01
(§ 41)
4.02
(§ 42 - 43)
6.02
(§ 44)
11.02
(§ 45 - 46)
13.02
18.02
(§ 47)
(§ 48 - 49)
20.02
(§ 50)
25.02
(§ 51)
27.02
3.03
5.03
(§ 52)
10.03
12.03
(§ 53 - 54)
19.03
17.03
18
4 четверть
№
п/п
53/1
54/2
55/3
56/4
57/5
58/6
59/7
60/8
61/9
Тема урока
Дата
план
факти
чески
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (13 ч)
Механическая работа. Единицы работы
4.04
Мощность. Единицы мощности
5.04
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на
11.04
рычаге
Момент силы. Тест «Работа. Мощность»
12.04
Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная
18.04
работа№10 «Выяснение условия равновесия
рычага»
Блоки. «Золотое правило» механики
19.04
Решение задач по теме «Условия равновесия
25.04
рычага»
Центр тяжести тела
26.04
Условия равновесия тел
2.05
62/ 10 Коэффициент полезного действия механизмов
3.05
Лабораторная работа № 11« Определение КПД
при подъеме тела по наклонной плоскости»
63/ 11 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия
10.05
64/ 12 Превращение одного вида механической энергии
16.05
в другой
65/ 13 Контрольная работа №4 по теме: «Работа.
17.05
Мощность, энергия»
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (3 ч)
66
67
68
Повторение пройденного материала
Итоговая диагностическая работа
От великого заблуждения к великому открытию
Домашнее
задание
(§ 55)
(§ 56)
(§ 57 - 58)
(§ 59)
(§ 60 - 61)
(§ 62)
(§ 63)
(§ 64)
(§ 65)
(§ 66 - 67)
(§ 68)
23.05
24.05
19