однкнр 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поповская
средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет основы православной культуры
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 9 класса основное общее образование
на 2022/2023 учебный год
Учитель Швиденко Екатерина Ивановна

2022г.

1.Пояснительная записка
Цели и задачи изучения курса
2. Место предмета в учебном плане.
3. Планируемые результаты освоения курса
4. содержание программы
5.Тематическое планирование

1.Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Поповская
СОШ.
Рабочая программа к учебнику протоиерея Виктора Дорофеева, дьякона Ильи Кокина, О.Л.
Янушкявичене, Ю.С. Васечко «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы православной культуры» подготовлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Концептуальные основы формирования духовно-нравственной личности заложены в
следующих программных и нормативных документах:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года,
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря
2012 г.), статья 87,
- Федеральные государственные стандарты основного общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897.
Основной целью курса «Основы православной культуры» является духовно-нравственное
развитие – «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и
укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека
оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству,
миру в целом», одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности
к многонациональному народу Российской Федерации;

формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных
и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с

нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них
общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над
потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.

2.Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «основы православной культуры» в соответствии с Федеральным
базисным учебным планом в 9 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с
учебным планом, с графиком работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской
СОШ на 2022-2023 учебный год, производственным календарем РФ на 2022 год для
учащихся 9 класса количество часов отведенных на изучение предмета «основы
православной культуры» изменилось ,так как из расписания выпадает праздничный день
4.11. Таким образом, в тематическом планировании на изучение предмета «основы
православной культуры » отводится 34 часа.

2.Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
-сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на духовнонравственном наследии Православия;
-сформированность представлений о разных точках зрения происхождения мира;
-сформированность мировоззрения соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, включающего в себя
основы православной традиции;
-нравственное сознание и поведение на основе духовно-нравственных норм Православия;
-готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии и
другим негативным социальным явлениям;
-готовность к дальнейшему духовному образованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи,
определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях;
-умение самостоятельно соотносить свои земные цели с духовно-нравственными нормами
Православия;
-способность с духовной точки зрения оценивать возможные последствия собственных
действий;
-умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения
поставленной цели.
Познавательные УУД:
-умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная
литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию;
-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения.

Коммуникативные УУД:
-осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за её пределами);
-умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
-умение давать оценку с духовных позиций конфликтогенным ситуациям и предотвращать
их. На предметном уровне в результате освоение курса «Основы православной культуры»
обучающиеся научатся: раскрывать сущность христианских заповедей;
-формулировать основные духовно-нравственные нормы Православия;
-характеризовать основные явления духовно-нравственного порядка в современном мире;
-формулировать и объяснять смысл жизни человека с позиций Православия;
- излагать основные воззрения христианства на устройство духовного мира;
-характеризовать основные средства совершенствования христиан;
-определять и характеризовать основные этапы жизни человека в контексте духовнонравственного развития;
-анализировать с духовных позиций проблемы современного мира;
- критически анализировать источники информации, касающиеся проблем духовности;
-использовать полученные знания и освоенные умения в повседневной жизни для
определения собственных жизненных целей.
-излагать точку зрения Православия на дальнейшую судьбу современного мира.
3.Содержание программы .
Тема 1. Путь жизни. Нравственный выбор в жизни человека. Путь жизни и путь смерти.
Поиски потерянного рая. Святость. Основные понятия и термины: путь жизни, святость.
Тема 2. От Адама до Авраама: вера и доверие. Сущность понятия вера. Вера Адама и Евы.
Вера как доверие Богу: истории жизни Ноя и Авраама. Основные понятия и термины: вера.
Основные персоналии: Адам, Ева, Ной, Авраам.
Тема 3. Пророк Моисей: урок смирения. Детство Моисея. Становление пророка.
Путешествие в землю обетованную. Десять заповедей. Основные понятия и термины:
пророк, смирение, заповеди. Основные персоналии: пророк Моисей.
Тема 4. Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается

Ветхозаветные герои: источник силы и героизма. Судья Гедеон. История Самсона. Царь
Давид: приход к власти. Покаяние псалмопевца (царя Давида). Основные понятия и
термины: герой, пророк, ветхозаветные судьи и цари, покаяние. Основные персоналии:
Гедеон, Самсон, царь Давид.
Тема 5. Спаситель: ранами Его мы исцелились. В ожидании Спасителя: пророчества о
Христе. Первородный грех. Новый Адам. Искушение Иисуса Христа. Смысл Тайной вечери
и смерти Иисуса Христа. Основные понятия и термины: первородный грех, искушение,
Тайная вечеря. Основные персоналии: Иисус Христос, Адам, пророк Исайя.
Тема 6. Заповеди блаженства: грех и покаяние. Новый завет: заповеди блаженства.
Различие ветхо- и новозаветных заповедей. Первые две заповеди: чистота сердца,
смирение, покаяние. Притча о блудном сыне. История мытаря Закхея. Основные понятия и
термины: заповеди блаженства, грех, покаяние, смирение. Основные персоналии: Иисус
Христос, Закхей.
Тема 7. Заповеди блаженства: жажда правды. Истина, способы её познания. Следование
истине и отстаивание справедливости. Познание истины через подвиг. Подвиг Я. Корчака.
Евангельская история слепорождённого. Основные понятия и термины: заповеди
блаженства, истина, подвиг. Основные персоналии: Иисус Христос, Я. Корчак, Иоанн
Креститель.
Тема 8. Заповеди блаженства: земля кротких. Божественная сущность: видение пророка
Илии. Третья заповедь блаженства: «Блаженны кроткие…». «Блаженны миротворцы…».
Притча о немилосердном заимодавце. Прощение в христианской традиции. Основные
понятия и термины: заповеди блаженства, кротость, милосердие, прощение. Основные
персоналии: Иисус Христос, пророк Илия.
Тема 9. Свидетели благой вести: апостолы Пётр и Иоанн. Апостолы – ученики Иисуса
Христа. Призвание Петра и Иоанна. Исповедание веры, отречение и покаяние апостола
Петра. Апостол Иоанн – любимый ученик Иисуса Христа. Пятидесятница. Служение
апостолов Петра и Иоанна после Вознесения Христа. Основные понятия и термины:
апостол. Основные персоналии: апостолы Пётр и Иоанн.
Тема 10. Гонитель, ставший апостолом: апостол. Павел Жизнь Савла до обращения в
христианскую веру. Принятие христианства. Миссионерская деятельности апостола Павла.
Источник подвигов апостола. Мученическая смерть апостола Павла. Основные понятия и
термины: апостол. Основные персоналии: апостолы Павел и Сила.
Тема 11. Готово сердце моё, Боже. Мученичество в христианской традиции. История
первомученника архидьякона Стефана. Подвиг Веры, Надежды, Любови и матери их

Софии. Основные понятия и термины: мученики. Основные персоналии: первомученик
архидьякон Стефан, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Тема 12. Воины Царя Небесного. Мученический подвиг Георгия Победоносца. Икона
«Чудо Георгия о змие». Подвиг сорока севастийских мучеников. Основные понятия и
термины: мученики. Основные персоналии: великомученик Георгий Победоносец, сорок
севастийских мучеников.
Тема 13. Выбор императора: святой Константин Великий .Лик равноапостольных святых.
Детство и юность Константина. Война Константина с Максенцием – «Сим победишь!»
Миланский эдикт 313 г. и политика императора Константина Великого в отношении
христиан. Основные понятия и термины: равноапостольные святые, свобода
вероисповедания. Основные персоналии: Константин Великий.
Тема 14. Светильники Церкви Христовой. Распространение ересей. Лик святителей. Борьба
с арианством. Жизнь и творения трёх святителей: Василий Великий, Григорий Богослов,
Иоанн Златоуст. Основные понятия и термины: ересь, святитель, арианство Основные
персоналии: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Тема 15. Сокрытые в пустыне: преподобные. Антоний Великий и Симеон Столпник Лик
преподобных. Особенности подвига монашества. Жизнь и подвиги Антония Великого.
Наставления Антония Великого. Подвижничество Симеона Столпника. Основные понятия
и термины: преподобный, подвиг, столпничество. Основные персоналии: преподобные
Антоний Великийи Симеон Столпник.
Тема 16. Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника
Мудрость и духовное рассуждение. Жизни преподобного Ефрема Сирина. Великопостная
молитва Ефрема Сирина. Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица». Борьба с унынием.
Основные понятия и термины: преподобный, духовное рассуждение, праздность, уныние,
празднословие, целомудрие, любоначалие, покаяние, «Лествица». Основные персоналии:
преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник.
Тема 17. Рука дающего не оскудеет. Праведность в Православии. Жизнеописание Филарета
Милостивого. Сущность милосердия. Основные понятия и термины: праведник,
милосердие. Основные персоналии: праведный Филарет Милостивый, великая княгиня
Елизавета Фёдоровна.
Тема 18. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян .Образование святых братьев.
Призвание на служение в Моравию. Составление славянской азбуки и перевод на
славянский язык богослужебных текстов. Значение деятельности Кирилла и Мефодия в

русской культуре. Основные понятия и термины: древнеславянский и церковнославянский
языки. Основные персоналии: равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Тема 19. Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья Княжеские
междоусобицы в древней Руси. Князь Владимир: до и после Крещения. Значение принятия
христианства. Святые князья Борис и Глеб. Подвиг князя Михаила Черниговского.
Основные понятия и термины: крещение Руси, мученичество. Основные персоналии:
равноапостольный князь Владимир, святые мученики князья Борис и Глеб, Михаил
Черниговский.
Тема 20. За други своя Сила Руси – в единстве. Жизнь и подвиги князя Александра
Невского. Даниил Московский. Основные персоналии: Александр Невский, Даниил
Московский.
Тема 21. Богатыри духа Значение служения духовенства в Русской православной церкви.
Святитель Алексий Московский и Дмитрий Донской. Подвиг патриарха Гермогена в
Смутное время. Основные понятия и термины: духовенство, Смутное время. Основные
персоналии: митрополит Алексий Московский, Дмитрий Донской, Владимир
Серпуховской, патриарх Гермоген.
Тема 22. Игумен земли Русской Жизнь и духовные подвиги преподобного Сергия
Радонежского. Основание Троице-Сергиева монастыря. Благословение князя Дмитрия
Донского и русского войска перед Куликовской битвой. Ученики Сергия Радонежского.
Основные персоналии: преподобный Сергий Радонежский, митрополит Алексий
Московский, Андрей Ослябя, преподобный Стефан Пермский.
Тема 23. Лучезарная Оптина пустынь. Подвиг старчества. Плеяда оптинских старцев.
Преподобные Амвросий и Нектарий Оптинские: жизнь и духовные наставления. Основные
понятия и термины: старчество, духовное рассуждение. Основные персоналии:
преподобные Амвросий, Нектарий и другие оптинские старцы.
Тема 24. Пред ними склонялись сильные мира сего. Сущность подвига юродства.
Новгородские юродивые Николай и Фёдор. Юродивые и Иван Грозный. Жизнеописание
Василия Блаженного. Основные понятия и термины: юродство, юродивые. Основные
персоналии: святые Николай и Фёдор Новгородские, Василий Блаженный.
Тема 25. Христианин в неволе Святой Иоанн Русский – подвижник в неволе. Особенности
сохранения православия в иноверной среде. Подвиг Йозефа Шульца во время Второй
мировой войны. Основные персоналии: святой Иоанн Русский, Йозеф Шульц.
Тема 26. Свет Христов просвещает всех Миссионеры в Русской Америке: служение
святителя Иннокентия (Вениаминова). Распространение Православия в Японии: святитель

Николай (Касаткин). Основные понятия и термины: миссионерство. Основные персоналии:
святители Иннокентий (Вениаминов), Николай (Касаткин).
Тема 27. Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский .Детство и юность
Иоанна. Начало служения. Иоанн Кронштадтский и дети. Духовные рассуждения
праведного Иоанна Кронштадтского. Основные понятия и термины: пастырская
деятельность. Основные персоналии: праведный Иоанн Кронштадсткий.
Тема 28. Род праведных благословится Жизнь и подвиги праведной Иулиании Лазаревской
(Осоргиной). Род праведной Иулиании. Георгий Михайлович Осоргин. Основные понятия
и термины: праведник, милосердие. Основные персоналии: праведная Иулиания
Лазаревская (Осоргина), Г.М. Осоргин.
Тема 29. В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века Русская
православная церковь в ХХ в. Новомученики и исповедники Российские.
Священномученник Вениамин Петроградский. Икона новомученников и исповедников
Российских. Основные понятия и термины: новомученники и исповедники Российские.
Основные персоналии: священномученник Вениамин Петроградский, священномученник
Пётр (Полянский), новомученницы великая княгиня Елизавета Фёдоровна и монахиня
Варвара.
Тема 30. Главное в жизни – делать добро Жизнь и деятельность святителя Луки (ВойноЯсенецкого). Основные понятия и термины: исповедник Основные персоналии: святитель
Лука (Войно-Ясенецкий).
Тема 31. История одной любви Герои Отечественной войны 1812 г. История одной любви:
Маргарита Нарышкина и А.А. Тучков. Создание Спасо-Бородинского монастыря на
Бородинском поле. Памятники героям Отечественной войны 1812 г. Основные персоналии:
М.М. Тучкова (Нарышкина), А.А. Тучков, Н.А. Тучков, митрополит Филарет (Дроздов).
Тема 32. Герои нашего времени Героизм и современность. Алексей Талай. Подвиг Андрея
Туркина в Беслане. Героизм Шаварша Карапетяна. Основные понятия и термины: героизм,
героический поступок. Основные персоналии: А. Талай, А. Туркин, Ш. Карапетян.
Тема 33. Впереди у нас вечность .Праздник Сретения Господня. Православное отношение к
старости. Подведение итогов года. Основные понятия и термины: Сретение. Основные
персоналии: праведный Симеон.
Тема 34. Православие в истории родного края.
Тема 35.Итоговый урок.

4.Тематическое планирование
N

Название темы

Колво
часов

1.

Путь жизни

1ч

2.

От Адама до Авраама: вера и доверие

1ч

3.

Пророк Моисей: урок смирения

1ч

4.

Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается

1ч

5.

Спаситель: ранами Его мы исцелились

1ч

6.

Заповеди блаженства: грех и покаяние

1ч

7.

Заповеди блаженства: жажда правды

1ч

8.

Заповеди блаженства: земля кротких

1ч

9.

Свидетели благой вести: апостолы Пётр и Иоанн

1ч

10.

Гонитель, ставший апостолом: апостол Павел

1ч

11.

Готово сердце моё, Боже

1ч

12.

Воины Царя Небесного

1ч

13.

Выбор императора: святой Константин Великий

1ч

14.

Светильники Церкви Христовой

1ч

15.

Сокрытые в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник

1ч

16.

Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника

1ч

17.

Рука дающего не оскудеет

1ч

18.

Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян

1ч

19.

Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья

1ч

20

За други своя

1ч

21.

Богатыри духа

1ч

22.

Игумен земли Русской

1ч

23.

Лучезарная Оптина

1ч

24.

Пред ними склонялись сильные мира сего

1ч

25.

Христианин в неволе

1ч

26.

Свет Христов просвещает всех

1ч

27.

Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский

1ч

28.

Род праведных благословится

1ч

29.

В конце всех победителей победит Христос: новомученники ХХ в

1ч

30.

Главное в жизни – делать добро

1ч

31.

История одной любви

1ч

32.

Герои нашего времени

1ч

33.

Впереди у нас вечность

1ч

34

Православие в истории родного края

1ч

35

Итоговый урок

1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».