геометрия 7 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет геометрия 7 класс
Уровень базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель: Семенченко Любовь Юрьевна
Количество часов: 69 за год;

Учебник:Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.)М.:Просвещение,2016-383 с.
Планирование учебного курса «Геометрия» для 7 класса разработано на основе: Авторской программы Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кодомцев С.Б.
составитель Бурмистрова Т.А., М. «Просвещение», 2016 г.
2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена для учебника Геометрия 7 – 9 классов: учебник для 7 – 9 классов средней школы.; авторы: Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.
Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина,М., «Просвещение», 2016 г. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.17.12.2010г. №1897)
3. Учебный план МБОУ и календарного графика Поповская СОШ на 2022 – 2023 учебный год
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2022/2023 учебный год;
5.Авторская программа Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кодомцев С.Б. составитель Бурмистрова Т.А., М. «Просвещение», 2016 г.
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандартаосновного общего
образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса,
последовательность изучения тем и разделов.

Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Геометрия» входит в предметную область «Математика и информатика».
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и
практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и
интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в
формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и
изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее
время задачи обучения:
-Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования.
-Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;

-Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для
научно-технического прогресса.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Геометрия»
Личностными результатами изучения предмета«Геометрия» являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия»является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать
самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что
мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст,
диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации;
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое),
приёмы слушания;
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности;
– уметьиспользовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные
задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие умения.
– Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
 основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, расстояние;
 угле, биссектрисе угла, смежных углах;
 свойствах смежных углов;
 свойстве вертикальных углов;
 биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек;
 параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых;
 основных чертёжных инструментах и выполняемых с их помощью построениях;
 равенстве геометрических фигур;
 признаках равенства треугольников;

– Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;
– находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство;
- устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых;
– применять теорему о сумме углов треугольника
– выполнять основные геометрические построения;
– находить решения жизненных (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
– создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Требования к результатам обучения учащихсяк концу 7-го класса
В результате изучения курса 7 класса обучающиеся должны:
Знать/понимать
 существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
 каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для
практики;
Уметь:










распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения,
свойства, признаки;
изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
вычислять значения геометрических величин;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного
перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам.
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:





описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические
средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной
формулы в справочных материалах;
Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 70
часов (2 часа в неделю), включая часы на промежуточный и итоговый контроль. В соответствии с учебным планом ,с графиком работы,
производственным календарем РФ на 2022-2023 учебный год для обучающихся 7 класса количество часов изменилось, так как из расписания
выпадают следующие праздничные дни: 23.02.02.2023 г.; 08.03.2023 г; 01.05.2023 г; 08.05.-09.05.2023 г. Таким образом, программный материал будет
пройден за 69 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№п
/п
1.

Раздел

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

программы
Гл.№1 «Начальные
Прямая и отрезок
геометрические
сведения»
Луч и угол
Сравнение отрезков и углов
Измерение отрезков
Измерение углов,
Смежные и вертикальные углы
Перпендикулярные прямые

Гл 2
2.

Формы организации
учебных занятий

«Треугольники»

Треугольник.

Знание:
– основных понятий темы: прямая, отрезок, граничная
точка отрезка, длина отрезка, луч, начало луча угол,
Комбинированный урок
вершина угла, стороны угла, внутренняя область угла,
биссектриса угла, перпендикулярные прямые, острые,
тупые, прямые, развернутые, смежные, вертикальные
Урок –практикум
углы
– построения с помощью чертежной линейки прямых и
отрезков, измерения их длины, записи измерения с
помощью принятых условных обозначений;
Урок совершенствования геометрической фигуры луч,
знаний и умений
способы построения перпендикулярных прямых на
местности
– построения с помощью чертежного угольника
перпендикулярных прямых углов, записи факта
перпендикулярности прямых с помощью условных
обозначений
– построения с помощью чертежной линейки углов,
измерения их величины с помощью транспортира, записи
измерения с помощью принятых условных обозначений,
построения углов заданной величины, определения вида
угла, применения свойств смежных и вертикальных углов
Умение: проводить измерительные работы,
классификацию по выделенному признаку (на примере
определения вида углов), сравнивать объект наблюдения
(угол) с эталоном (прямым углом).
Вводный урок

Комбинированный урок

Знание:
– основных понятий темы: треугольник, вершина, сторона, угол
треугольника, периметр треугольника, равные треугольники,

Первый признак равенства
треугольников
Решение задач по готовым
чертежам
Перпендикуляр к прямой.
Медианы, биссектрисы и высоты
треугольника
Свойства равнобедренного
треугольника
Второй признак равенства
треугольников
Второй признак равенства
треугольников
Третий признак равенства
треугольников
Окружность. Построение
циркулем и линейкой
Задачи на построение

Урок совершенствования
знаний умений
Урок-практикум
Урок-зачет

соответственные элементы, первый признак равенства треугольников
медиана, высота, биссектриса, равнобедренный треугольник,
основание, боковые стороны, равносторонний треугольник
построения с помощью чертежного угольника и транспортира
медианы, высоты, биссектрисы, построения треугольников
проведения измерений его элементов, записи результатов измерений,
– перевода текста (формулировки) первого признака равенства
треугольников в графический образ, короткой записи, проведения
доказательства, применения для решения задач на выявление равных
треугольников
- доказательства и применения при решении теоремы о свойствах
равнобедренного треугольника
Умение:
– переводить текстовую информацию в графический образ и
математическую модель, представлять информацию в сжатом виде –
схематичной записи формулировки теоремы;
– проводить доказательные рассуждения, понимать специфику
математического языка.
- грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции
(на примере построения медиан, высот, биссектрис треугольника),
овладевать азами графической культуры.
Знание:
– основных понятий темы: соответственные элементы, второй и
третий признаки равенства треугольников
– перевода текста (формулировки) второго и третьего признаков
равенства треугольников в графический образ, короткой записи,
доказательства, применения для решения задач на выявление равных
треугольников
Умение:переводить текстовую информацию в графический образ
и математическую модель,
- представлять информацию в сжатом виде – схематичной записи
формулировки теоремы,
- проводить доказательные рассуждения,
- понимать специфику математического языка.

3.

Гл 3.
Параллельные
прямые

Знание:
Признаки параллельности двух
Комбинированный урок
– основных понятий темы: параллельные прямые,
Прямых
секущая, названия углов, образованных при пересечении
Урок совершенствования двух прямых секущей
Признаки параллельности двух
знаний умений
– накрест лежащих, односторонних, соответственных
прямых
углов, перевода текста (формулировки) признаков
Урок-практикум
параллельности в графический образ параллельности
прямых на основе признаков параллельности, записи
Практические способы
решения с помощью принятых обозначений
построения параллельных прямых Урок-зачет
Умение:
– передавать содержание прослушанного материала
в сжатом виде (конспект);
Аксиома параллельных прямых
– структурировать материал, понимать специфику
математического языка и работы с математической
символикой.
Свойства параллельных прямых
Знание:
– общего способа действий по построению параллельных
прямых– построения параллельных прямых по
Свойства параллельных прямых
выработанному алгоритму, записи выполняемых
действий с помощью принятых обозначений,
доказательства параллельности
построенных прямых
– содержания ключевых понятий: аксиома,
аксиоматический подход в геометрии, теорема, обратная
к данной, теорема-следствие– формулировки аксиомы
параллельных прямых, следствий из аксиомы
параллельных прямых, определения параллельности
прямых на основе нового признака параллельности,
записи решения с помощью принятых обозначений
Умение: – работать с готовыми предметными, знаковыми
и графическими моделями для описания свойств и
качеств изучаемых объектов;
– проводить классификацию объектов (параллельные,
непараллельные прямые) по заданным признакам(углов,
полученных при пересечении двух прямых) по заданным
признакам использовать соответствующие инструменты
для решения практических задач, точно выполнять
инструкции.

4.

Теорема о сумме углов
Гл4.
Соотношения между треугольника
сторонами и углами
треугольника
Сумма углов треугольника.
Соотношения между сторонами и
углами треугольника
Соотношения между сторонами и
углами треугольника
Неравенство треугольника
Прямоугольные треугольники и
некоторые их свойства
Признаки равенства
прямоугольных треугольников
Расстояние от точки до прямой.
Расстояние между параллельными
прямыми

Построение треугольника по трем
элементам
Построение треугольника по трем
элементам ,
Решение задач на построение
5.

Повторение

Комбинированный урок

Умение: проводить исследования несложных ситуаций
(измерение углов треугольника и вычисление их суммы),
Урок совершенствования формулировать гипотезу исследования, понимать
знаний умений
необходимость ее проверки,
– составлять конспект математического текста, выделять
Урок-практикум
главное, формулировать определения по описанию
математических объектов; приводить примеры,
подбирать аргументы
Урок-зачет
– осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в
графический образ
основных понятий темы: треугольника с углом в 30° ;
– доказательств свойств прямоугольного треугольника,
признаков равенства прямоугольных треугольников;
применения их при решении поисковых задач
грамотно выполнять алгоритмические предписания и
инструкции (на примере построения треугольника по
заданным элементам), развивать графическую культуру.
– составлять конспект математического текста, выделять
главное, формулировать определения по описанию
математических объектов;
– осуществлять перевод понятий из текстовой формы в
графическую.

Обобщение и
систематизация знаний и
умений

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование раздела, темы урока

Глава I. Начальные геометрические сведения

Из них
(количество
Контрольные
часов)
работы
Авторская Рабочая
программа программ
а
11
12
Количество часов

§1. Прямая и отрезок

1

1

§2. Луч и угол
§3. Сравнение отрезков и углов
§4. Измерение отрезков.
§5. Измерение углов
§6. Перпендикулярные прямые
Решение задач

1
2
2
1
2

1
1
2
2
2

1

2

Контроль

1
17
3
3
4
3
3
1
13
4
5
3
1

1
18
3
3
4
3
4
1
13
4
5
3
1

18

19

2

2

Глава II. Треугольники
Первый признак равенства треугольников
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
Второй и третий признаки равенства треугольников
Задачи на построение
Решение задач
Контроль
Глава III. Параллельные прямые
Признаки параллельности двух прямых
Аксиома параллельных прямых
Решение задач
Контроль
Глава IV. Соотношение между сторонами и углами
треугольника
Сумма углов треугольника

1

1

1

2

Соотношения между сторонами и углами
треугольника
Построение треугольника по трём элементам
Решение задач
Контроль
Повторение и итоговый контроль
Решение задач
Итоговая контрольная работа
Анализ итоговой контрольной работы
Итого за 7 класс:

3

3

4
3
2
9
7
1
68

4
4
2
8
5
1
2
69

1
6

Календарно-тематическое планирование

№ урока
1.
1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/6
7/7
8/8
9/9

Тема урока
«Начальные геометрические сведения» (12 ч.)
Точки, прямые и отрезки. Провешивание прямой на местности

Кол-во
часов

1

Луч и угол
Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов
Длина отрезка
Единицы измерения. Измерительные инструменты

1
1

Градусная мера угла
Измерение углов на местности
Смежные и вертикальные углы
Перпендикулярные прямые

1

1
1

1
1
1

Дата

7 класс
План.
02.09
06.09
09.09
13.09
16.09
20.09
23.09
27.09
30.09

Факт

10/10

Построение прямых углов на местности

1

04.10

11/11

Обобщение и систематизация знаний на тему «Начальные
геометрические сведения»

1

07.10

12/12
2.

Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения»

1

11.10

1

14/2
15/3
16/4

Треугольник.
Первый признак равенства треугольников
Решение задач на тему « Первый признак равенства треугольников»
Перпендикуляр к прямой. треугольника

1
1
1

14.10
18.10
21.10
24.10

17/5

Свойства равнобедренного треугольника

1

28.10

18/6

Решение задач на тему « Равнобедренный треугольник»

1

08.11

19/7

Второй признак равенства треугольников
Второй признак равенства треугольников

1

11.11
15.11

1

23/11

Третий признак равенства треугольников
Решение задач на тему « Второй и третий признак равенства
треугольников»
Окружность. Построение циркулем и линейкой

24/12
25/13
26/14

«Треугольники» (18 ч.)
13/1

20/8
21/9

1

1

18.11
22.11

1

25.11

Задачи на построение

1

29.11

1
1

27/15

Задачи на построение
Решение задач на тему « Построение циркулем и линейкой»
Решение задач на тему « Построение циркулем и линейкой»

1

02.12
06.12
09.12

28/16

Подготовка к контрольной работе на тему « Треугольники». Зачет

1

13.12

29/17

Контрольная работа № 2 «Треугольники»

1

30/18

Анализ контрольной работы №2

1

16.12
20.12

Параллельные прямые

12

Признаки параллельности двух прямых

1

22/10

31/1

23.12

32/2
33/3
34/4
35/5
36/6
37/7
38/8
39/9
40/10
41/11
42/12

Признаки параллельности двух прямых
Практические способы построения параллельных прямых
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»
Аксиома параллельных прямых
Свойства параллельных прямых
Свойства параллельных прямых
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа №3
Параллельные прямые

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27.12
13.01
17.01
20.01
24.01
27.01
31.01
03.02
07.02
10.02
14.02

19

43/1

Теорема о сумме углов треугольника

1

17.02

44/2
45/3
46/4
47/5
48/6

Решение задач на тему «Сумма углов треугольника»
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Неравенство треугольника

1
1
1
1
1

21.02
24.02
28.02
03.03
07.03
10.03

49/7
50/8
51/9
52/10
53/11
54/12

Решение задач. Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа №4
Соотношения между сторонами и углами треугольника

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
Решение задач на тему « Прямоугольные треугольники»
Признаки равенства прямоугольных треугольников
Решение задач на тему « Признаки равенства прямоугольных
треугольников»
Решение задач на тему « Признаки равенства прямоугольных
треугольников»

1
1
1
1

1

04.04
07.04
11.04
14.04
18.04
21.04

55/13

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

56/14

Построение треугольника по трем элементам
Построение треугольника по трем элементам ,
Решение задач на построение
Решение задач на построение

1
1
1
1

57/15
58/16
59/17

14.03
17.03
21.03
24.03

60/18

Подготовка к контрольной работе

1

25.04

61/19

1

28.04

62/1

Контрольная работа №5
«Прямоугольные треугольники»
Повторение. Треугольники. Признаки равенства треугольников

1

02.05

63/2

Повторение. Параллельные прямые

1

05.05

64/3

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

12.05

65/4

Повторение. Прямоугольные треугольники

1

16.05

66/5

Повторение. Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

19.05

67/6

Итоговая контрольная работа

1

23.05

68/7

Анализ итоговой работы

1

26.05

69/8

Задачи на повторение

1

30.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».