1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009
г.№373 (с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от
26.11.2010г.N1241; от 22.09.2011г.N2357; от 18.12.2012г.N1060; от 29 декабря 2014г.
N1643 и от 31 декабря 2015г. N1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373»), на основе следующих
документов:
1.Федеральный закон об образовании от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253».
3. САНПиН 2.4.2 № 2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2010 года,
регистрационный № 189;
4. Учебный план МБОУ и календарный график Поповской СОШ на 2021 – 2022 учебный
год
5.Авторская программа по литературе для общеобразовательных учреждений под
реакцией В.Я. Коровиной (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.П. Полухина, В.И.
Коровин, И.С. Збарский), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
В состав УМК входит учебник: «Литература 6 класс.» Авторы: В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я.
Коровиной. - М.: Просвещение, 2016)
2.Место предмета в учебном плане.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает
следующую организацию процесса обучения: в 6 классе предполагается обучение в
объёме 105 часов (3 часа в неделю), в связи с выпадением праздничных дней 7.03.22,
8.03.22, 2.05.22, 3.05.22, 9.05.22, 10.05.22 будет проведено 99 уроков.
3.Планируемые результаты освоения учебного курса литературы в 6
классе
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в.,
русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
4. Основное содержание курса
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к
герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки,
веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение
календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и
выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры
фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных
идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из литературы XVIII века
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и
безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности
литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из русской литературы XIX века.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование
поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти
и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого
«механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое
изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит
стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях.
Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога,
тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание
домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей.
Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной
организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль
случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.
Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное
послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.
Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии
человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация
(начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль
картин Природы в рассказе. Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика
персонажей (развитие представлений). Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных
состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание
космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» —
символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна:
свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у
них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как
воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики
и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения
природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как
естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства.
Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной
лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и
материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие
композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и
фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа
(начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов,
народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония
(начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев
как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль
художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е.
Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где
гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие
представлений).
Из русской литературы XX века
Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных
героев. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные
представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.
Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные
представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая
реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев.
Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов.
«Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной
памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине,
ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные
годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в
рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина
Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Геройповествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда
знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному
герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная
проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие
понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья
осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла».
Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из
ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь
и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных
произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным
состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики».
Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.
Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в
литературе.
Из литературы народов России
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему
родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни
человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце»,
«радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как
источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические
образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации
до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя
Авгия», «Яблоки Гесперид ».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение
героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и
мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание
неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый
правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о
героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший
воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от
искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни.
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.
(Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и
своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и
защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение
дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически
сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет
и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном
отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.
Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.
5. Тематическое планирование
Литература 6 класс.
(Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С.); под редакцией
В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2016).
102 часов, 3 часа в неделю.
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
3
Из древнерусской литературы.
2
Из русской литературы ХVIII века
4
Из русской литературы XIX века.
48
Из русской литературы XX века.
30
Зарубежная литература.
12
Всего часов
99
1.
Работа дома
Раздел
1
2.
1
3.
1
4.
1
5
1
6.
1
ВВЕДЕНИЕ 1ч
Художественное
произведение.
Содержание и форма.В
дорогу зовущие.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО 3ч.
Обрядовый фольклор.
Прочитать статью
учебника об
обрядовом фольклоре
(стр. 6 – 10),
1.09
Прочитать статью
учебника «Пословицы
и поговорки»;
5.09
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Контрольная работа №1
по теме «Устное
народное творчество».
Придумать
6.09
небольшой рассказ.
Прочитать статью
8.09
учебника
«Древнерусская
литература»;
Пересказ «Сказания о 12.09
белгородском
киселе», вопросы (стр.
24).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.
Из «Повести временных
лет». «Сказание о
белгородском киселе».
Урок внеклассного
чтения по теме «Повесть
временных лет».
«Русская басня»
С. 26-28
13.09
Дата
фактич.
Тема урока
Количес
тво
часов
№
урок
а
Дата по
плану
6. Календарно-тематическое планирование в 6 классе по литературе
7
1
8.
1
9.
1
10.
1
11.
1
12.
1
13.
1
14
1
ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII
века 4ч
Русские басни. И.И.
Дмитриев «Муха».
Противопоставление
труда и безделья.
Басни И.А.Крылова.
«Листы и Корни»,
«Ларчик».
Выразительное чтение 15.09
басни И.И.
Дмитриева, вопросы
(стр. 30).
И.А.Крылов. Басня
«Осёл и Соловей».
Комическое
изображение
невежественного судьи.
Проект.
Контрольная работа №2
по теме «Басня».
Сочинение «Что
осуждается в русских
баснях?».
20.09
Прочитать статью
учебника о лицейских
годах Пушкина (стр.
45 – 51).
Прочитать статью
учебника о лицейских
годах Пушкина (стр.
45 – 51),
22.04
Выучить
стихотворение
наизусть,
стихотворения
«Зимнее утро».
Прочитать повесть
«Станционный
смотритель».
27.09
Прочитать повесть до
конца.
3.10
ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТОУРЫ XIX
ВЕКА 48ч
А.С.Пушкин. «Узник».
Вольнолюбивые
устремления поэта.
Стихотворение
А.С.Пушкина «Зимнее
утро». Мотивы единства
красоты человека и
природы.
Стихотворение
А.С.Пушкина
«И.И.Пущину». Светлое
чувство товарищества и
дружбы в
стихотворении.
А.С.Пушкин. Цикл
«Повести покойного
Ивана Петровича
Белкина».
«Станционный
смотритель». История
Прочитать статью о
19.09
И.А. Крылове,
вопросы (стр. 34),
выучить наизусть
одну басню.
Выразительное чтение
басни «Ларчик»,
вопросы (стр.43
вопрос 4).
26.09
29.09
15
1
16
1
17
1
18
1
19
1
20
1
21
1
Самсона Вырина и его
дочери.
Нравственные проблемы
повести «Станционный
смотритель», тема
«блудных детей».
А.С. Пушкин.
Человеческая ценность
повести «Барышнякрестьянка».
История романа А.С.
Пушкина «Дубровский».
Ссора
К.Т. Троекурова и А.Г.
Дубровского. (гл. 1)
Суд и его последствия.
( гл.2-3)
Прощание Владимира
Дубровского с отцом и
родным домом.
Пожар в Кистенёвке.
(гл. 6-7)
Учитель. (гл. 8-10)
Романтическая история
любви Владимира и
Маши в повести
А.С.Пушкина
«Дубровский».
22
1
23
1
Два мальчика.
24
1
Развязка романа
«Дубровский».
25
1
26
1
27
1
28
1
Контрольная работа №4
по повести А.С.Пушкина
«Дубровский».
М.Ю.Лермонтов.
Чувство одиночества и
тоски в стихотворении
«Тучи».
Тема красоты и
гармонии с миром в
стих-яхМ.Ю.Лермонтова
«Листок», «На севере
диком…»
Особенности выражения
темы одиночества в
«Виноваты ли герои
Пушкина друг перед
другом? И если да, то
в чём?»
«Барышнякрестьянка».
Нарисовать
иллюстрацию.
Перечитать 2 и 3
главы. Озаглавить их.
4.10
Перечитать 4 и 5
главы.
Перечитать главы 6 и
7.
11.10
7.10
10.10
13.10
Перечитать 8, 9, 10
17.10
главы. Оза-главить их.
Подг. пересказ
Перечитать 11-16
18.10
главы. Озагла-вить их.
Выразительное чтение 20.10
17 главы.
Перечитать главы 18 и 24.10
19. отве-тить на
вопросы к этим
главам.
Составить планы для
25.10
письменного ответа.
11.11
Написать сочинение
по одной из
разобранных тем.
Выучить
стихотворение
«Тучи».
18.11
27.10
7.11
Выразительное чтение 8.11
стихотво-рений «На
севере диком ...»,
«Листок».
Выучить стих-е
«Утёс» М.Ю.
10.11
15.11
стих-яхМ.Ю.Лермонтова
«Утёс», «Три пальмы».
Контрольная работа №5
по стихотворениям
М.Ю.Лермонтова
Н.В. Гоголь «Ночь перед
Рождеством». Картины
народной жизни в
повести «Ночь перед
Рождеством».
Приключения кузнеца в
поисках черевичек.
Лермонтова.
Какие фантастические
черты несёт на себе
пейзаж повести
«Ночь перед
Рождеством»?
Прочитать повесть Н.
В. Гоголя ««Вечер
накануне Ивана
Купала».
Прочитать статью
учебника(стр.161164). Вопросы стр.
163
Прочитать рассказ
И.С. Тургенева
«Бежин луг».
Какова речевая
характеристика
героев? (Работа по
тексту.)
22.11
Напишите сочинениеминиатюру
«Характеристика
литературного героя»
по плану:
1.Портрет мальчика.
2.Его роль среди
товарищей.
3.История, которую
рассказал герой.
4.Поведение
мальчика.
5.Характер героя.
6.Отношение к нему
29.11
29
1
30
1
31
1
32
1
Реалистическое и
фантастическое в
повести «Ночь перед
Рождеством».
33
1
И.С.Тургенев.
Литературный портрет
писателя.
34
1
35
1
Сочувственное
отношение к
крестьянским детям в
рассказе И.С.Тургенева
«Бежин луг»
Портреты и рассказы
мальчиков в
произведении
И.С.Тургенева «Бежин
луг»
Прочитать повесть
Н.В. Гоголя «Ночь
перед Рождеством».
Читать главы 5-8.
Озаглавить. Сделать
иллюстрацию к
понравившем.
14.11
15.11
Как кузнецу удалось
21.11
победить черта, какие
приключения ждали
кузнеца в Петербурге?
24.11
28.11
автора и ваше.
Выучить наизусть
отрывок-одно из
описаний природы-по
выбору.
Выучить
стихотворениеВыучит
ь стихотворение Фета
или Тютчева.
36
1
Роль картин природы в
рассказе И.С.Тургенева
«Бежин луг»
37
1
Ф.И.Тютчев.
Литературный портрет
поэта.
38
1
39
1
40
1
Выразительное чтение 6.12
стихотворения.
Выучить одно
стихотворение
наизусть.
Анализ
стихотворения.
Анализ
8.12
стихотворения,
выразительное
чтение.
Выразительное чтение 12.12
стихотворения, одно
стихотворение выучит
наизусть. Анализ
стихотворения
41
1
Передача сложных
состояний природы,
отражающих внутренний
мир поэта, в стихяхФ.И.Тютчева
«Листья», «Неохотно и
несмело…»
Земная обречённость
человека в стихииФ.И.Тютчева «С поля
коршун поднялся…»
Жизнеутверждающее
начало в стихяхА.А.Фета «Ель
рукавом мне тропинку
завесила…», «Ещё
майская ночь», «Учись у
них – у дуба, у
берёзы…»
Краски и звуки в
пейзажной лирике
А.А.Фета.
42
1
Н.А.Некрасов.
Стихотворение
«Железная дорога».
Картины подневольного
труда утверждение
мысли о величии народасозидателя.
15.12
43
1
Своеобразие языка и
композиции стих-я
«Железная дорога»
Н.А.Некрасова
44
1
Н.А. Некрасов.
Историческая поэма
«Дедушка».
Выразительное чтение
стихотворения, одно
стихотворение выучит
наизусть. Анализ
стихотворения
Прочитать
стихотворение
«Железная дорога»,
выучить наизусть три
последних строфы II
части.
.
Повторить
двусложные размеры
стиха. Знать
трёхсложные размеры
стиха. Сделать
таблицу
стихотворных
размеров с примерами
Выразительное чтение
поэмы.
Подготовиться к
1.12
5.12
13.12
19.12
20.12
Декабристская тема в
творчестве Н.А.
Некрасова.
Контрольная работа №6
по произведениям поэтов
19 века.
контрольной
работе.
Прочитать сказ
Лескова «Левша».
22.12
Л.Н.Толстой назвал
Лескова «писателем
будущего». Какой,
по-вашему, смысл
вкладывл великий
писатель в эти слова?
Подготовьте
развернутый
письменный ответ на
вопрос.
Выписать из текста
произведения цитаты,
характеризующие:
Александра
Павловича, Николая
Павловича, Платова,
Левшу по группам.
Перечитать главы 415 и озаглавить их.
Пересказ эпизода на
выбор.
Перечитать сказ до
конца. Составить
рассказ о характере и
судьбе тульского
косого левши.
Читать рассказ Н.С.
Лескова «Человек на
часах».
Индивидуальное
сообщение о
биографии Чехова
А.П.
Читать статью
учебника об А.П.
Чехове, отвечать на
вопросы.
Читать рассказ А.П.
Чехова «Толстый и
тонкий».
26.12
Ответ на вопрос «Как
достигается в
7.02
45
1
46
1
Н.С.Лесков.
Литературный портрет
писателя.
47
1
Гордость Н.С.Лескова за
народ в сказе «Левша».
48
1
49
1
Особенности языка сказа
Н.С.Лескова «Левша»:
игра слов, народная
этимология.
«Ужасный секрет»
тульских мастеров.
50
1
51
1
Контрольная работа №7
по сказу Н.С.Лескова
«Левша»
Внеклассное чтение.
Нравственные проблемы
рассказа Н.С. Лескова
«Человек на часах».
52
1
А.П.Чехов. Устный
рассказ о писателе.
53
1
Речь героев рассказа
А.П.Чехова «Толстый и
27.12
29.12
27.01
31.01
1.02
3.02
54
1
55
1
56
1
57
1
58
1
тонкий».
Юмористическая
ситуация.
Разоблачение лицемерия
в рассказе А.П. Чехова
«Толстый и тонкий».
Роль художественной
детали.
Я.П.Полонский «По
горам две хмурых
тучи…», «Посмотри –
какая мгла…».
Выражение переживаний
и мироощущуния в стихях о родной природе.
Е.А.Баратынский.
«Весна, весна! Как
воздух чист!...»,
«Чудный град порой
сольётся…».
Особенности пейзажной
лирики.
А.К.Толстой. «Где
гнутся над омутом
лозы…». Проект
Контрольная работа №8
по стих-ям поэтов 19
века.
ИЗ
59
1
А.И.Куприн. Реальная
основа и содержание
рассказа «Чудесный
доктор».
60
1
61
1
62
1
Образ главного героя в
рассказе А.И.Куприна
«Чудесный доктор».
Тема служения людям в
рассказе А.И.Куприна
«Чудесный доктор»
А.П.Платонов.
Литературный портрет
писателя.
рассказах Чехова
юмористический
эффект?».
Читать рассказ
«Смерть чиновника»
А.П. Чехова.
8.02
Подготовить
выразительное чтение
одного стихотворения
(наизусть), сделать
иллюстрации к
стихотворениям
10.02
Подготовить
выразительное чтение
одного стихотворения
(наизусть), сделать
иллюстрации к
стихотворениям
14.02
Подготовить
выразительное чтение
одного стихотворения
(наизусть), сделать
иллюстрации к
стихотворениям
Прочитать рассказ
А.И. Куприна
«Чудесный доктор»
15.02
17.02
21.02
Пересказ содержания
рассказа от лица
одного из героев
(Мерцалова, одного из
его сыновей,
Елизаветы ивановны)
Характеристика
22.02
главного героя.
Написать отзыв о
рассказе по плану.
24.02
Подготовить
биографию А.П.
Платонова. Прочитать
рассказ А.П.
Платонова
«Неизвестный
цветок».
28.02
63
1
«Неизвестный цветок»
А.П.Платонова.
Прекрасное вокруг нас.
64
1
«Ни на кого не похожие»
герои А.П.Платонова
65
1
Внеклассное чтение.
А Л. Платонов «Корова».
Сила любви в рассказе
«Корова».
66
1
Внеклассное чтение.
М.М. Пришвин Сказкабыль «Кладовая солнца».
Человек в окружающем
мире. «Что есть правда».
67
1
Жестокая реальность и
романтическая мечта в
повести А.С.Грина
«Алые паруса».
68
1
69
1
Выразительное
чтение рассказа
Нарисовать цветок,
дать ему имя.
Ответить на вопрос:
как бы поступили вы,
встретив такой
цветок?
Напишите минисочинение «О чём
меня заставила
задуматься сказкабыль «Неизвестный
цветок».
Рассказать, каким вы
себе представляете
Васю – главного героя
рассказа? Найти в
рассказе «Корова»
примеры различных
типов речи (описание,
повествование,
рассуждение).
Написать отзыв на
сказку-быль М.М.
Пришвина «Кладовая
солнца».
Напишите сочинениеминиатюру объёмом
до 1 страницы.
(Ассоль снились
чудесные сны.
Пофантазируйте
немного и опишите
один из таких
чудесных снов.
Придумайте, что
могла видеть девушка
во сне. )
Душевная чистота
Составить
главных героев в повести сравнительную
А.С.Грина «Алые
характеристику
паруса».
главных героев
Отношение автора к
героям повести
А.С.Грина «Алые
паруса».
Написать письмо
одному из героев
феерии.
(Подумайте, почему
«Алые паруса»
привлекают читателей
разных поколений?В
1.03
3.03
10.03
14.03
15.03
17.03
70
1
71
1
72
1
73
1
К.М.Симонов «Ты
помнишь, Алёша, дороги
Смоленщины…».
Солдатские будни в
стих-ях о войне
Д.С.Самойлов
«Сороковые». Любовь к
Родине в годы военных
испытаний.
Изображение быта и
жизни сибирской
деревни в предвоенные
годы в рассказе
В.П.Астафьева «Конь с
розовой гривой».
Яркость и самобытность
героев рассказа
В.П.Астафьева «Конь с
розовой гривой». Юмор
в рассказе.
Отражение трудностей
военного времени в
рассказе В.Г.Распутина
«Уроки французского».
Душевная щедрость
учительницы в
рассказе В.Г.Распутина
«Уроки французского».
74
1
75.
1
76.
1
Нравственная
проблематика рассказа
В.Г.Распутина «Уроки
французского». Проект
77
1
Контрольная работа №9
по рассказу
В.П.Астафьева «Конь с
розовой гривой».
чём сила этого
произведения?)
Подготовить
выразительное чтение
стихотворения.
Подготовить
выразительное чтение
стихотворения
наизусть.
Пересказать один из
эпизодов рассказа.
Выписать местные
«сибирские»,
диалектные слова.
Подготовьте устный
рассказ о герое,
который вам особенно
запомнился.
Прочитать рассказ
В.Г.Распутина «Уроки
французского».
Пересказ эпизода (по
выбору), ответить на
вопросы учебника на
с.121.
Составить рассказ о
главном герое по
плану в учебнике на
с.122.
Подготовиться к
сочинению
«Нравственный выбор
моего ровесника в
произведениях В.П.
Астафьева и В.Г.
Распутина».
Прочитать статью
учебника на с.168
«Учимся читать
выразительно».
78
А.А.Блок. « О, как
безумно за окном…».
Чувство радости и
печали, любви к родной
природе и Родине.
Выразительное чтение
с.159-160. Ответить на
вопросы на с.160.
79
С.А.Есенин.
«Мелколесье. Степь и
дали…», «Пороша».
Связь ритмики и
мелодики стиха с
эмоциональным
состоянием лирического
героя.
Выразительное чтение
с.161-163. Ответить на
вопросы на с.163.
80
81
82
А.А.Ахматова. «Перед
весной бывают дни
такие…»
Человек и природа в
тихой лирике
Н.М.Рубцова.
Контрольная работа №10
по стих-ям о природе
поэтов 20 века.
Выразительное чтение
с.164. Ответить на
вопросы на с.164.
Выразительное чтение
с.165-166. Ответить на
вопросы на с.166-167.
Перечитать стих-ия
из раздела учебника
«Родная природа в
стихотворениях
русских
поэтов ХХ в.» и
выучить одно из них
наизусть.
83
Особенности
шукшинских героев«чудиков» в рассказах
«Чудик», «Критики».
Подготовить устный
пересказ «Критиков»
от лица Петьки.
84
Человеческая открытость
миру как синоним
незащищённости в
рассказах В.М.
Шукшина
Влияние учителя на
формирование детского
характера в рассказе
Ф.А.Искандера
«Тринадцатый подвиг
Геракла».
Подготовьте
выразительное чтение
научного спора
рассказа «Срезал».
85
Напишите сочинение
о том, каким вы
представляете
рассказчика по плану
в учебнике на с.157.
86
87
88
89
90
Чувство юмора как одно
из ценных качеств
человека в рассказе
Ф.А.Искандера
«Тринадцатый подвиг
Геракла».
Подготовка и написание
классного сочинения по
произведениям
В.Г.Распутина,
В.П.Астафьева,
Ф.А.Искандера (по
выбору).
Написание сочинения по
произведениям
В.Г.Распутина,
В.П.Астафьева,
Ф.А.Искандера
Габдулла Тукай. Стих-я
«Родная деревня»,
«Книга». Любовь к
малой родине и своему
родному краю.
Кайсын Кулиев. «Когда
на меня навалилась
Учебник
с.157 в.2.
16.05
Развитие речи
18.05
Развитие речи
19.05
Выразительное чтение 23.05
стихотворений на
с.170-171, отв. на
вопр. с.171.
Выразительное чтение 24.05
стихотворений на
беда…», «Каким бы ни
был малый мой
народ…». Тема
бессмертия народа.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 13 ч
91
Подвиги Геракла.
«Скотный двор царя
Авгия».
с.173-175, отв. на
вопр. с.175.
Прочитать и
26.05пересказать миф
о двенадцатом
подвиге Геракла. Составить план мифа,
разбив его на
микротемы. Какие
слова, понятия,
образы заимствовало
современное
человечество у
Древней Греции.
26.05
«Маленький принц»
30.05
92
А. де Сент - Экзюпери
93
Итоговый урок
31.05