план работы ОРКСЭ 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поповская
средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет основы православной культуры
по курсу «ОРКСЭ»
для 4 класса начальное общее образование
на 2022-2023 учебный год
Учитель Швиденко Екатерина Ивановна

2022г.

1.Пояснительная записка
Цели и задачи изучения курса
2. Место предмета в учебном плане.
3. Планируемые результаты освоения курса
4. содержание программы
5.Тематическое планирование

1.Пояснительная записка
Программа по ОРКСЭ разработана на основе примерной образовательной программы НОО и
авторской программы О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеев, О.Н.
Яшина. Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль
«Основы православной культуры» для 4 класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС,
учебным планом МБОУ «Мичуринская СОШ» на 2018—2019 учебный год. В основу
разработки программы положена авторская программа О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко,
протоирея Виктора Дорофеев, О.Н. Яшина.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей
(законных представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных
в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной
методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход,
способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о
культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.

2.Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «ОРКСЭ» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом в 4
классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком работы,
расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год,
производственным календарем РФ на 2022 год для учащихся 4 класса количество часов
отведенных на изучение предмета «основы православной культуры» изменилось, так как из
расписания выпадает праздничный день 23.02 . Таким образом, в тематическом планировании
на изучение предмета «ОРКСЭ» отводится 35 часов.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в
православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ
православной культуры;
развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей
и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета по «Основам православной
культуры»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
содержанием курса; способность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием предмета по «Основам православной культуры»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на «Основах
православной культуры» и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в
начальной школе;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по
«Основам православной культуры»;

ПРЕДМЕТНЫЕ
готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и
традиций православной культуры;
знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения
для выстраивания отношений в семье, обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его
роди в культуре, истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли православного христианства в
становлении российской государственности;становление внутренней установки личности
поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в
России;
осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной
христианской традиции;
4.Содержание курса
Включает учебный материал, дающий самое общее, основное представление о вероучении,
исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной
Церкви на уровне, доступном младшим школьникам по их возрастным особенностям и
познавательным возможностям.
Изучение Основ православной культуры, как и других модулей ОРКСЭ, ориентировано на
взаимодействие в образовательном процессе школы, учителя с родителями, семьями
школьников, а также с представителями, специалистами, организациями Русской Православной
Церкви.
Приказом установлен Обязательный минимум содержания основных образовательных
программ по ОРКСЭ, в частности по Основам православной культуры он включает следующую
обязательную тематику, дидактические единицы: «Введение в православную духовную
традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят
православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие
и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический
язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её
ценности».

5.Тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение в предмет

1 час

2

Россия — наша Родина

1 час

3

Самая главная встреча

1 час

4

Введение в православную традицию

1 час

5

Есть только одна Книга

1 час

6

Бог — Творец мира

1 час

7

История одного предательства

1 час

8

В ожидании Спасителя

1 час

9

Возлюби Господа Бога твоего…

1 час

10

Возлюби ближнего твоего…

1 час

11

Девочка, Которая стала Храмом

1 час

12

«В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос…»

1 час

13

Сын Человеческий

1 час

14

Притчи Иисуса Христа

1 час

15

Как стать счастливым. Часть 1

1 час

16

Как стать счастливым. Часть 2

1 час

17

Как стать счастливым. Часть 3

1 час

18

Планирование учебных проектов

1 час

19

Подвиг христианской жизни

1 час

20

Крестный путь и Воскресение

1 час

21

Церковь — корабль спасения

1 час

22

От рождения до вечности

1 час

23

Каждый день праздник

1 час

24

Дорога к храму

1 час

25

Икона — окно в Божий мир

1 час

26

«Героем тот лишь назовётся…»

1 час

27

Пастырь добрый

1 час

28

«Не в силе Бог, а в правде!»

1 час

29

Жизнь как горящая свеча

1 час

30

Любовь сильнее смерти

31

Любовь сильнее смерти

1 час

32

Заключение. Богатыри

1 час

33

Заключение. Богатыри

34

Подготовка творческих проектов

1 час

35

Проверка творческих проектов

1час

Итого

35 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».