технология 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
начальное общее образование, 2022/2023 учебный год
4 класс
Составитель: Швиденко Валентина Ивановна, учитель начальных
классов
Учебники: Технология. Авторы: Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Москва
«Просвещение»

сл.Поповка
2022 г.

Рабочая программа
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» для 4 класса разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, утверждённого приказом
Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373( с изменениями, утвержденными
приказами Минобрнауки Россииот «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г
№ 373»).,
На основе следующих документов:
Федерального закона об образовании « Об образовании в РФ».
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации»
«Примерные программы» по учебным предметам. Начальная школа. Часть
2.Просвещение.
«Планируемые результаты начального образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Авторской программы по технологии для 1- 4 классов начальной
общеобразовательной школы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой.
Цели изучения предмета «Технология»:
развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и
исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность,
самоуважение и самооценка);
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и
творческой деятельности в процессе формирования элементарных
конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта,
представлений о профессиональной деятельности человека.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности
познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
2. Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Технология» в соответствии с Федеральным
базисным учебным планом в каждом классе начальной школы отводится
1часов в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком работы,
расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 4

класса количество часов отведенных на изучение предмета «Технология»
составляет– 33 часа, так как из расписания выпадают следующие
праздничные дни 8.03
3.Планируемые результаты
У обучающегося будут сформированы Личностные УУД :
• отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь
одноклассникам;
• проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;
• испытывать потребность в самореализации в доступной декоративноприкладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
• принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
• опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические
знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или
собственного замысла.
Метапредметные
У обучающегося будут сформированы Регулятивные УУД
• формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
• выявлять и формулировать учебную проблему;
• анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
• самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи); • коллективно
разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их
реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
• осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических
операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов,
чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества
выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить
необходимые конструктивные доработки;
• выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и
аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным
учителем критериям.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Познавательные УУД
• искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию
в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта),
энциклопедиях, справочниках, Интернете;
• открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений,
рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных
поисковых упражнений;
• преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы (в информационных проектах).
У обучающегося будут сформированы Коммуникативные УУД:
• высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

• уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном
решении проблемы (задачи);
• уважительно относиться к позиции другого человека,
пытаться договариваться.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающиеся узнает о:
• характерных особенностях изученных видов декоративно
прикладного искусства;
• профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Обучающиеся научится :
• узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по
описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
• соблюдать правила безопасного пользования домашними
электроприборами (светильниками, звонками, теле- радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы
художественно-практической деятельности.
Обучающиеся узнает:
• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и
синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
• последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью
чертёжных инструментов;
• линии чертежа (осевая и центровая);
• правила безопасной работы канцелярским ножом;
• косую строчку, её варианты, назначение;
• несколько названий видов информационных технологий и
соответствующих способов передачи информации (из реального окружения
учащихся).
Обучающиеся будет иметь представление о:
• композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
• традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях.
Учащийся будет уметь (под контролем учителя):
• читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
• выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с
опорой на чертёж (эскиз);
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические
приёмы изготовления изделий;
• выполнять рицовку;
• оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её
вариантами; • находить и использовать дополнительную информацию из
различных источников (в том числе из Интернета);
• решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование.
Обучающийся узнает:

• простейшие способы достижения прочности конструкций.
Обучающийся научится :
• конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным
техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
• выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Обучающийся узнает:
• названия и назначение основных устройств персонального компьютера для
ввода, вывода и обработки информации;
• основные правила безопасной работы на компьютере.
Обучающийся будет иметь общее представление о:
• назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.
Обучающийся получит возможность научится :
• включать и выключать компьютер;
• пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения
предъявляемого задания);
• выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками
(открывать, читать);
• работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми
материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение
информации,
выполнение предложенных заданий, закрытие материала и изъятие диска из
компьютера.
Познавательные
У обучающегося будут сформированы:
находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор,пользуясь
материалами учебника, проводить защиту проекта по заданному плану;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты
и работе с материалами учебника;
проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность
их выполнения под руководством учителя;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты
и изделия;
находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи
между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
создавать небольшие устные сообщения, используя материалы
учебника, собственные знания и опыт;
выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в
различные знаково-символические системы, выделять учебные и
познавательные задачи;

проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно
предложенным критериям;
находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и
потребностям;
читать и работать с текстами с целью использования информации в
практической деятельности.
Регулятивные
У обучающегося будут сформированы:
принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия,
предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами
под руководством учителя;
изменять план выполнения работы при изменении конструкции или
материалов;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи
учителя;
осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе
текстового плана;
проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев
и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики
«Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя
задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
проводить самооценку;
обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
выделять познавательную задачу из практического задания;
воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и
вносить изменения в свои действия;
Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы:
слушать собеседника, допускать возможность существования другого
суждения, мнения;
уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение
партнера при работе в паре и над проектом;
выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия,
общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и
учебной задачи;
проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
приводя аргументы «за» и «против»;

учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
вести диалог на заданную тему;
использовать средства общения для решения простейших коммуникативных
задач.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой
предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя
этнокультурного наследия ( на примере народных традиционных ремесел
России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в
Информационном пространстве ;
называть основные виды профессиональной (ремесленнической)
деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по
дереву и т.д.
организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами:
бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами,
яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки),
тканью, ниткам, фольгой;
с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания),
циркуль соблюдать правила безопасной работы с инструментами при
выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и
инструменты в зависимости от вида работы;
при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по
используемому материалу, назначению;
объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия
на основе эффективного использования различных материалов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности
человека;
называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.
познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской
росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями,
историей возникновения и развития, способом создания.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
узнавать и называть основные материалы и их свойства;
узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:
Бумага и картон:

виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их
свойства (поверхность, использование);
особенности использования различных видов бумаги;
практическое применение кальки, копировальной и металлизированной
бумаги.
выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы:
структура и состав тканей;
способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются
из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из
шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные
получают, используя химические вещества);
производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон
натурального происхождения;
приемы работы с нитками (наматывание);
различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и
машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;
освоить новые технологические приемы:
моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных
костюмов;
конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;
«изонить»;
украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
плетения в три нитки.
Природные материалы
различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная
скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов,
каштаны, листики, ракушки;осваивают технологию выполнения мозаики:
из крупы, из яичной скорлупы (кракле),
создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,
оформлять изделия из природных материалов при помощи
фломастеров, красок и цветной бумаги.
сравнивать природные материалы по их свойствам и способам
использования.
Пластичные материалы
сравнение свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин,
глина) пластичных материалов;
знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в
жизнедеятельности человека;
знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
сравнение различных видов рельефа на практическом уровне;
экономно расходовать используемые материалы при выполнении;

выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
выполнять простейшие эскизы и наброски;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому
плану, эскизам;
выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через
копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела,
при помощи шаблона на ткани.
выполнять разметку симметричных деталей;
оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного
образца;
узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной
обработки материалов в зависимости от их свойств:
Бумага и картон.
приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный,
зооморфный, комбинированный);
выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под
руководством учителя);
осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и
технологии
использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании
заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
применять приемы безопасной работы с инструментами:
использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой,
булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание),
ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой,
металлизированной бумагой;
осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному
контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальцлинейке;
Обучающиеся получит возможность
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому
образцу;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления
разных изделий;
осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе,
профессиях быту и профессиональной деятельности;
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;

подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ
соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и
готовому образцу;
изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов
изделии;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Обучающиеся получит возможность:
изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
4. Содержание курса, предмета.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда, самообслуживание
Значение трудовой деятельности в жизни человека: труд как способ
самовыражения человека. История приспособляемости первобытного
человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии
(жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи),
одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние
ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания
детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена
средневековья и сегодня. Элементарные общие правила создания предметов
рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность —
симметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей
среды (городской и сельский ландшафты).Разнообразие предметов
рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и техники).Природа — источник сырья. Природное сырье,
природные материалы. Мастера и их профессии. Традиции творчества
мастеров в создании предметной среды (общее представление).Развернутый
анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией
(тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).Введение в
проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных
решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности
— изделия, выставки. Работа в малых группах. Осуществление
сотрудничества.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты Материалы природного происхождения: природные материалы
(встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение

ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток.
Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального
сырья.Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение
свойств Материалы природного происхождения: природные материалы
(встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение
ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток.
Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального
сырья.Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение
свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным
и конструктивным свойствам.Чертежные инструменты: линейка, угольник,
циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное
назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с
колющими и режущими инструментами.Технологические операции, их
обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка
изделия, отделка.Элементарное представление о простейшем чертеже и
эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная,
осевая, центровая).Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику,
циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная
разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов.
Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных
инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля,
складыванием.
2. Конструирование и моделирование
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное
расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием.
Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей
изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный).
Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению
изделия.Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода,
воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и
моделирование изделий из разных материалов. Конструирование и
моделирование транспортных средств по модели, простейшему чертежу или
эскизу.
3. Использование информационных технологий
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на
цифровых носителях по изучаемым темам.
Информационная мастерская (4 часа)
Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на
компьютере. Создание презентаций. Программа Рower Point. Проверим себя.
Проект «Дружный класс» (3 часа)

Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения». Проверим
себя
Студия «Реклама» (3 часа)
Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка
для сюрприза. Проверим себя.
Студия «Декор интерьера» (6 часов)
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж» Плетённые
салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах.
Изделия из полимеров. Проверим себя.
Новогодняя студия (3 часа)
Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для
коктейля. Проверим себя.
Студия «Мода» (8 часов)
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда
народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные
рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.
Студия «Подарки» (3 часа)
День защитника Отечества. Плетёная открытка. Весенние цветы.
Проверим себя.
Студия «Игрушки» (2 часов)
История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная
игрушка «Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка
портфолио. Проверим себя
5.Тематическое планирование
№

Название темы

Количество часов
Авторская
программа

Рабочая
программа

1

Информационная мастерская

4 часа

4часа

2

Проект «Дружный класс»

4 часа

4 часа

3

Студия «Реклама»

4 часа

4 часа

4

Студия «Декор интерьера»

6 часов

6 часов

5

Новогодняя студия

3 часа

3 часа

6

Студия «Мода»

8 часов

8 часов

7

Студия «Подарки»

3 часа

3 часа

8

Студия «Игрушки»

2 часа

2 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».