изо 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
начальное общее образование, 2022/2023учебный год
4 класс
Составитель: Швиденко Валентина Ивановна,
учитель начальных классов.
Учебники: Изобразительное искусство. Автор: Л.А.Неменская под
редакцией Б.М.Неменского. Москва «Просвещение»

сл.Поповка

Рабочая программа
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого
приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373( с изменениями,
утвержденными приказами Минобрнауки Россииот 26.11.2010 г. N 1241;от
22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от
31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г № 373»).,
На основе следующих документов:
Федерального закона об образовании от 29.12.2012г № 273-ФЗ « Об
образовании в РФ».
Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
«Примерные программы» по учебным предметам. Начальная школа. Часть
2.Просвещение, 2011 год.
«Планируемые результаты начального образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Поповская СОШ
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие
практические
задачи:
формирование у обучающихся нравственно – эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирование художественно – творческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.

2. Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с
Федеральным базисным учебным планом в каждом классе начальной школы
отводится 1часов в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком
работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 20222023учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для
учащихся 4 класса количество часов отведенных на изучение предмета

«Изобразительное искусство» изменилось, так как из расписания выпадают
следующие праздничные дни: 1.05; 8.05, Таким образом, в календарнотематическом планировании на изучение предмета «Изобразительное
искусство» отводится– 32 часа.

3. Планируемые результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной
школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;
3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
5. сформированность эстетических потребностей — потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные
результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
1. овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
2. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
3. использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;

4. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
5. умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
6. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
 знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
 освоение умений применять в художественно—
творческой деятельности основ цветоведения, основ графической
грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;

 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту
городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей
истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды
древнего зодчества для современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

4.Содержание курса, предмета
« Истоки родного искусства» (9 часов: 8 часов - практ. работа, 1 час обобщение)
Древо культуры твоего народа, его корни. Огромное воспитательное
значение приобретает приобщение школьников к истокам народного
искусства и художественных представлений народа.
1. Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. (1 час – практ. работа)
Задание: Детям предлагается изобразить на бумаге настроение, характер
какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого
напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.
Зрительный ряд: репродукции картин И. С. Остроухова «Золотая
осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья».
2. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных
времен года. (1 час — практ. работа)
Задание:
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа.
Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты.
Используя бумажную пластику, изобразить любимое время года.
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских
художников.

3. Гармония жилья с природой. (1 час – практ. работа)
Задание: Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Единство
в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы
мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками;
фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных"
построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно).
Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).
Моделирование из бумаги
коллективная работа.

(или

лепка) избы. Индивидуально-

Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское
народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".
4. Деревня — деревянный мир. (1 час – практ. работа)
Задание: Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота,
амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни.
Коллективное панно или индивидуальная работа.
5. Образ русского человека (женский образ). (1 час – практ. работа)
Задание:
Нарисовать русскую красавицу. Передать в рисунке
характерные особенности русской красавицы. Задание выполняется
индивидуально на больших листах гуашью.
Зрительный ряд: репродукции картин А. Венецианова «На пашне.
Весна» В. Васнецова «Аленушка», И. Билибин «Илья Муромец освобождает
Забаву Путятишну»
6. Образ русского человека (мужской образ). (1 час – практ. работа)
Задание:
бумаги.

Изобразить портрет богатыря гуашью на больших листах

Зрительный ряд: репродукции картин В. Васнецова «Богатыри»,
«Витязь на распутье», М. Врубеля «Микула Селянинович», П. Корина
«Александр Невский».
7. Воспевание труда в искусстве. (1 час – практ. работа).
Задание: Учащиеся изображают гуашью на больших листах бумаги
различные трудовые процессы: пахоту, сенокос или уборку урожая.
Зрительный ряд: репродукции картин А. Пластова «Сенокос», Т. Яблонской
«Хлеб».
8. Народные праздники. (1 час – практ. работа).

Задание: Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники:
осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной,
счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника.
Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения
народного декоративного искусства.
9. Ярмарка. Обобщение темы «Истоки родного искусства». (1 час –
обобщение).
Задание: Учащиеся изготавливают из рогозы (мочала) куклу.
Зрительный ряд: рисунки кукол из соломы; икона святой Параскевы
Пятницы.
«Древние города нашей земли» (7 часов: 6 часов - практ. Работа, 1
час - обобщение)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой
характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике
запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город"
произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На
высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен,
куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.
10. Древнерусский город-крепость. (1 час – практ. работа).
Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен.
Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен
изобразительный вариант.
Зрительный ряд: репродукции картин И. Билибина «Сказка о царе
Салтане», В. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»;
рисунок схема Астраханского Кремля.
11. Древние соборы. (1 час – практ. работа).
Задание: Конструирование древнерусской церкви и древнерусской
колокольни.
Зрительный ряд: репродукции В. Васнецова «Московский Кремль.
Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского
соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого.
12. Древний город и его жители. (1 час – практ. работа)
Задания:

1. индивидуальное конструирование каменных палат древнерусского
города;
2. коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города»
из изготовленных на предыдущих уроках церквей, колоколен,
крепостных башен и каменных палат.
Зрительный ряд: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при
Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в ХVII в.».
13. Древнерусские воины-защитники. (1 час – практ. работа)
Задание: Изобразить древнерусских воинов или княжескую дружину.
Зрительный ряд: фотографии памятника Минину и Пожарскому в
Москве.
14. Города русской земли. Золотое кольцо России. (1 час – практ. работа)
Задание: Изобразить живописно древнерусский город.
Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов
Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич,
Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир).
15. Узорочье теремов. (1 час – практ. работа)
Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего
задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью.
Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор
фотографий «Древние палаты Московского Кремля, образцы орнаментов.
16. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме
«Древние города нашей земли» (1 час – обобщение)
Задание: создать коллективное аппликационное панно «Княжеский
пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника).
Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане»,
русской народной сказке «Царевна-лягушка» с изображением праздничного
пира в царских палатах.
«Каждый народ - художник» (11 часов: 10 часов — практ. работа, 1 час обобщение)
"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к
осознанию многообразия художественных культур мира.
17. Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ
японских построек. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить японские постройки. Часть учеников работают над
панно, а другие — рисуют постройки индивидуально. Затем лучшие из них
вырезают и прикрепляют к общему панно «Праздник цветения вишни —
сакуры».
Зрительный ряд: слайды и фотографии японского храма -пагоды и
японского жилья.
18. Отношение к красоте природы в японской культуре. (1 час –
практ. работа)
Задание: Изобразить природу через детали, характерные для японских
художников (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиком,
стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).
Зрительный ряд: фотографии с изображением техники икэбана;
репродукции произведений К. Хокусая; образы японской природы,
изображенные на свитках и ширмах.
19. Образ человека, характер одежды в японской культуре. (1 час –
практ. работа).
Задание: Изображение японок в кимоно.
Зрительный ряд: репродукции картин Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада
на берегу реки Окива»; Харинобу «Красавица»; фотографии с изображением
образа японской женщины в национальной одежде.
20. Искусство народов гор и степей. (1 час – практ. работа).
Задание: Изобразить жизнь в степи и красоту пустых пространств.
Зрительный ряд: репродукции картин М. Сарьяна «Колхоз села
Каринж», «Старый Ереван», П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи»;
фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением
национальной казахской одежды.
21. Образ художественной культуры Средней Азии. (1 час – практ.
работа).
Задание: Подумать над образом древнего среднеазиатского города;
выполнить обрывную аппликацию на цветной бумаге.
Зрительный ряд: иллюстрация «Пустыня», фотографии мечетей,
минаретов, медресе, мавзолея в Средней Азии; иллюстрации декора
архитектурных памятников.
22. Образ красоты древнегреческого человека. (1 час – практ.
работа)

Задание: изобразить фигуры олимпийских спортсменов (фигура в
движении) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела
— физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении.
Зрительный ряд: фотографии скульптур:
«Кольеносец» Поликлета, античных ваз.

«Дискобол»

Мирона;

23. Древнегреческая архитектура. (1 час – практ. работа)
Задание: изобразить греческие храмы (объемное моделирование из
бумаги).
Зрительный ряд: фотографии Акрополя, Парфенона, иллюстрации
дорического, ионического, коринфского и композиционного ордеров.
24. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней
Греции. (1 час – практ. работа).
Задание: На уроке дети создают панно «Олимпийские игры в Древней
Греции».
Зрительный ряд: фотографии рисунков на древнегреческих вазах,
скульптур; рисунки с изображением Олимпии.
25.
Образ
готических
городов
средневековой
Средневековая архитектура. (1 час -практ. работа).

Европы.

Задание: На уроке дети конструируют средневековые готические здания.
Зрительный
архитектуры.

ряд:

фотографии

с

изображением

средневековой

26. Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. (1 час практ. работа).
Задание: На уроке дети работают над панно «Праздник цехов
ремесленников на городской площади».
Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и
гербов ремесленных цехов.
27. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по
теме «Каждый народ - художник». (1 час - обобщение).
Задание: На уроке дети с учителем играют в викторину по темам
прошлых четвертей.
Зрительный ряд: фотографии архитектурных построек.
«Искусство объединяет народы» (7 часов: 6 часов — практ. работа,
1 час — обобщение)

28. Все народы воспевают материнство. (1 час — практ. работа).
Задание: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к
другу (изображение по представлению).
Зрительный ряд: репродукции картин П. Пикассо «Мать и дитя», А. и С.
Ткачевых «Матери», А. Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна» и
т.д.
29. Все народы воспевают мудрость старости. (1 час – практ. работа).
Задание: изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить
его внутренний мир.
Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в
красном», Леонардо да Винчи «Автопортрет».
30. Сопереживание — великая тема искусства. (1 час – практ.
работа).
Задание:
обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное
животное, погибшее дерево и т. п.) и изобразить.
Зрительный ряд: репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта
«Возвращение блудного сына».
31. Герои, борцы и защитники. (2 часа — практ. работа).
Задание:
пластилина).

эскиз памятника герою (замысел и выполнение эскиза из

Зрительный ряд: слайды и фотографии памятников — ансамблей героям
Великой Отечественной войны и др.
32. Юность и надежда. (1 час — практ. работа)
Задание: изобразить радость детства, мечты о счастье, подвигах,
путешествиях, открытиях.
Зрительный ряд: репродукции картин по теме.
33. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство
объединяет народы». (1 час – обобщение)
Задание: дети играют в викторину и выясняют чему научились за год.
Зрительный ряд: репродукции.

5.Тематическое планирование
№п

1
2
3
4

Наименование разделов и
тем

Всего часов

Авторская
программа
Истоки родного искусства
8ч
Древние города нашей земли. 7ч
Каждый народ – художник.
11 ч
Искусство
объединяет 8 ч
народы.

Рабочая программа
8ч
7ч
11 ч
8ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».