музыка 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
начальное общее образование, 2022/2023 учебный год
4 класс
Составитель: Швиденко Валентина Ивановна, учитель начальных
классов
Учебники : Музыка. Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Москва
«Просвещение»

сл. Поповка
2022 г.

Рабочая программа
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Музыка» для 4 класса разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого
приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373( с изменениями,
утвержденными приказами Минобрнауки Россииот 26.11.2010 г. N 1241;от
22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от
31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г № 373»).,
На основе следующих документов:
Федерального закона об образовании от 29.12.2012г № 273-ФЗ « Об
образовании в РФ».
Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
«Примерные программы» по учебным предметам. Начальная школа. Часть
2.Просвещение.
«Планируемые результаты начального образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Поповская СОШ
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
школьников — наиболее полноотражает интересы современного общества в
развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения
к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе
постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его
форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и
слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия
лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование
опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности.
2. Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Музыка» в соответствии с Федеральным
базисным учебным планом в 4 классе отводится 1часов в неделю,34 учебные
недели. В соответствии с учебным планом, с графиком работы, расписанием
учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год,
производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 4 класса
количество часов отведенных на изучение предмета изменилось, так как
из расписания выпадают следующие праздничные дни: 23.02 Таким образом,
в календарно -тематическом планировании на изучение предмета «Музыка»
отводится– 33 часа.
3.Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по
настроению музыкальные произведения;
- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях,
представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе
России (гимн);
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой
деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных
произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли
прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих
чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других
людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического
характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной
музыкально-исполнительской деятельности;
- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене
голосового аппарата.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и
инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев
музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной
деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его
исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и
сведения, полученные от взрослых(задания типа «Выясни у взрослых…»);
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- читать простое схематическое изображение;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым
средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от
музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом
разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских
инструментах и т.д.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в
обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной
деятельности.
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания,

различных жанров;
- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песнютанец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные
особенности;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям
доступного содержания;
- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
- понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального
образа;
- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о
чувствах, передаваемых в музыке;
- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с
разными состояниями природы);
- сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной
музыки;
- различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (
симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных
инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и
взрослого);
- находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных
музыкальных форм;
- различать звучание музыкальных инструментов;
- различать жанры народной музыки и основные её особенности;
- передавать эмоциональное содержание песенного (народного и
профессионального) творчества в пении, движении, элементах
дирижирования и др.;
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать
простые ритмические группы;
- воплощать выразительные особенности профессионального и народного
творчества в пении, движении, импровизациях;
- понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало,
окончание, плавное звуковедение;
- выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и
соблюдением певческой установки;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера,
передавая изменения настроения в разных частях произведения;
- участвовать в музыкальных драматизациях;
Обучающийся получит возможность овладеть:
- представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими
видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о
музыке разных народов;
- представлениями о творчестве композиторов;
- представлениями о музыкальных жанрах.

4.Содержание учебного предмета «Музыка»
Содержание программы
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (4 ч.)
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами,
звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3»,
В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной
музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки
русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского).
Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская,
зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и
поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили
песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение
музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина
«Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия
просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация –
источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их
интонационно-образные особенности.
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? Способность музыки в
образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его
отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной
речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася
Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его
от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов
(Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин»
М.Глинка).

Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)
Урок 5. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке
русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном
искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер. Образ зимнего утра и зимнего вечера в
поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Выразительность и
изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой
интонациях, их эмоционально-образном строе.
Урок 7.
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность,
танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере
Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 8 Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и
профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке.
Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор
из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как
по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская»,
«Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов»
М.Мусоргский).
Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок 1 четверти
Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть.
Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении,
передача музыкальных впечатлений учащихся.
Тема раздела: «В музыкальном театре» - 3ч.
Урок 10. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более
сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.
Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера
«Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3
действия).
Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его
от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4
действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение
эмоций и отражений мыслей.
Урок 11. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством
отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в
музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма.
Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из
оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют
вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского,
разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Урок 12. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских
М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

композиторов

(М.Глинка,

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч.
Урок 13. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты
России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки
безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки,
созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России
музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество
разных стран мира.
Музыкальные инструменты России, история их
возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей.
Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и
источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе,
размышления о характерных национальных особенностях, отличающих
музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 14. Оркестр русских народных инструментов. Многообразие русских
народных инструментов. История возникновения первых музыкальных
инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов.

Урок 15. «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах. Музыкальный
фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного
края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное
музыкальное творчество разных стран мира..
Урок 16. «Музыкант-чародей». Обобщающий урок 2 четверти
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные
традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и
музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Тема раздела: «В концертном зале» - 6ч.
Урок 17. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и
исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»),
П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 18. Старый замок. Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки
с выставки»).
Урок 19. Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная,
сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное
исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс
«Сирень» С.Рахманинов).
Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения
музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс
№10», «Мазурка»).
Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий. Знакомство с творчеством
зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения
музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 22. Царит гармония оркестра. Особенности звучания различных видов
оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение
разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на
элементарных музыкальных инструментах.
Тема раздела: «В музыкальном театре» - 2ч.
Урок 23. Балет «Петрушка». Песенность, танцевальность, маршевость как
основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная
музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Урок 24. Театр музыкальной комедии.
Песенность, танцевальность,
маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и
мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской.
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве
композиторов.
Стихира.(«Богатырские
ворота»М.П.Мусоргский,
«Богатырская симфония» А.Бородин).
Урок 26. Кирилл и Мефодий. Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Гимн, величание. Святые земли Русской.
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. Музыка в
народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма
самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор
России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в
творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов).
Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше»
П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Музыка в народных
обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные
традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита
для двух фортепиано «Светлый праздник
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

Урок 29. Народные праздники. Троица. Музыка в народных обрядах и
обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные
музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа.
Троицын день.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов,
«Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных
инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары.
Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки.
Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах,
«Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных
исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге»
В.Высоцкий).

5.Тематическое планирование.
№п Наименование разделов и тем

Россия-Родина моя

Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
4 часа
4ч

День, полный событий

5 часов

5ч

О России петь – что стремиться в храм

4 часов

4ч

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5часов

5ч

5

В музыкальном театре

5 часа

5ч

6

В концертном зале

6 часа

6ч

1
2
3
4

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье

5 часов

5ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».