математика 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
начальное общее образование,
4 класс
2022/2023 учебный год
Составитель: Швиденко Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
Учебники : Математика в 2частях. Авторы: М.И.Моро,
С.И.Волкова. Москва «Просвещение

сл. Поповка
2022 г.

Рабочая программа по математике
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе
Федерального государственного стандарта начального общего образования,
Примерной программы начального общего образования по математике для
образовательных учреждений,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования по математике, на основе авторской программы
М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» 1-4 класс и
завершённой предметной линии учебников «Математика», авторы М.И.Моро,
Ю.М.Колягина, М.А.Бантова.
Основная образовательная программа начального общего образования
МБОУ Поповская СОШ
Реализация программы направлена на достижение следующей цели:
математическое развитие младших школьников;
освоение начальных математических знаний;
развитие интереса к математике, стремление использовать математические
знания в повседневной жизни;
привитие умений и качеств, необходимых человеку ХХI века.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на
достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности
на основе овладения несложными математическими методами познания
окружающего мира развитие основ логического, знаково-символического и
алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение
начальных математических знаний, связей математики с окружающей
действительностью и с другими школьными предметами, а также
личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём
объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и
величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения,«Геометрические фигуры», «Геометрические
величины», «Работа с информацией».
2. Место курса в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета
«математика» в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю.
В соответствии с графиком работы, расписанием учебных занятий на
2022-2023 учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для
учащихся 4 класса количество часов отведенных на изучение предмета
«математика» изменилось, так как из расписания выпадают следующие
праздничные дни: 23.02; 24.02;8.03; 9.05; Таким образом, в календарнотематическом планировании на изучение предмета «математика» отводится
132 час.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
 положительное отношение и интерес к изучению математики;
 ориентация на понимание причин личной успешности / неуспешности в
освоении материала;
 умение признавать собственные ошибки;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 умения оценивать трудность предлагаемого задания;
 адекватной самооценки;
 чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в
группе (в ходе проектной деятельности);
 восприятия математики как части общечеловеческой культуры;
 устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
 удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
 учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного
материала;

 использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений,
свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной
деятельности;
 самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и
действия, необходимые для решения задачи;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с
опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов
контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении,
вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе
при делении);
 вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам
самопроверки;
 сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её
товарищами, учителем;
 адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать
её в работе над ошибками.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 планировать собственную познавательную деятельность с учётом
поставленной цели (под руководством учителя);
 использовать универсальные способы контроля результата вычислений
(прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка
результата).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
 выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять
краткую запись условия задачи;
 моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
 сопоставлять разные способы решения задач;
 использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например,
на пропорциональную зависимость);
 устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий
(продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и
решать задачи по аналогии);
 осуществлять синтез числового выражения (восстановление
деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление
условия по рисунку, схеме, краткой записи);
 конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать
часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить
геометрическую фигуру на части;
 сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения,
текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
 понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы,
диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать
диаграммы;

 находить нужную информацию в учебнике. Обучающиеся получат
возможность научиться:
 моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему
решения задачи в несколько действий;
 решать задачи разными способами;
 устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений,
способы решения задач;
 проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
 выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения
конкретного выражения;
 сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её,
использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного
вида в другой;
 находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
 планировать маршрут движения, время, затраты;
 планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
 выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми
жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода
материалов).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
 сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку;
обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы
вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при
решении комбинаторных задач);
 задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные
ошибки, обосновывать своё решение;
 выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая
общий план действий и конечную цель;
 задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи,
формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
Числа и величины
Обучающиеся научатся:
 читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
 представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
 правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц
длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный
сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр),

массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час,
сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
 сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым
значениям на основе знания метрических соотношений между ними;
выражать величины в разных единицах измерения.
Арифметические действия
Обучающиеся научатся:
 выполнять арифметические действия с величинами;
 правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма,
разность, произведение, частное);названия компонентов сложения
(слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое,
разность),умножения (множители, произведение) и деления (делимое,
делитель, частное);
 находить неизвестные компоненты арифметических действий;
 вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на
основе знания правил порядка выполнения действий;  выполнять
арифметические действия с числами 0 и 1;
 выполнять простые устные вычисления в пределах 100000;
 устно выполнять простые арифметические действия с многозначными
числами; 12
 письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные
числа;
 проверять результаты арифметических действий разными способами;
 использовать изученные свойства арифметических действий при
вычислении значений выражений;
 осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и
устанавливать зависимости между компонентами числового выражения,
данными текстовой задачи. Обучающиеся получат возможность научиться:
 выполнять умножение и деление на трёхзначное число;  вычислять
значения числовых выражений рациональными способами, используя
свойства арифметических действий;
 прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты
арифметических действий разными способами.
Работа с текстовыми задачами
Обучающиеся научатся:
 осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и
устанавливать зависимости между компонентами числового выражения,
данными текстовой задачи;
 понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной
пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных
единиц товара и общей стоимостью покупки; 13 производительностью,

временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на
изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
 решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение
количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию,
нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного
объекта; разностное и кратное сравнение;
 задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на
встречное движение и движение в противоположных направлениях: на
производительность; на расход материалов. Обучающиеся получат возможность
научиться:

 решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение
количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение
множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного
объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
 видеть прямо пропорциональную зависимость между величинами и
использовать её при решении текстовых задач;
 решать задачи разными способами.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Обучающиеся научатся:
 распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка,
отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник,
прямоугольник, квадрат, куб, шар);
 различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
 изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
 строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
 решать геометрические задачи на определение площади и периметра
прямоугольника.
Работа с информацией
Обучающиеся научатся:
 читать несложные готовые таблицы;
 заполнять несложные готовые таблицы;
 читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 читать несложные готовые круговые диаграммы;
 строить несложные круговые диаграммы (в случаях деления круга на 2, 4,
6, 8 равных частей) по данным задачи;
 достраивать несложные готовые столбчатые диаграммы;
 сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
 планировать действия.

4.Содержание предмета, курса.
Числа и величины
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды.
Сравнение чисел. Масса, единицы массы (центнер). Метрические
соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и
упорядочивание величин по массе. Время, единицы времени (век).
Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.
Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на
двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений
(разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25,
9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе.
Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения.
Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного
компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного
компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих
однородные величины. Решение текстовых задач: разностное и кратное
сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма
работы, производительности и времени работы, определение расхода
материалов.
Геометрические фигуры и величины
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение
геометрических фигур на клетчатой бумаге. Метрические соотношения между
изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по
длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными
единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на
определение периметра и площади.
Работа с данными
Информация, способы представления информации, работа с информацией
(сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая).
Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).

5. Тематическое планирование курса
Содержание учебного
предмета
Числа от 1 до 1000.
Повторение

Числа, которые больше
1000. Нумерация

Числа, которые больше
1000. Величины

Кол- Основные виды учебной деятельности
во
обучающихся
час
13 час Читать и строить столбчатые диаграммы.
Работать в паре. Находить и исправлять
неверные высказывания. Излагать и
отстаивать своё мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку
зрения товарища, обсуждать
высказанные мнения.
11 час Считать предметы десятками, сотнями,
тысячами. Читать и записывать любые
числа в пределах миллиона. Заменять
многозначное число суммой разрядных
слагаемых. Выделять в числе единицы
каждого разряда. Определять и называть
общее количество единиц любого
разряда, содержащихся в числе.
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому
составлена числовая последовательность,
продолжать её, восстанавливать
пропущенные в ней элементы. Оценивать
правильность составления числовой
последовательности. Группировать числа
по заданному или самостоятельно
установленному признаку, находить
несколько вариантов группировки.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10,
100, 1000 раз. Собрать информацию о
своём городе и на этой основе создать
математический справочник «Наш город
в числах». Использовать материал
справочника для составления и решения
различных текстовых задач.
Сотрудничать с взрослыми и
сверстниками. Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты
работы
18 час Переводить одни единицы в другие:
мелкие в более крупные и крупные в
более мелкие, используя соотношения

Числа, которые больше
1000. Сложение и
вычитание

13

между ними. Измерять и сравнивать
длины, упорядочивать их значения.
Сравнивать значения площадей разных
фигур. Переводить одни единицы
площади в другие, используя
соотношения между ними. Определять
площади фигур произвольной формы,
используя палетку. Переводить одни
единицы массы в другие, используя
соотношения между ними. Приводить
примеры и описывать ситуации,
требующие перехода от одних единиц
измерения к другим (от мелких к более
крупным и от крупных к более мелким).
Исследовать ситуации, требующие
сравнения объектов по массе,
упорядочивать их. Переводить одни
единицы времени в другие. Исследовать
ситуации, требующие сравнения событий
по продолжительности, упорядочивать
их. Решать задачи на определение
начала, продолжительности и конца
событий.
Выполнять письменно сложение и
вычитание многозначных чисел,
опираясь на значение алгоритмов их
выполнения; сложение и вычитание
величин. Осуществлять пошаговый
контроль правильности выполнения
арифметических действий (сложение,
вычитание). Выполнять сложение и
вычитание значений величин.
Моделировать зависимости между
величинами в текстовых задачах и
решать их. Выполнять задания
творческого и поискового характера,
применять знания и способы действий в
изменённых условиях. Оценивать
результаты усвоения учебного
материала, делать выводы, планировать
действия по устранению выявленных
недочётов, проявлять заинтересованность
в расширении знаний и способов
действий

Числа, которые больше
1000. Умножение и
деление

71 час Выполнять письменное умножение и
деление многозначного числа на
однозначное. Осуществлять пошаговый
контроль правильности выполнения
арифметических действий (умножение и
деление многозначного числа на
однозначное). Составлять план решения
текстовых задач и решать их
арифметическим способом.
Моделировать взаимозависимости между
величинами: скорость, время, расстояние.
Переводить одни единицы скорости в
другие. 25 решать задачи с величинами:
скорость, время, расстояние. Применять
свойство умножения числа на
произведение в устных и письменных
вычислениях. Выполнять устно и
письменно умножение на числа,
оканчивающиеся нулями, объяснять
используемые приёмы. Применять
свойство деления числа на произведение
в устных и письменных вычислениях.
Выполнять устно и письменно деление
на числа, оканчивающиеся нулями,
объяснять используемые приёмы.
Выполнять деление с остатком на числа
10,100,1000. Выполнять схематические
чертежи по текстовым задачам на
одновременное встречное движение и
движение в противоположных
направлениях и решать такие задачи.
Составлять план решения. Обнаруживать
допущенные ошибки. Собирать и
систематизировать информацию по
разделам. Отбирать, составлять и решать
математические задачи и задания
повышенного уровня сложности.
Сотрудничать со взрослыми и
сверстниками. Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты
работы. Применять в вычислениях
свойство умножения числа на сумму
нескольких слагаемых. Выполнять
письменно умножение многозначных
чисел на двузначное и трёхзначное

число, опираясь на знание алгоритмов
письменного выполнения действия
умножение. Осуществлять пошаговый
контроль правильности и полноты
выполнения алгоритма арифметического
действия умножение. Решать задачи на
нахождение неизвестного по двум
разностям. Выполнять прикидку
результата, проверять полученный
результат. Оценивать результаты
усвоения учебного материала, делать
выводы, планировать действия по
устранению выявленных недочётов,
проявлять заинтересованность в
расширении знаний и способов действий.
Соотносить результат с поставленными
целями изучения темы. Объяснять
каждый шаг в алгоритмах письменного
деления многозначного числа на
двузначное и трёхзначное число.
Выполнять письменно деление
многозначных чисел на двузначное и
трёхзначное число, опираясь на знание
алгоритмов письменного выполнения
действия умножение. Осуществлять
пошаговый контроль правильности и
полноты выполнения алгоритма
арифметического действия деление.
Проверять выполненные действия:
умножение делением и деление
умножением.. распознавать и называть
геометрические тела: куб, шар,
пирамида. Изготавливать модели куба и
пирамиды из бумаги с использованием
развёрток. Моделировать разнообразные
ситуации расположения объектов в
пространстве и на плоскости. Соотносить
реальные объекты с моделями
многогранников и шара.
Итоговое повторение

10 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».