Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)»
начальное общее образование, 2022/2023 учебный год
4 класс
Составитель : Швиденко Валентина Ивановна, учитель начальных
классов
Учебники : Литературное чтение на родном (русском) языке:
учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч.
Авторы: Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва, Л.В. Дудова. Издательство
«Русское слово»
2022 год
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке
(русском)»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке
(русском)» 4 класс разработана в соответствии с положениями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования на основе Примерной государственной программы начального
общего образования по литературному чтению на родном языке (русском).
Рабочие программы составлены к предметной линии учебников под
редакцией Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синевой, Л.В. Дудовой «Литературное
чтение на родном (русском) языке»
Нормативно - правовая база для составления рабочей программы по
литературному чтению на родном языке (русском):
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
• Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования”
• Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05. 2020 г. №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность» ;
• Приказ Министерства просвещения РФ № 766 от 23 декабря 2020 г. «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 20
мая 2020г. № 254»;
• Примерные программы по предметам, созданные на основе ФГОС НОО
Цель обучения Создание условий для достижения результатов,
предусмотренных ФГОС.
Формирование основ научного мышления ребенка на основе системных
знаний о языке, отражающих сущность языка как системы и важнейшего
средства человеческого общения.
Развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к
русской литературе и русскому языку как существенной части родной
культуры; включение обучающихся в культурноязыковое пространство
своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к
традициям своего народа; осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; - воспитание ценностного
отношения к историкокультурному опыту русского народа, введение
обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как
источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; формирование представлений об основных нравственно-этических
ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в
родной литературе; - обогащение знаний о художественно-эстетических
возможностях русского языка на основе изучения произведений русской
литературы; - формирование потребности в постоянном чтении для развития
личности, для речевого самосовершенствования; - совершенствование
читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении; - развитие всех видов
речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных
высказываний о прочитанном
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
понимание, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,
находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах
и поговорках;
гордость и уважение в отношении к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,
передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
навыки самостоятельно находить произведения о своей Родине, с
интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о
Родине.
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и
к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине
среди героев прочитанных произведений;
умения собирать материал для проведения заочных экскурсий по
любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях
писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя
художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты,
уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
умений составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в
них и произведения собственного сочинения;
возможности принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в
произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать
её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,
выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения
темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов,
вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания
результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре)
по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью
шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме
самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),
связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внешней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или
паре;
формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и
индивидуальными учебными потребностями и интересами;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без
искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план,
выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой
индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые
пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки
предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения
результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам,
проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными
критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме
самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?),
связывать с индивидуальной учебной задачей;
фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в
рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий
план действий по их устранению;
предлагать свои варианты позитивных установок или способов
успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со
сверстниками.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
определять информацию на основе различных художественных
объектов, например, литературного произведения, иллюстрации,
репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов
учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать
их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл
читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и
стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской
и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического),
объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к
описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по
теме урока из 7 – 8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню,
басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с
фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин
художника или фрагменты музыкальных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить необходимую информацию в тексте литературного
произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков,
схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов
учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в
парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,
использовать их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и
рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них
сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной
постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы
раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных
произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по
теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных
рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы
(Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и
мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих
нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых
действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров
(летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа,
лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-
выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к
описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное
или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и
жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на
осмысление нравственной проблемы;
создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае
несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и
оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на
протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать
для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того
или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников
групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных
жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков
литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути
выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из
литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через
учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через
Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за
помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в
презентации не только текст, но и изображения (картины художников,
иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по
продуманному плану.
Обучающийся получит возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать
вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые
клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне
хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами
воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том
числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной
ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из
диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие
его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и
письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера,
по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы
(работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении
заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта,
выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным
критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе
нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,
самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в
которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном
материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный
материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике,
соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за
помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения,
видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель
и план выступления.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая
своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу
слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное,
изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять
традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным
праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих
событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться
впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на
заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при
этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять
данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять
краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;
соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них
ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос
или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать,
опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках
(школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и
поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться
своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и
дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и
поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для
русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое
ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение
читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно
объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё
отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его
изучения и осмысления;
осознавать через произведения великих мастеров слова их
нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
справедливости, трудолюбия);
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать
образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное
автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры
из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому
тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения,
доказывающие собственное мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять
самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных
конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим
каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и
кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при
пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст,
включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя,
обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного
народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и
индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости
чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом
– повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие
нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и
праздники, описываемые в народных сказках.
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и
традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей,
былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,
мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать
подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы
жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные
праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на
Руси» и др.);
участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов,
литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму,
ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и
разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной
и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;
различать народную и литературную сказки, находить в тексте
доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
авторского текста, используя средства художественной выразительности.
3.Описание места предмета в учебном плане.
В 4 классе на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке
(русском)»
отводится 17 часов. В неделю ‒ 0,5 час, за год ‒ 17 часов.
4.Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных
произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство
русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и
задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии
с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст).
Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения. Чтение произведений устного народного творчества: русский
фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и
сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох:
любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты
русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие,
честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад,
любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир
русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и
продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка
поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие
внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным
проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы
(солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением
человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный
комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов
изучаемых текстов. Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения
с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной литературы. Пополнение словарного запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный
пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и
устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе
национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся. Письмо (культура письменной речи) Создание небольших по
объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в
изучаемых произведениях.
Библиографическая культура Выбор книг по обсуждаемой проблематике,
в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения,
рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту
словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения
классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной
литературы, отражающие национальнокультурные ценности и традиции
русского народа, особенности его мировосприятия.
Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве,
о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о
праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема;
герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений) Интерпретация литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание
собственного устного и письменного текста на основе художественного
произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с
опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
Тематика чтения:
научно-популярные и художественные произведения фрагменты по истории
края, отрывки из стихотворений и повестей о прошлом и настоящем «малой»
родины, о защитниках Отечества, замечательных людях, их ратных и боевых
подвигах, о Родине, детская приключенческая книга, стихи и рассказы о
родной природе, о семье –взрослых и детях, жизненной мудрости.
Тема 1. Здравствуй , осень! Здравствуй школа!
Рассказы и стихи об осени и природе России, школьном детстве,
взаимоотношениях между детьми, отношении к учёбе как своему главному
делу в этом возрасте: Е. Наумова «Замечательный день», «Очень просто»; Л.
Преображенская «Осени приметы»; А. Дементьев «Друг познаётся в
удаче…»; Е. Пермяк «Надёжный человек»; Е. Клюев «Указка, которая знала
всё». Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, С. Есенина, Р. Алдониной, Д.
Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю.
Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза В. Драгунского,
М. Дружининой, М. Лазаренской, Н. Носова, М. Тараненко, А. Усачёва.
Тема 2. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
Стихи и проза об историческом прошлом России: В. Старостин «Вольга —
богатырь вещий», «Царь Возвяг и последний подвиг Вольги»; А. Хомяков
«Киев»; Е. Чудинова «Гардарика»; А. К. Толстой «Песня о Гаральде и
Ярославне»; О. Гурьян «Мальчик из Холмогор»; отрывок из «Азбуки» В.
Бурцова. Внеклассное чтение: былинный эпос русского народа; М.
Лермонтов «Бородино»; баллады А. К. Толстого; исторические повести О.
Гурьян; Е. Чудинова «Гардарика», «Лыбедь
Тема 3. Где нам посчастливилпсьродиться…
Стихи о Родине: Н. Языков «Родина»; И. Бунин «В стороне далёкой от
родного края…»; фрагменты стихотворений М. Ломоносова, А. Пушкина, В.
Гиляровского, К. Симонова. 37 Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, М.
Лермонтова, Н. Языкова, И. Бунина, С. Есенина, К. Симонова и других
поэтов XIX–ХХ вв.
Тема 4. Рождество подарит праздник и добром согреет душу
Рассказ и стихи о Рождестве, об отношении к празднику русских людей и
традициях празднования: Саша Чёрный «Рождественский ангел»; В.
Соллогуб «Бабушка-зима», В. Смирнов «Рождественский дед». Внеклассное
чтение: стихи А. Пушкина, П. Вяземского и других поэтов XIX в. о зиме и
Рождестве; проза К. Лукашевич; стихи и литературные сказки ХХ в. о зиме,
праздновании Нового года (С. Маршак, С. Михалков, Э. Успенский и др.);
«Зимний зверинец» (сборник современных поэтов для детей); М. Дружинина
«Зимняя книга»; Е. Каретникова «Зимняя сказка»; С. Прокофьева, И.
Токмакова «Подарок для снегурочки»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Г.
Сапгир «Зимние сказки и не только»; А. Усачёв «Зимняя сказка и другие
стихи к праздникам».
Тема 5. Невидимый мир внутри тебя
Проза о детстве, взаимоотношениях между детьми, выборе своего места в
этом мире и стиля поведения: О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество»;
А. Фёдоров «Господин Снов». Внеклассное чтение: Н. Гоголь «Ночь перед
Рождеством»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; А.
Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости».
Тема 6. Любовь к родине начинается с семьи
Стихи и проза о семье, взаимоотношениях близких родственников: А.
Лопатина «Листья и корни»; К. Валаханович «Я буду с тобой»; О.
Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; 39 Ю. Кузнецова «Лес в
шкатулке»; И. Шмелёв «Филиповки»; Т. Бокова «Слово “Бабушка”»; А.
Усачёв «Бабушка»; М. Лукашевич «Мой папа»; Е. Каликинская «Всё подругому»; А. Куприн «Московская Пасха», «Пасхальные колокола».
Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, Б.
Заходера, И. Иванниковой, М. Лукашевича, В. Лунина, Ю. Мориц, А.
Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М.
Яснова; проза Ю. Венедиктовой, Н. Волковой, В. Голявкина, В. Драгунского,
М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской.
Тема 7. «Идёт война народная, священная война!»
Стихи и проза о Великой Отечественной войне, защите Отечества и памяти
народной: В. Бахревский «Героическая азбука»; С. Орлов «Его зарыли в шар
земной…»; С. Щипачёв 40 «22 июня 1941»; П. Железнов «Пионеры-герои».
Внеклассное чтение: произведения К. Симонова, А. Н. Толстого, М.
Шолохова, В. Богомолова, Л. Кассиля, Л. Пантелеева, Р. Погодина, А.
Митяева, В. Осеевой о войне; С. Алексеев «Битва за Москву», «Ни шагу
назад», «Орлович-Воронович», «От Москвы до Берлина», «Подвиг
Ленинграда»; В. Бахревский «Героическая азбука»; Е. Верейская «Три
девочки»; В. Карасёва «Кирюшка»; В. Катаев «Сын полка»; С. Олефир
«Когда я был маленьким, у нас была война…»; С. Радзиевская «Болотные
робинзоны»; Э. Фонякова «Хлеб той зимы
Тема 8. Это русское раздолье, это родина моя
Стихи о летней поре, восхищении жизнью: И. Бунин «Полевые цветы»; К.
Валаханович «Лето, не уйдёшь!», «Моя деревня»; Саша Чёрный «Летом».
Внеклассное чтение: стихи И. Бунина, Саши Чёрного, Р. Алдониной, Д.
Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, М. Лукашевича, Ю. Мориц,
А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза
Саши Чёрного, Ю. Венедиктовой, О. Гурьян, В. Драгунского, М.
Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской, Н. Носова,
Л. Романовской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Чудиновой.
5.Тематическое планирование учебного предмета
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Содержание программного материала
Здравствуй, осень! Здравствуй школа!
Дела давно минувших дней, преданья старины
глубоких…
Где нам посчастливилось родиться…
Рождество подарит праздник и добром согреет душу
Невидимый мир внутри тебя
Любовь к Родине начинается с семьи
«Идёт война народная, священная война!»
Это русское раздолье, это родина моя
Итого:
Кол-во
часов
2
5
1
1
2
2
3
1
17