литературное чтение 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению
начальное общее образование
4 класс
2022/2023 учебный год
Составитель: Швиденко Валентина Ивановна,
учитель начальных классов.
Учбники: Литературное чтение в 2 частях.
Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Москва «Просвещение»

Сл.Поповка
2022. год.

Рабочая программа по литературному чтению
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого
приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373( с изменениями,
утвержденными приказами Минобрнауки Россииот «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 06.10.2009г № 373»).,
На основе следующих документов:
Федерального закона об образовании «Об образовании в РФ».
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации »
«Примерные программы» по учебным предметам. Начальная школа. Часть
1.Просвещение .
«Планируемые результаты начального образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Авторскими рабочими
программами «Литературное чтение» Л. Ф.
Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Поповская СОШ
Цели и задачи обучения по предмету «Литературное чтение» в 4 классе
Цели:
▪ развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
▪ формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог,
выразительного чтения и рассказывания, импровизации;
▪ владение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших школьников;
формирование
читательского
кругозора
и
приобретение
опыта
самостоятельной читательской деятельности;
▪ воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению
и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
▪ обогащение нравственного опыта, формирование представления о добре и
зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России.
Задачи:
▪ развитие способности полноценно воспринимать произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

▪ обучение детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление учащихся;
▪ формирование умения воссоздавать художественные образы, развивать
творческое воображение, ассоциативное мышление;
▪ развитие поэтического слуха, накопление эстетического опыта слушания
произведений, воспитание художественного вкуса;
▪ формирование потребности в постоянном чтении книг, развитие интереса к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;
▪ формирование эстетического отношения ребенка к жизни, приобщая его к
классике художественной литературы;
▪ обеспечение достаточно глубокого понимания содержания произведений
различного уровня сложности;
▪ расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственноэстетического и познавательного опыта ребенка;
▪ развитие речи школьников и активное формирование навыков чтения и
речевых умений; ▪ работа с различными типами текстов; 3
▪ создание условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений.
2.Описание места предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Литературное
чтение» выделяется 448 ч. В 4 классе на уроки литературного чтения по
учебному плану отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
В соответствии с графиком работы, расписанием учебных занятий на
2022-2023 учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для
учащихся 4 класса количество часов отведенных на изучение предмета
«литературное чтение» изменилось, так как из расписания выпадают
следующие праздничные дни: 8.03; 01.05; 08.05; 9.05 Таким образом, в
календарно-тематическом планировании на изучение предмета
«литературное чтение» отводится– 98 часов.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной
школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский
народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного
взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям
иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового
характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5)
использование знаково-символических средств представления
информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями
и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с

задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах,
пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами
чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы
в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска
нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные
загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь
содержания текста с его заголовком (почему так называется);
определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на
заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает;

соотносить главную произведения с пословицей или поговоркой; понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в
тексте;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её
элементы;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к
чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана
или опорных слов с помощью учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая
собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки,
осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным
текстом;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки,
загадки, небылицы, песенки, потешки),особенностях юмористического
произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять
её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
доказательство этому в тексте.
4.Содержание курса, предмета
Летописи, былины, жития
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил
Олег коня своего».
Былины. «Ильины три поездочки».
«Житие Сергия Радонежского»
Проект «Создание календаря исторических событий»

Чудесный мир классики
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях»
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»
А.П. Чехов «Мальчики»
Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»
И. А. Бунин «Листопад»
Литературные сказки
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
Делу время - потехе час
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Страна детства
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
М. М. Зощенко «Елка»
Поэтическая тетрадь
В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
Природа и мы
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
М. М. Пришвин «Выскочка»
Е. И. Чарушин «Кабан»
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Проект «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь
Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
С. А. Клычков «Весна в лесу»
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
Н. М. Рубцов «Сентябрь»

С. А. Есенин «Лебедушка»
Родина
И. С. Никитин «Русь»
С. С. Дрожжин «Родине»
А. В. Жигулин «О, Родина!»
Проект «Они защищали Родину»
Страна Фантазия
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Зарубежная литература
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»
5.Тематическое планирование.
№
п/п

Раздел, тема Примерная Основные виды учебной
программа деятельности

1

Вводный
урок.

1

Контрол
ьные и
проверо
чные
работы
Прогнозировать содержание
раздела. Ориентироваться в
учебнике по литературному
чтению.
Знать и применять систему
условных обозначений при
выполнении заданий.
Находить нужную главу и
нужное произведение в
содержании учебника; знать
фамилии, имена и отчества
писателей, произведения
которых читали в 1-3 классах.
Предполагать на основе
названия содержание главы.
Пользоваться словарем в
конце учебника.

2

Летописи,
былины,
жития.

7

Прогнозировать содержание
раздела. Планировать работу
на уроке.
Понимать ценность и
значимость литературы для
сохранения русской
культуры.
Читать отрывки из
древнерусских летописей,
былины, жития о Сергии
Радонежском.
Находить в тексте летописи
данные о различных
исторических фактах.
Сравнивать текст летописи с
художественным текстом.
Сравнивать поэтический и
прозаический текст былины.
Пересказывать былину от
лица ее героя.
Определять героя былины и
характеризовать его с опорой
на текст.
Сравнивать былины и
волшебные сказки.
Находить в тексте слова,
описывающие внешний вид
героя, его характер и
поступки.
Составлять рассказ по
репродукциям картин
известных художников.
Описывать скульптурный
памятник известному
человеку.
Находить информацию об
интересных фактах из жизни
святого человека.

-

Описывать характер
человека; высказывать свое
отношение.
Рассказывать об известном
историческом событии на
основе опорных слов и
других источников
информации.
Участвовать в проектной
деятельности.
Составлять летопись
современных важных
событий (с помощью
учителя).
Договариваться друг с
другом; принимать позицию
собеседника, проявлять к
нему внимание.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения при работе с
текстом, используя
обобщающие вопросы
учебника.
Осуществлять выбор книг на
основе рекомендованного
списка, пересказывать самые
интересные эпизоды из
произведений от лица героев
произведений.
Высказывать своё мнение о
прочитанном произведении.
3

Чудесный
мир
классики.

18

Прогнозировать содержание
раздела. Планировать работу
на уроке.
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать текст в

1

темпе разговорной речи,
осмысливая его содержание.
Наблюдать за развитием
событий в сказке.
Сравнивать начало и конец
сказки.
Составлять самостоятельно
план.
Пересказывать большие по
объему произведения.
Понимать позицию писателя,
его отношение к
окружающему миру, своим
героям.
Характеризовать героев
разных жанров.
Сравнивать произведения
разных жанров.
Сравнивать произведения
словесного и
изобразительного искусства.
Наблюдать за
выразительностью
литературного языка в
произведениях лучших
русских писателей.
Выражать свое отношение к
мыслям автора, его советам и
героям произведений.
Высказывать суждение о
значении произведений
русских классиков для
России и русской культуры.
Планировать работу на уроке.
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать текст в

темпе разговорной речи,
осмысливая его содержание.
Наблюдать за развитием
событий в сказке.
Сравнивать начало и конец
сказки.
Составлять самостоятельно
план.
Пересказывать большие по
объему произведения.
Понимать позицию писателя,
его отношение к
окружающему миру, своим
героям.
Характеризовать героев
разных жанров.
Сравнивать произведения
разных жанров.
Сравнивать произведения
словесного и
изобразительного искусства.
Наблюдать за
выразительностью
литературного языка в
произведениях лучших
русских писателей.
Выражать свое отношение к
мыслям автора, его советам и
героям произведений.
Высказывать суждение о
значении произведений
русских классиков для
России и русской культуры.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения при работе с
текстом, используя
обобщающие вопросы
учебника.

Осуществлять выбор книг на
основе рекомендованного
списка, картотеки,
открытого доступа к детским
книгам в библиотеке,
пересказывать самые
интересные эпизоды из
произведений от лица героев
произведений.
Высказывать своё мнение о
прочитанном произведении.
4

Поэтическая
тетрадь.

10

Прогнозировать содержание
раздела. Готовиться к уроку,
подбирая стихи русских
поэтов.
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
выразительно стихи русских
поэтов, воспроизводить их
наизусть
Определять средства
художественной
выразительности в
лирическом тексте.
Наслаждаться поэзией,
понимать и любить ее.
Определять самостоятельно
интонацию, которая больше
всего соответствует
содержанию произведения.
Определять по тексту, как
отражаются переживания
автора в его стихах.
Размышлять, всегда ли
совпадают они с
собственными, личными
переживаниями и

1

отношениями к жизни,
природе, людям.
Высказывать свое мнение о
герое стихотворных
произведений; определять,
принадлежат ли мысли,
чувства, настроение только
автору или они выражают
личные чувства других
людей.
Читать стихи выразительно,
передавая изменения в
настроении, выраженных
автором.
Самостоятельно оценивать
свое чтение.
Читать текст вслух
осознанно, правильно,
выразительно, выбирать
соответствующие интонацию,
тон и темп речи, ставить
логическое ударение.
Декламировать
стихотворения, отрывки
прозы. Читать про себя текст
осознанно, выделять в нём
логические части, проводить
словарную работу, отвечать
на вопросы.
5

Литератур
ные сказки.

12

рогнозировать содержание
раздела.
Планировать работу на уроке.
Читать и воспринимать на
слух прочитанное.
Планировать работу на уроке.
Сравнивать народную и
литературную сказки.
Определять виды текстов.

1

Знать отличительные
особенности литературной
сказки.
Рассказывать о герое с
опорой на текст сказки.
Определять главную мысль
произведения и смысл
заглавия.
Делить текст на части.
Составлять план сказки с
опорой на главные события.
Пересказывать сказку по
плану подробно и выборочно.
Придумывать свой вариант
сказки, используя
литературные приемы.
Составлять рекомендованный
список литературы.
6

Делу время –
потехе час.

7

отовиться к сочинению:
определять и анализировать
тему, формулировать
замысел (главную мысль),
собирать материал,
составлять план, работать над
черновиком,
редактировать текст.
Создавать письменный текст:
писать сочинение на
материале прочитанного
после предварительной
подготовки.
Составлять устные рассказы
от имени одного из героев с
изменением лица
рассказчика, с продолжением,
с включением элементов
авторского описания.

1

Составлять письменные
творческие работы:
сочинения на заданные темы,
сочинения – описания,
сказки, рассказы.
Участвовать в диалоге.
Конструировать
монологическое
высказывание.
Устанавливать смысловые
связи частей текста и
самостоятельно составлять
простой план в разных его
вариантах, составлять
сложный план.
Создавать устно текст –
рассказ-характеристику
героя.
Высказывать
аргументированно своё
отношение к прочитанному, к
героям.
Культура устной и
письменной речи.
7

Страна
детства.

6

Характеризовать
прослушанное
художественное
произведение: его жанр
(включая поучение, летопись,
путешествие и др.), сюжет
(последовательность
развития событий);
описывать героев.
Сравнивать свои ответы с
ответами одноклассников,
оценивать своё и чужое
высказывание. Чтение
Читать текст вслух
осознанно, правильно,
выразительно, выбирать

1

соответствующие интонацию,
тон и темп речи, ставить
логическое ударение.
8

Поэтическая
тетрадь.

4

Осуществлять выбор книг на
основе рекомендованного
списка, картотеки,

1

открытого доступа к детским
книгам в библиотеке,
интернет ресурсам
Пересказывать самые
интересные эпизоды из
произведений от лица героев
произведений.
Высказывать своё мнение о
прочитанном произведении.
Характеризовать поступки
героев произведения.
Воспринимать на слух
художественные
произведения разных жанров
в исполнении учителя,
учащихся, мастеров слова;
отвечать на вопросы по
содержанию; понимать
главную мысль, оценивать
свои эмоциональные
реакции.
Воспринимать на слух
задание (учебный текст),
определять
алгоритм выполнения,
оценивать ход и результат
выполнения.
9

Природа и
мы.

9

Осуществлять выбор книг на
основе рекомендованного
списка, картотеки,

1

открытого доступа к детским
книгам в библиотеке,
интернет ресурсам
Пересказывать самые
интересные эпизоды из
произведений от лица героев
произведений.
Высказывать своё мнение о
прочитанном произведении.
Характеризовать поступки
героев произведения.
Формулировать основную
мысль текста. Вести по ходу
чтения диалог с автором
текста: задавать вопросы
автору по ходу чтения,
прогнозировать ответы,
осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова
текста. Объяснять смысл
заглавия произведения.
Составлять простой план
текста самостоятельно,
сложный
план – с помощью учителя.
Пересказывать текст
подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру.
Вычитывать фактическую и
подтекстовую информацию
из предложения, составлять
рассказ на основе
предложения. Находить в
тексте материал для
составления рассказа на
определённую тему.
10

Поэтическая
тетрадь.

6

Читать текст вслух
осознанно, правильно,
выразительно, выбирать

1

11

Родина.

6

12

Страна
Фантазия.

6

соответствующие интонацию,
тон и темп речи, ставить
логическое ударение.
Декламировать
стихотворения, отрывки
прозы. Читать про себя текст
осознанно, выделять в нём
логические части, проводить
словарную работу, отвечать
на вопросы.
читать текст вслух осознанно,
правильно, выразительно,
выбирать соответствующие
интонацию, тон и темп речи,
ставить логическое ударение.
Декламировать
стихотворения, отрывки
прозы. Читать про себя текст
осознанно, выделять в нём
логические части, проводить
словарную работу, отвечать
на вопросы.
оставлять простой план
текста самостоятельно,
сложный

1

1

план – с помощью учителя.
Пересказывать текст
подробно, сжато, выборочно.
13.

Зарубежная
литература.

10

Инсценировать
художественные
произведения (чтение по
ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы:
сочинения по прочитанному,
сочинение-подражание,
отзыв о прочитанной книге и
др.

2

Самостоятельно давать
характеристику героя
(портрет, черты характера и
поступки, речь, отношение
автора к герою; собственное
отношение к герою)
Относить прочитанное
произведение к
определенному периоду
Соотносить автора, его
произведения со временем их
создания, с тематикой
детской литературы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».