русский язык 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
начальное общее образование,
4 класс
2022/2023 учебный год
Составитель : Швиденко Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
Учебники: Русский язык.

Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва «Просвещение»

Сл.Поповка
2022 год

Рабочая программа предмета «Русский язык»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 класса разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого
приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373( с изменениями, «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ.
На основе следующих документов:
Федерального закона « Об образовании в РФ».
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»
«Примерные программы» по учебным предметам.
Начальная школа.
«Планируемые результаты начального образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Авторские рабочие программамы В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф.
Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Поповская СОШ
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.

2.Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Русский язык» в соответствии с Федеральным
базисным учебным планом в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в
неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком работы, расписанием
учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год,
производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 4 класса
количество часов отведенных на изучение предмета «Русский язык»
изменилось, так как из расписания выпадают следующие праздничные дни:
24.02; 8.03; 1.05; 8.05; 9.05; Таким образом, в календарно-тематическом
планировании на изучение предмета «Русский язык» отводится – 131 час
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты
школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности (социальных, учебнопознавательных и внешних);
формирование личностного смысла учения, устойчивого учебнопознавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению
и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения,
понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения
школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
(так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• этические чувства—стыда, вины, совести, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса
русского языка;
• навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к
созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на
результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении
и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить
новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в
справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце
действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем
плане;

• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами,
другими лицами;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
• использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная
литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет);
пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач,
осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной
языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых
единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных,
практических и лингвистических задач;
• владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую
информацию из текста художественного или познавательного, анализировать
и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями,
используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и
причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка
под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их
синтеза.
Коммукикативные УУД
Выпускник научится:
• слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное
отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;

• признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
• стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром; • выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей
разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и
конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства,
соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность,
точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного
общения. Предметные результаты
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и
явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку,
понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в
дальнейшем образовании;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета
(в объёме курса);
использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в
ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения;
формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за
ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения
коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и
правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии,

синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание
взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить,
опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные
единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих
единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания,
предложения, тексты), использовать эти действия для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме
изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и
пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями
применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять
написанное.

4. Содержание курса, предмета.
В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функциональносинтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их
существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей
речи (склонением имён существительных, изменением их по падежам,
склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола,
изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с
новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над
формированием сложных орфографических навыков правописания
безударных падежных окончаний имён существительных, имён
прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных
личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в
единстве
всех
его
сторон:
смысловой,
произносительной,
словообразовательной,
морфологической,
синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретённые в процессе изучения
основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки
культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения
о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о
лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
1. Повторение (9 ч)
1.1. Наша речь и наш язык (1 ч)
Диалогическая и монологическая речь. «Волшебные» слова русской речи:
словаприветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.
Нормы речевого этикета. Развитие мотива к созданию дневника с записью
мудрых мыслей о русском языке. Развитие речи. Составление текста по
рисунку с включением в него диалога. *Слова с непроверяемым написанием:
человек, пожалуйста.

1.2. Текст (2 ч)
(Работа над текстом продолжается при изучении всех тем русского языка.)
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие
текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным
текстам. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Воспитание
чувства любви к своей большой и малой родине. Развитие чувства
ответственности за порученное дело. *Слова с непроверяемым написанием:
каникулы. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создание собственных
текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.
Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.
1.3. Предложение (2 ч).
(Работа над предложением продолжается при изучении всех разделов курса.)
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные
и
побудительные;
по
эмоциональной
окраске
(интонации):восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в
конце предложений. *Слова с непроверяемым написанием: хозяин, хозяйство.
1.4. Обращение (1 ч).
Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале,
середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обращением.
1.5. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения (1
ч).
Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов
предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и
второстепенных членов предложения.
Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование
предложений. Разбор предложения по членам предложения.
1.6. Словосочетание (2 ч)
Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи
вопроса. *Слова с непроверяемым написанием: горизонт. Развитие речи.
Составление предложений по теме, по схеме; восстановление
деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам.
Проверочная работа.
2. Предложение (7 ч)
2.1. Однородные члены предложения (4 ч).
Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных
членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи
союзов (и, а, но). Предложения с однородными членами без союзов и с
союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединёнными
союзами. Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской
местности. Формирование уважительного отношения к труду и людям труда.
*Слова с непроверяемым написанием: комбайн, комбайнёр, багаж, календарь.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана
«Золотая осень».

2.2. Простые и сложные предложения (3 ч)
Различение простых и сложных предложений. Различение сложного
предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в
сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. *Слова с
непроверяемым написанием: прекрасный. Проверочная работа. Развитие речи.
Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану
3. Слово в языке и речи (17 ч)
3.1. Лексическое значение слова (3 ч) (Работа над словом продолжается при
изучении всех разделов курса.). Понимание слова как единства звучания и
значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения е помощью толкового
словаря. Углубление представлений об однозначных и многозначных словах,
о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах,
устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах.
Наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими
словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
Слова с непроверяемым написанием: библиотека, библиотекарь, шофёр, ещё.
Высказывания о русском языке русских писателей; формирование
эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Сведения об
источниках
пополнения
русского
языка
словами.
Значение
изобразительновыразительных средств языка. Развитие речи. Наблюдение над
изобразительновыразительным
и
средствами
языка
(словами,
употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов),
составление текста по рисунку и фразеологизму.
3.2. Состав слова (7 ч)
(Работа над составом слова продолжается при изучении всех разделов курса.)
3.2.1.Значимые части слова (2 ч).
Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок.
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня. приставки, суффикса (постфикса -ся), основы.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных
слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Моделирование слова с определенным составом. *Слова с непроверяемым
написанием: корабль, костюм.
3.2.2.Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (3 ч).
Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухостизвонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных
согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Правописание
суффиксов -ик и -ек.
3.2.3.Правописание Ъ и Ь разделительных знаков (2 ч).
Работа с орфографическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием:
вокзал, железо, пассажир, пассажирский, билет. Контрольный диктант.

Развитие
речи.
Письменное
изложение
повествовательного
деформированного текста. Составление объявления.
3.3.Части речи (7 ч)
3.3.1. Повторение и углубление представлений о частях речи (3 ч).
Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя
существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение,
глагол. *Слова с непроверяемым написанием: двенадцать, двадцать,
одиннадцать, шестнадцать. Формирование представлений о национальных
ценностях России и бережном к ним отношении.
3.3.2.Наречие (общее представление) (4 ч).
Значение и употребление в речи. *Слова с непроверяемым написанием:
впереди, медленно, вчера, теперь, завтра. Проверочная работа. Развитие речи.
Сочинениеотзыв по репродукции картины В. М. Васнецова « Иван-царевич на
Сером Волке».
4. Имя существительное (34 ч)
4.1.Изменение по падежам (4 ч)
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная
форма имени существительного. Имена существительные, которые
употребляются в одной форме (пальто, кофе). *Слова с непроверяемым
написанием: телефон, аллея.
4.2.Три склонения имён существительных (7 ч)
1-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён
существительных 1-го склонения. *Слова с непроверяемым написанием:
беседа, беседовать. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции
картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). 2-е
склонение
имён
существительных.
Падежные
окончания
имен
существительных 2-го склонения. *Слова с непроверяемым написанием:
агроном. 3- е склонение имён существительных. Падежные окончания имён
существительных 3-го склонения. *Слова с непроверяемым написанием:
пейзаж, портрет. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по
репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинениеотзыв).
4.3. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в
единственном числе (15 ч).
4.3.1.Способы проверки безударных падежных окончаний имён
существительных (1 ч). 4.3.2.Именительный и винительный падежи (1 ч).
4.3.3.Родительный падеж (1 ч).
4.3.4.Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых
имён существительных (1 ч). 4.3.5. Дательный падеж (2 ч).
4.3.6.Творительный падеж (2 ч). Правописание имен существительных в
творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.
4.3.7. Предложный падеж (2 ч).
4.3.8. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех
падежах (5 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: портрет, инженер, хлебороб, овца,
адрес, вчера, сегодня, костёр. Развитие речи. Подробное изложение
повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
4.4. Правописание безударных надежных окончаний имён существительных
во множественном числе (6 ч).
4.4.1. Общее представление о склонении имён существительных во
множественном числе (1 ч).
4.4.2.Именительный падеж (1 ч).
4.4.3.Родительный падеж (2 ч).
4.4.4. Винительный падеж одушевлённых имён существительных (1 ч).
4.4.5. Дательный, творительный, предложный падежи (1 ч).
Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных.
Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на
основе содержания текстов учебника. Слова с непроверяемым написанием:
путешествие, путешественник, директор, килограмм, грамм, газета.
Контрольный диктант.
4.5. Обобщение знаний об имени существительном (2 ч).
Морфологический разбор имён существительных. Развитие речи. Подробное
изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному
плану. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному
началу. Формирование мотивации к проведению исследовательской работы.
Проект «Говорите правильно!».
5. Имя прилагательное (26 ч)
5.1.Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3 ч)
Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных. Род
и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по
родам (в единственном числе). Начальная форма имён прилагательных. Слова
с непроверяемым написанием: автомобиль, семена, электростанция,
электровоз, электричество, электрический, сейчас. Развитие речи. Сочинениеописание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». Проект
«Имена прилагательные в ,,Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина».
5.2. Изменение по падежам имён прилагательных (1 ч)
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Развитие речи. Составление текста-рассуждения по
репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».
5.3. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение
имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (8 ч).
Именительный
падеж.
Родительный
падеж.
Дательный
падеж.
Именительный, винительный, родительный падежи. Творительный и
предложный падежи. Окончания имён прилагательных мужского и среднего
рода в каждом из падежей. Развитие чувства любви к родному краю —
частичке своей большой родины на основе содержания текстов. Слова с
непроверяемым написанием: правительство, аппетит, километр, космос,

космический, командир. Развитие речи. Выборочное изложение
повествовательного текста с элементами описания.
5.4. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (5
ч).
Именительный и винительный падежи. Родительный, дательный,
творительный падежи. Формирование уважения к национальному достоянию
Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным
руками русского народа, а также к национальному достоянию других стран и
народов. Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного
текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города
(посёлка). *Слова с непроверяемым написанием: экскурсия, вагон, кастрюля,
издалека.
5.5. Склонение имён прилагательных во множественном числе (7 ч).
Иметь представление об окончаниях имён прилагательных множественного
числа в каждом из падежей. Развитие речи. Подробное изложение
повествовательного текста: составление текста по репродукции картины Н. К.
Рериха «Заморские гости». Именительный и винительный падежи.
Родительный и предложный падежи. Дательный и творительный падежи.
*Слова с непроверяемым написанием: салют, ботинки, богатство. Нормы
правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в
речи. Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе
художественных текстов.
5.6. Обобщение знаний об имени прилагательном (2 ч).
Морфологический разбор имён прилагательных. Контрольный диктант.
Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях,
связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская
лазурь».
6. Личные местоимения (8 ч)
6.1. Местоимение (повторение и углубление представлений о личных
местоимениях) (2 ч)
Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица
единственного и множественного числа.
6.2. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений
(6 ч) Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица
единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в
косвенных формах. Правописание косвенных форм личных местоимений,
раздельное написание местоимений с предлогами. *Слова с непроверяемым
написанием: металл, металлический, победа, председатель. Морфологический
разбор личных местоимений. Проверочная работа. Формирование
почтительного отношения к родным, окружающим, уважительного
отношения мальчиков к девочкам. Развитие речи. Составление небольших
устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога;
подробное
изложение
повествовательного
текста;
составление
поздравительной открытки.

7. Глагол (31 ч)
7.1. Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (2 ч)
Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее,
будущее). Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым
написанием: гореть, сверкать.
7.2. Неопределённая форма глагола (4 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: лучше, расстояние, везде, свитер,
сверху, снизу. Формирование представлений о гражданских обязанностях и
нормах поведения в обществе. Развитие речи. Письменное изложение по
самостоятельно составленному плану.
7.3. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени
по лицам и числам (5 ч).
Лицо и число глаголов. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица
настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.). 2-е лицо
глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и
будущего времени в единственном числе. Слова с непроверяемым
написанием: сеялка. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И.
Левитана «Весна. Большая вода».
7.4. 1 и II спряжение глаголов (2 ч). Спряжение глаголов в настоящем времени.
Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и II
спряжения.
7.5. Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями (6 ч).
Способы определения 1 и 11 спряжения глаголов с безударными личными
окончаниями. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
*Слова с непроверяемым написанием: назад, вперёд.
7.6. Правописание возвратных глаголов (4 ч).
Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных
глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание -тся в -ться в
возвратных глаголах. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение
деформированного повествовательного текста.
7.7. Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание
родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.
Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других
странах. Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и
страны. Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору
учащихся. *Слова с непроверяемым написанием: свобода, здесь.
7.8. Обобщение по теме «Глагол» (5 ч)
Морфологический разбор глаголов. Контрольный диктант. Развитие речи.
Подробное изложение повествовательного текста.
8. Повторение (4 ч)
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека,
билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть,

горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь,
издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир,
комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад,
налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет,
правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют,
самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка.
слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин,
хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество,
электровоз, электростанция.
5.Тематическое планирование.
№

Наимено
вание
раздела

1

Повторе
ние

Примерн Рабочая
ая
програм
програм ма
ма
9
9

Виды учебной деятельности

анализировать высказывания о
русском языке. Объяснять, в каких
случаях жизни мы пользуемся
разными видами речи и что такое
хорошая речь. Рассказывать о
сферах употребления в России
русского языка и национальных
языков.
Различать
текст
и
предложение,
текст
и
набор
предложений. Определять тему и
главную мысль текста. Подбирать
заголовок к заданному тексту и
определять по заголовку содержание
текста. Выделять части текста и
обосновывать правильность их
выделения. Различать типы текстов:
повествование,
описание,
рассуждение.
Восстанавливать
деформированный
текст
(с
нарушенным
порядком
предложений), подбирать к нему
заголовок, определять тип текста,
записывать составленный текст.
Классифицировать предложения по
цели высказывания и по интонации.
Анализировать содержание таблицы
и составлять сообщение о типах

2

Предложе
ние

7

7

3

Слово
языке
речи

17

17

в
и

предложений. Обосновывать знаки
препинания в конце предложений.
Находить
обращения
в
предложении. Выделять обращение
вы тексте. Составлять предложения
с обращением. Устанавливать связь
между словами в предложении.
Выделять
главные
члены
в
предложении. Различать главные и
второстепенные члены. Выделять в
предложении
словосочетания.
Оценивать
результаты
выполненного задания
Распознавать предложения с
однородными членами и определять
как член предложения. Соблюдать
интонацию перечисления
однородных членов. Составлять
предложения. Продолжать ряд
однородных членов. Оценивать
текст с точки зрения
пунктуационной правильности.
Сравнивать простые и сложные
предложения. Ставить запятые
между простыми предложениями,
входящими в состав сложного.
Выделять основы. Составлять
сложные предложения. Оценивать
результаты выполненного задания.
Анализировать высказывания о
русском языке. Распознавать
многозначные слова, слова в
прямом и переносном значении.
Составлять сообщение по схеме на
тему «Что я знаю о значениях слов
русского языка». Находить
синонимы, антонимы среди других
слов, в предложении, тексте,
подбирать к слову синонимы и
антонимы. Работать с толковым
словарем, словарями синонимов и
антонимов; находить в них
необходимую информацию о слове.
Сравнивать прямое и переносное
значение слов. Распознавать

4

Имя
существи
тельное

34

34

омонимы, объяснять их лексическое
значение. Работать со словарём
омонимов, находить в нём нужную
информацию о слове. Различать
слово и словосочетание как сложное
название предмета. Находить в
тексте и в предложении
фразеологизмы, объяснять их
значение, отличать фразеологизм от
неустойчивого словосочетания.
Работать со словарем
фразеологизмов. Выбирать слова в
соответствии с целью и адресатом
высказывания. Устранять
однообразное употребление слова в
данном и в собственном тексте.
Анализировать текст с целью
выделения слов, выражающих
авторское отношение, а также
олицетворение, сравнение в
авторском тексте и письменно
излагать содержание текстаобразца. Узнавать изученные части
речи среди Приложение к ООП
НОО 63 других слов и в
предложении, классифицировать их,
приводить примеры слов изученных
частей речи. Определять
грамматические признаки
изученных частей речи и
обосновывать правильность их
выделения
Различать имена существительные
одушевлённые от неодушевлённых.
Различать неодушевлённые имена
существительные с опорой на
вопрос что? Подбирать примеры
таких существительных. Объяснять
лексическое значение словнеодушевлённых имён
существительных.
Классифицировать неодушевлённые
имена существительные по
значению. Распознавать имена
существительные, различать имена

5

Имя
26
прилагате
льное

26

существительные одушевлённые и
неодушевлённые, ставить к ним
вопросы. Обосновывать
правильность определения имён
существительных. Писать слова с
непроверяемыми орфограммами
(запись слов в две группы:
одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные).
Составлять текст из
деформированных слов. Осознавать
чувство гордости за богатырей,
защитников земли Русской,
прославленных в былинах и
картинах художников, воспитание
патриотизма. Находить
информацию ( с помощью
взрослых) из справочной
литературы в библиотеке, из
Интернета) о происхождении своей
фамилии. Классифицировать имена
существительные и обосновывать
свой ответ. Составлять текст-отзыв
по репродукциям картин.
Сопоставлять формы имен
существительных, имеющих
окончания Е и И. Обосновывать
написание безударного падежного
окончания. Контролировать записи,
находить и исправлять ошибки,
используя правила. Исследовать
речь взрослых относительно
употребления некоторых форм имен
существительных.
Находить имена прилагательные
среди других частей речи.
Определять лексическое значение
имен прилагательных. Выделять
словосочетания с именами
прилагательными из предложения.
Подбирать к именам
существительным подходящие по
смыслу имена прилагательные, а к
именам прилагательным – имена
существительные. Распознавать

6

Местоиме 8
ние

8

сложные имена прилагательные и
правильно их записывать
(серебристо-белый и др.).
Определять род имен
прилагательных, классифицировать
имена прилагательные по роду.
Изменять имена прилагательные по
родам в единственном числе.
Писать правильно родовые
окончания имен прилагательных.
Согласовывать имена
прилагательные с именами
существительными грамматически,
правильно писать родовые
окончания имён прилагательных.
Работать с таблицей в учебнике.
Изменять имена прилагательные по
падежам. Работать с памяткой « как
определить падеж прилагательных»
Определять падеж прилагательных
и обосновывать правильность
написания. Сравнивать падежные
окончания прилагательных
мужского и среднего рода по
таблице. Контролировать записи,
находить и исправлять ошибки,
используя правила
Распознавать местоимения среди
других частей речи. Определять их
наличие в тексте. Определять лицо,
число, род у личных местоимений 3
лица. Работать с таблицами
склонений личных местоимений;
изменять их по падежам. Различать
начальную и косвенную формы л.м.
Определять падеж. Заменять
повторяющиеся в тексте
существительные на местоимения.
Соблюдать нормы употребления
местоимений и их форм.
Устанавливать орфограммы в
местоимениях. Контролировать
записи, находить и исправлять
ошибки, используя правила. Писать
раздельно местоимения с

7
8.

Глагол
Повторен
ие

31
4

31
4

предлогами. Выполнять разбор
местоимения как части речи.
Оценивать результаты
выполненного задания
Распознавать глаголы среди других
частей речи. Различать глаголы,
отвечающие на определенный
вопрос. Определять лексическое
значение глаголов и
грамматические признаки глаголов (
число, время, роль в
предложении).Трансформировать
текст, изменяя время глагола.
Различать неопределённую форму
глагола. Образовывать временные
формы глагола. Классифицировать
глаголы, отвечающие на вопросы
что делать и что сделать.
Образовывать глаголы при помощи
приставок и суффиксов. Работать с
таблицами изменения глаголов
настоящего и будущего времени по
лицам и числам. Определять лицо и
число глаголов. Выделять личные
окончанияглаголов. Определять
роль Ь в окончаниях глаголов 2
лица ед.ч. в настоящем и будущем
времени и использовать правило
при написании. Работать с
таблицами спряжения глаголов.
Определять спряжения глаголов и
уметь их классифицировать. Уметь
работать с памяткой определения
безударного личного окончания
глагола по неопределенной форме.
Устанавливать наличие в глаголах
орфограмм, доказывать
правильность их написания.
Узнавать возвратные глаголы среди
других форм. Правильно
произносить и писать их.
Определять и образовывать формы
глаголов в прошедшем времени.
Обосновывать правильность
написания родовых окончаний

глаголов. Соблюдать
орфоэпические нормы
произношения глаголов
прошедшего времени с частицей НЕ
и без неё.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».