Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет БИОЛОГИЯ 11 класс «Общая биология»
Уровень базовый среднего общего образования, 2022 /2023 учебный год
Учитель Чумакова Любовь Александровна
Количество часов: 34 часа за год; 1 час в неделю
Учебник «Биология 11», В. И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, В.Б. Захаров Москва, М. :
Дрофа , 2020 г., учебник для общеобразовательных организаций, 8 – издание,
стереотипное.
2022 год
0
I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа
соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования,
примерной программе по биологии, рабочей программе «Предметная линия учебников
Сивоглазова В. И.», 11 класс, М. : Просвещение, 2020г.
Место предмета в учебном плане образовательной
организации.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в расчёте на 34 учебные недели), согласно учебного
плана МБОУ Поповская СОШ , календарного плана-графика МБОУ Поповская СОШ на 20222023 уч. год
III.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Биология»
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований
к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и
старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением
социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера
и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения
информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее
продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и
интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они
являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
• социализация обучаемых, как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание;
воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о
живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных
знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
•
овладение
ключевыми
компетентностями:
учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
II.
1
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации
учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению
предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и
интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой
пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях,
уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания.
Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет
структурную целостность, присущую данным областям науки биологии.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения
за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты,
процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их
результаты.
Выпускник
овладеет
системой
биологических
знаний
–
понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей; наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению
общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять
отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых
организмов; существенные признаки биологических систем и биологических
процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей; оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и
биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
экологических проблем.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не
выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности
воспитательно-образовательной
деятельности
образовательного
учреждения
и
образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов
2
может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки
достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального
проекта (перечень исследовательских работ прилагается).
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных
результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило,
тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено
достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или
нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При
этом
обязательными
составляющими
системы
внутришкольного
мониторинга
образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе,
направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и
коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебнопрактических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных
заданий
на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству
и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях
обучения и развития;
способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.
Личностным результатом изучения предмета является формирование
следующих умений и качеств:
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии
должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных
результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
3
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для
указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность
следующих умений:
I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.
Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей
изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и
животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и
многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение,
деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и искусственного отборов,
формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение
энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических
теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного
влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния
4
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции,
изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости с мены экосистем;
4) привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости
сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания
и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7) описание особей вида по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособление организмов к среде обитания, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей
местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы,
зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы, и агроэкосистемы
своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
II. В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение жизни и человека,
глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной
деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных
источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
III В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их
результатов.
IV В сфере физической деятельности:
Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
IV.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), из них 34 часа –
основной курс биологии, в котором выделены 13 часов на внутрипредметный модуль
«Развитие структурного мышления».
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих
природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются
научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет
сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу,
создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых,
коммуникационных и информационных областях.
Тема 1. История эволюционных идей (4 часа)
История эволюционных идей. Значение биологии в додарвиновский период. Значение
работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения
Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании
современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрация: карты – схемы маршрута путешествия Ч.Дарвина; гербарных материалов;
коллекций, фотографий и других материалов, показывающих индивидуальную изменчивость
и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
5
Тема 2. Современное эволюционное учение (8 часов)
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс,
популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции.
Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям
обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат
эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа
устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса.
Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства
эволюции органического мира.
Демонстрация: схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы
эволюции», «Образование новых видов», Сходство начальных стадий эмбрионального
развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы,
демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты
видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие
гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты
и атавизмы.
Лабораторные и практические работы
№1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
№2 .Выявление изменчивости у особей одного вида.
№3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (при наличии времени).
Тема 3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера.
Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна.
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрация: Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов»,
«Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин,
изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки
организмов в древних породах.
Лабораторные и практические работы
№4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Экскурсия. История развития жизни на Земле (Дарвиновский музей).
Тема 4. Происхождение человека (4часа)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира
(класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные
этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Демонстрация: Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие
скелеты человека и позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
№5. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство их родства.
№6.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия. Происхождение и эволюция человека (музей при возможности).
Тема 5. Экологические факторы (4 часа)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды
(абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.
Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между
организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
6
Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на
живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Тема 6. Структура экосистем (6 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ
и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние
человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного
сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические
пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы
№7.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме.
№8.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
№9.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Экскурсия. Искусственные экосистемы (парк или сквер школы).
Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение
В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.
Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере»,
«Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие
живых организмов биосферы.
Тема 8. Биосфера и человек (3 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной
среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и
последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков,
заповедников и заказников России.
Лабораторные и практические работы
№ 11.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
№ 12.Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Заключение (1 час).
V.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
В том числе на:
Наименование разделов и тем
Раздел 4. Вид.
Всего
часов
21ч.
уроки
20
Контрол
ьные
работы,
зачёты
Дата
примечания
По плану
фактическ
и
1
7
Развитие биологии в
додарвиновский период. Работы
К. Линнея.
Эволюционная теория
Ж.Б.Ламарка.
1
3.
Предпосылки развития
теории Ч.Дарвина
1
4.
Эволюционная теория
Ч.Дарвина
1
5.
Вид. Критерии и
структура
Лабораторна
я работа 4 «Описание особей
вида по морфологическому
критерию»
Популяция – структурная
единица вида и эволюции
1
Факторы
эволюции.
Лабораторная
работа 5 «Выявление изменч
ивости
у особей
одного вида»
Естественный отбор – главная
движущая сила эволюции.
1
Адаптации организмов к
условиям
обитания.
Лабораторная
работа.
6 «Выявление приспособлени
й у
организмов к среде обитания»
Видообразование
1
11.
Сохранение многообразия
видов. Биологический прогресс
и биологический регресс.
1
12.
Доказательства эволюции
органического мира.
1
13.
ЗАЧЕТ 1. «Основные
закономерности эволюции»
1.
2.
6.
7.
8.
9.
10.
1
1
1
1
1
8
14.
Развитие представлений о
происхождении жизни на
Земле.
1
15.
Современные представления о
происхождении
жизни.
П
рактическая работа
6 «Анализ и
оценка
различных
гипотез происхождения
жизни».
Развитие жизни на
Земле. Семинар.
1
Гипотезы происхождения
человека. Практическая работ
а 7 «Анализ и
оценка
различных
гипотез происхождения
человека».
Положение человека в
системе животного мира.
1
19.
Эволюция человека. Семинар
1
20.
Человеческие расы. Семинар.
1
21.
Зачёт 2. «Происхождение
человека»
16.
17.
18.
Раздел 5. Экосистемы
1
1
1
12ч
11
22.
Организм и среда.
Экологические факторы.
1
23.
Абиотические факторы среды
1
24.
Биотические факторы среды.
1
25.
Структура экосистем
1
26.
Пищевые связи. Круговорот
веществ и энергии в
экосистемах.
Практическая работа
8. «Составить схемы передачи
веществ и энергии»
1
1
9
27.
28.
29.
30.
3132
33.
34.
Причины устойчивости и смены
экосистем.
Лабораторная
работа 7 «Исследование
изменений в экосистемах на
биологических
моделях»
Практическая
работа 9 «Решение
экологических задач».
Влияние человека на
экосистемы. Лабораторная
работа
8 «Выявление антропогенны
х изменений в экосистемах
своей
местности»
Практическая
работа10. Сравнительная
характеристика природных э
косистем и агроэкосистем
своей местности».
Биосфера – глобальная
экосистема. Границы,
компоненты и свойства
биосферы.
Роль живых организмов в
биосфере. Эволюция биосферы.
Ноосфера.
Биосфера и человек.
Антропогенные факторы.
Экологический кризис:
причины и
последствия.
Пра
ктическая работа
11. Анализ и оценка послед
ствий собственной деятельност
и в окружающей среде,
глобальных экологических
проблем и путей их решения
Зачет 3. «Экосистема»
1
Заключительный
урок.
Роль биологии в будущем.
1
1
1
1
1
1
10
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы.
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 25 заданий и состоит
из трех частей. Продолжительность работы 45 минут.
Часть I(А) содержит 20 задания с выбором одного варианта ответа из четырех
предложенных. Все задания базового уровня сложности.
Часть II(В)- содержит 3 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом:
1- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задания на определение соответствия;
Часть III(С) - 1- на заполнение таблицы с написанием свободного ответа.
Система оценивания.
Верно выполненное задание базового уровня (задания части А) оценивается в 1 балл.
Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В1- В3) от 0 до 2
баллов. Часть С – 3 балла. Максимальное количество баллов -29
Оценка «5» за 27 -29 балла
Оценка «4» за 20 -26 баллов
Оценка «3» за 15 – 19 баллов
Оценка «2» за 1 – 14 баллов
12