геометрия 8 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет геометрия
8 класс
Уровень базовый, основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель: Семенченко Любовь Юрьевна
Количество часов: 69 за год;

Учебник:Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Л.С.
Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.)-М.:Просвещение,2016-383 с.
Планирование учебного курса «Геометрия» для 7 класса разработано на основе: Авторской
программы Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кодомцев С.Б. составитель Бурмистрова Т.А., М.
«Просвещение», 2016 г.

2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена на основе Фундаментального ядра
содержания образования и Требований, к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования. В ней так же учитываются
основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных
действий для основного общего образования.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и
методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012;
3. Федеральный перечень учебников, утверждён приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования» с изменениями на 2022/2023 год.;
4. Годовой календарный график работы и учебный план МБОУ Поповской СОШ на 2022 –
2023 учебный год.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель:
Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2016 г.
Программа соответствует учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для
общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк,
И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2016.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Геометрия» входит в предметную область «Математика и
информатика».
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый
для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,
формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.

Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия
доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты
и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании
предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
 Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения
образования.
 Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и
точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к
преодолению трудностей;
 Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
 Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой
культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших
геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур; вводится понятие
теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных
признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки;
вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое
представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома
параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников
(в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов
треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный,
прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства
прямоугольных треугольников).
Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность.
Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние

логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала.
Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при
доказательстве теорем и решении задач. Систематическое

изучение курса позволит начать

работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории,
обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется
постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах
обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение
к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы
и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их
описания.
Формы организации образовательного процесса:


творческая деятельность;



исследовательские проекты;



публичные презентации;



лекции;



самостоятельная деятельность;



практическая деятельность (решение задач, выполнение практических работ).

Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), включая
часы на промежуточный и итоговый контроль. В соответствии с учебным планом, с графиком
работы, производственным календарем РФ на 2022-2023 учебный год для обучающихся 8
класса количество часов изменилось, так как из расписания выпадают следующие праздничные
дни: 23.02.2023 г.; 08.03.2023 г; 01.05.2023 г; 08.05.-09.05.2023 г. Таким образом, программный
материал будет пройден за 69 часов.
Предусматривается применение следующих технологий обучения: традиционная классноурочная, элементы проблемного обучения, технологии уровневой
дифференциации,здоровьесберегающие технологии, ИКТ .
Виды и формы контроля: промежуточный в форме самостоятельных работ и тестов,
контрольные работы и зачеты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Геометрия»

Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду
с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического
деления (на основе отрицания);

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации;
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность;
– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для
этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметьиспользовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программноаппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие:
-знать и применять при решении задач признаки и свойства различных параллелограммов,
трапеции и других многоугольников;
-уметь применять теорему Фалеса для деления отрезка на нечетное количество равных
отрезков;

-знать формулы площадей параллелограммов, треугольника и трапеции и уметь применять их
при решении задач;
-знать теорему Пифагора и уметь применять ее в различных задачах по алгебре и геометрии;
-уметь применять определение и признаки подобных треугольников при решении задач;
-овладеть методом подобия в решении различных задач;
-знать и уметь решать задачи с различными данными окружности: хорды, касательные,
секущие, центральные и вписанные углы.

Содержание курса геометрии в 8 классе
Четырехугольники – 14 часов
Четырехугольники. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов
выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные
многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их
свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и
центральна симметрия.
Площадь фигур – 14 часов
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь
прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы).
Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через
периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь
между площадями подобных фигур.
Подобные треугольники – 19 часов
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия
треугольников. Теорема Пифагора. Признак равенства прямоугольных треугольников. Синус,
косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 90 .
Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника:
точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.
Окружность и круг - 19 часов
Центр, радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное
положение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности,
равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности:
свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность описанная около треугольника.
Вписанные и описанные четырехугольники.

Планируемые результаты обучения геометрии в 8 классе
Обучающийся научится:
-распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и
пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник,
окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
-распознавать виды углов, виды треугольников, виды четырехугольников;
- определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы
треугольника, периметр треугольника и т.д.);
-распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды,
цилиндра и конуса;
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в
практическойдеятельности и повседневной жизни для:
-углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах
(точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед,
призма и др.);
-применения понятия развертки для выполнения практических расчетов.
-вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольного
параллелепипеда.
«Геометрические фигуры»научится:
-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного
расположения;
-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их
конфигурации;
-находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от
0до 180 градусов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов,
отношения фигур (равенство, сравнение, подобие, симметрию);
-решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между
ними и применяя изученные методы доказательств;
-решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с
помощью циркуля и линейки;
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
Получит возможность использовать приобретенные знания и умения в
практическойдеятельности и повседневной жизни для:
-овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного,

методом подобия методом, перебора вариантов;
-приобретения опыта применения алгебраического и тригонометрического аппарата
и идей движения при решении геометрических задач;
-овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля
и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
-научится решать задачи на построение методом подобия;
-приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью
компьютерных программ.
«Измерение геометрических величин»научится:
-использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение
длины отрезка, градусной меры угла;
-вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций.
-вычислять периметры треугольников;
-решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и
признаков параллельности прямых, формул площадей фигур;
-решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя
при необходимости справочники и технические средства);
получит возможность использовать приобретенные знания и умения впрактической
деятельности и повседневной жизни для:
-вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников;
-вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников,
параллелограммов, треугольников;
-вычислять площади многоугольников используя отношения и равносоставленности;
и приобретения опыта применения алгебраического и тригонометрического аппарата идей
движения при решении задач на вычисление

Тематическое планирование

№
Раздел программы

Количество

Количество

Количество

часов

контрольных работ

зачетов

по разделу

по разделу

1

Четырехугольники

14

1

1

2

Площадь

14

1

1

3

Подобные треугольники

19

2

1

4

Окружность

19

1

1

5

Итоговое повторение

3

1

-

69

6

4

1. Глава 5

Тема урока

Четырехугольники

14

по теме

№ по
№ по
порядку теме

Кол ч-в

Календарно-тематическое планирование
Домашнее задание

Дата
План.

1/1

1.1

Многоугольник. Выпуклый
многоугольник

1

П.40-41 №364, 365(б, г)

02.09

2/2

1.2

Четырехугольник

1

П.42 № 366, 368, 370

06.09

3/3

1.3

Параллелограмм. Свойства
параллелограмма

1

П.43 №372(б), 376(д)

09.09

4/4

1.4

Параллелограмм. Свойства
параллелограмма

1

П.43 №374, 377

13.09

5/5

1.5

Признаки параллелограмма

1

П.44 №379, 382

16.09

6/6

1.6

Признаки параллелограмма

1

П.44 №380, 383

20.09

7/7

1.7

Трапеция

1

П.45 №387, 392(б), 397

23.09

8/8

1.8

Решение задач по теореме Фалеса

1

П.45 №396, 385

27.09

9/9

1.9

Прямоугольник

1

П. 46 №401(б), 402

30.09

Факт.

10/10

1.10

Ромб и квадрат

1

П.47 №405(а), 408(б),
409

04.10

11/11

1.11

Осевая и центральная симметрия

1

П.48 №417, 421, 416

07.10

12/12

1.12

Решение задач по теме
«Четырехугольники»

1

П.43-47 №420, 415, 411

11.10

13/13

1.13

Решение задач по теме
«Четырехугольники»

1

П.40-48 №426, 433, 438

14.10

14/14

1.14

Контрольная работа №1 на тему
«Четырехугольники»

1

Глава 5

18.10

Площадь

14

2. Глава 6
15/1

2.1

Понятие площади многоугольника

1

П.48 №446, 448, 449

21.10

16/2

2.2

Площадь прямоугольника

1

П.50 №455, 457, 458

25.10

17/3

2.3

Площадь параллелограмма

1

П.51 №460, 462, 465

28.10

18/4

2.4

Площадь треугольника

1

П.52 № 468(б), 470, 472

08.11.

19/5

2.5

Площадь трапеции

1

П.53 №480(б), 482

11.11.

20/6

2.6

Решение задач по теме «Площади»

1

П.51-53 № 463, 471(б),
481

15.11.

21/7

2.7

Решение задач по теме «Площади»

1

П.51-53 № 473, 475,
479(а)

18.11.

22/8

2.8

Решение задач по теме «Площади»

1

П.51-53 №478, 469, 461

22.11.

23/9

2.9

Теорема Пифагора

1

П.54 №485, 487, 495

25.11.

24/10

2.10

Теорема, обратная теореме
Пифагора

1

П.55 № 492, 498(б, д),
496

29.11.

25/11

2.11

Решение задач на теорему
Пифагора

1

П.54-55 № 489(б), 497,
490(в)

02.12.

26/12

2.12

Решение задач на теорему
Пифагора

1

П.48-55 № 503, 514

06.12.

27/13

2.13

Решение задач по теме «Площади»

1

П.48-55 519,
520.Вопросы для
повторения стр. 133

09.12.

28/14

2.14

Контрольная работа №2 по теме
«Площадь»

1

Вопросы для повторения
стр. 133

13.12.

3.

Глава 7

Подобные треугольники

19

29/1

3.1

Пропорциональные отрезки.
Определение подобных
треугольников

1

П.56 -57 №534, 536(б),
542

16.12.

30/2

3.2

Отношение площадей подобных
треугольников

1

П.58 546, 548, 544

20.12.

31/3

3.3

Первый признак подобия
треугольников

1

П.59 №551(б), 552(б),
556

23.12.

32/4

3.4

Второй признак подобия
треугольников

1

П.60 №557(б), 55(а)

27.12

33/5

3.5

Третий признак подобия
треугольников

1

П.61 №560(б), 563

13.01

34/6

3.6

Решение задач по теме «Признаки
подобия треугольников»

1

П.59-61 №553, 558

17.01

35/7

3.7

Решение задач по теме «Признаки
подобия треугольников»

1

П.59-61 №561, 562

20.01

36/8

3.8

Контрольная работа №3 по теме
«Подобные треугольники»

1

37/9

3.9

Средняя линия треугольника

1

П.62 №565, 569

27.01

38/10

3.10

Пропорциональные отрезки в
прямоугольном треугольнике

1

П.63 №566, 571, 575

31.01

39/11

3.11

Практические приложения подобия
треугольников

1

П.64 №577, 579, 572(б)

03.02

40/12

3.12

О подобии произвольных фигур

1

П.65 №576, 580, 589

07.02

41/13

3.13

Применение подобия к
доказательству теорем и решению
задач

1

П.62-65 №570, 586, 583

10.02

42/14

3.14

Применение подобия к
доказательству теорем и решению
задач

1

П.62-65 №587, 590

14.02

43/15

3.15

Применение подобия к
доказательству теорем и решению
задач

1

П.62-65 №571, 582

17.02

24.01

44/16

3.16

Синус, косинус и тангенс острого
угла прямоугольного треугольника

1

П.66№591(в), 595(б),
592(а)

21.02

45/17

3.17

Значения синуса, косинуса и
тангенса для углов 300, 450 и 600

1

П.67№600, 602,592(д)

24.02

46/18

3.18

Решение задач по теме «Подобные
треугольники»

1

П.66-67 № 596, 598(б),
603

28.02

47/19

3.19

Контрольная работа № 4

1

Окружность

17

4.

Глава 8

03.03

48/1

4.1

Взаимное расположение прямой и
окружности

1

П.68№ 632, 634

07.03

49/2

4.2

Касательная к окружности

1

П.69 №637, 639, 643

10.03

50/3

4.3

Решение задач по теме
«Касательная к окружности»

1

П.68-69 №640, 644, 648

14.03

51/4

4.4

Градусная мера дуги окружности.
Центральный угол

1

П.70 №651(б), 649(б),
652

17.03

52/5

4.5

Теорема о вписанном угле

1

П.71 №656, 660, 666(в)

21.03

53/6

4.6

Решение задач на нахождение
центрального угла

1

П.70-71 № 665, 671(б),
673

24.03

54/7

4.7

Решение задач на нахождение
вписанного угла

1

П.70-71 №667, 659, 662

04.04

55/8

4.8

Четыре замечательные точки
треугольника. Свойства
биссектрисы угла

1

П.72 №674, 676(б)

07.04

56/9

4.9

Свойства серединного
перпендикуляра к отрезку

1

П.72 №679(а), 681

11.04

57/10

4.10

Теорема о пересечении высот
треугольника

1

П.73 № 685, 686

14.04

58/11

4.11

Вписанная окружность

1

П.74 №690, 693(б), 701

18.04

59/12

4.12

Описанная окружность

1

П.75 № 705(б), 706, 711

21.04

60/13

4.13

Решение задач на замечательные
точки треугольника

1

П.74 -75 №695, 704(б),
707

25.04

61/14

4.14

Решение задач на тему «Вписанная
окружность»

1

П.74 -75 №698, 702(а),
704

28.04

62/15

4.15

Решение задач на тему «Описанная
окружность»

1

П.68 – 75 вопросы стр.
187 № 722, 716

02.05

63/16

4.16

Решение задач на тему
«Окружность»

1

П.68 – 75 вопросы стр.
187 №725, 737

05.05

64/17

4.17

Контрольная работа №5 по теме
«Окружность»

1

Повторение. Решение задач

4

5.

12.05

65/1

5.1

Решение задач по курсу 8 класса

1

16.05

66/2

5.2

Решение задач по курсу 8 класса

1

19.05

67/3

5.3

Итоговая контрольная работа

1

23.05

68/4

5.4

Работа над ошибками.

1

26.05

69/5

5.5

Решение задач по геометрии

1

30.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».