Литература 9класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поповская
средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: ЛИТЕРАТУРА
9 класс
Уровень: базовый основного общего образования, 2022/2023 учебный год
Учитель:

Передереева Оксана Юрьевна

Количество часов: 99ч. за год; по 3 ч. в неделю

Учебник: по литературе 9 кл. для общеобразовательных учреждений под
реакцией В.Я.Коровиной (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.П.Полухина,
В.И.Коровин, И.С.Збарский), рекомендованной Министерством образования и
науки РФ

2022г.

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г.№373 (с изменениями,
утвержденными
приказами
Минобрнауки
России
от
26.11.2010г.N1241;
от
22.09.2011г.N2357; от 18.12.2012г.N1060; от 29 декабря 2014г. N1643 и от 31 декабря 2015г.
N1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г.№373»), на основе следующих документов:
1.Федеральный закон об образовании от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253».
3. САНПиН 2.4.2 № 2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2010 года,
регистрационный № 189;
4. Учебный план МБОУ и календарный график Поповской СОШ на 2022 – 2023 учебный год
5.Авторская программа по литературе для общеобразовательных учреждений под реакцией
В.Я. Коровиной (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.П. Полухина, В.И. Коровин, И.С.
Збарский), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
В состав УМК входит учебник: «Литература 9 класс.» Авторы: В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я.
Коровиной. - М.: Просвещение, 2020)
2. Место предмета литература в учебном плане МБОУ Поповская СОШ, количество
часов, отведенных на реализацию программы, изменения в программе.
В программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение литературы в 9 классе отведено
102 часа. Согласно календарному учебному МБОУ Поповская СОШ (34 уч. недели) будет
проведено 99 уроков т.к. 23.02.23, 8.03.23, 1.05.23, 9.05.23 - выпадают на праздничные дни,
авторская и рабочая программа будут реализованы за счет уплотнения материала. Темы:
«М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой.», «А.
Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.», «С Есенин. Слово о
поэте. Тема Родины в лирике Есенина» вместо 3 часов будут изучаться за 2 час каждая.

3. Планируемые результаты освоения курса литературы в 9 классе
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинноследственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и
путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,
научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно -познавательных, учебных и художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами
письменной речи (повествование —создание текста по аналогии, рассуждение
—письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности.

4. Содержание учебного курса
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с
искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема
авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...»
для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт,
реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого
северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.
«Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный
русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении
собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из
Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской
действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник.
Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное
наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы.
Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные
герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты
русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX
века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике,
мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка
и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность,
фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий
пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как
граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример
преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир
героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана —
пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не
поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов
и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий
афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма
в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар»,
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть
может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике
Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и
мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии.
Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в
стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия
и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа.
Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в
судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический
центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика —
В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев;
«почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века;
писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух
персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм
(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» —
первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной
личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет
своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и
Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть
«Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме
и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.
Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и
грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я
люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия).
Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система
образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой
эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя.
Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины
незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку
и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о
литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии,
сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи:
обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая
насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие
представлений).
Из литературы второй половины XIX века.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя —
положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви —
воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и
одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным
фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии.
Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному
обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и
собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом.
Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности
поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного
чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев
рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской
литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и
негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном
городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях
рассказа.
Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по
выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное
богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах)
лирических произведений.
Из литературы ХХ века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX
века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX
века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных
социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл
названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная
недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика
Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира
(развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и
судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого
человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая
манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия
идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе.
Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ
«Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная
основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору
учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов
лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело
ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы
и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое,
проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока.
Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой
заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».
Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта.
Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской
поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.
Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня
похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С
большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о
Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой.
Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...»,
«Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская
глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер»,
«Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические
интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и
поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных
тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака.
Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных
тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»
(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль
стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы
стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб.
«Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка»
(«Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н.
Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический
жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий
переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».
Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений
молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка
чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе
человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и
Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы:
буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи
бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея
восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный
(идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное
постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как
божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).
Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя,
например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт),
сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст).
Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром
«расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская
глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы.
Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление
понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь.
Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй
части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и
композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его
развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и
неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и
разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к
основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера,
творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и
свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии
«Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики.
Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Тематическое планирование 9 класс (99ч)
№

Наименование раздела, тема урока

Часы

Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы

2

1/2

Самобытный
характер
древнерусской 1
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
История открытия памятника «Слово о полку
Игореве».

2/2

Художественные
особенности
«Слова…»:
самобытность содержания, специфика жанра,
1
образов.
Из литературы XVIII века

10

1/10

Общая характеристика литературы XVIII века. 1
Гражданский пафос русского классицизма.

2/10

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. 1
«Вечернее
размышление…».
Особенности
содержания и формы произведения.

3/10

«Ода на день восшествия…» Прославление мира 1
науки, просвещения в поэзии Ломоносова.

4/10

Г.Р.
Державин.
Жизнь
и
творчество. 1
«Властителям и судиям» Тема несправедливости
сильных мира сего.

5/10

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. 1
«Памятник». Мысль о бессмертии поэта.
Традиции и новаторство в творчестве Державина.

РК

КР

С

6/10

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие 1
из Петербурга в Москву». Изображение
российской
действительности.
Критика
крепостничества.

7/10

Особенности повествования в «Путешествии…» 1
Жанр путешествия и его содержательное
наполнение.

8/10

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. 1
Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная
Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни
человека.

9/10

«Бедная
Лиза»
как
сентиментализма.
общечеловеческих ценностей.

10/10

Р.р. Классное сочинение (1)«Литература XVIII
века в восприятии современного читателя».

произведение 1
Утверждение
1

Из русской литературы XIX века. 54ч.
1/54

Общая характеристика русской литературы XIX 1
века. Понятие о романтизме и реализме. Проза,
поэзия, драматургия.

2/54

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», 1
«Невыразимое». Границы выразимого в слове и
чувстве.

3/54

Жуковский «Светлана». Особенности жанра 1
баллады. Нравственный мир героини баллады.

4/54

Контрольная работа за 1 четверть за период
17-начала 19 века.

5/54

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. 1
«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности
композиции.

6/54

Фамусовская Москва в комедии.

7/54

Картина нравов, галерея живых типов и острая 1
сатира.

8/54

Чацкий в системе образов комедии.

1

9/54

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

10/54

Р.р. Язык комедии. Преодоление канонов
классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме
Фамусова».

1

11/54

И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к

1

1

дом. сочинению по комедии «Горе от ума».
12/54

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская
лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

13/54

«К Чаадаеву». Проблема свободы, служения 1
Родине. Тема свободы и власти в лирике
Пушкина: «К морю», «Анчар».

14/54

Любовь как гармония душ в интимной лирике
Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил».

15/54

Р/р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина:
«Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение
анализу лирического стихотворения.

16/54

Контрольная работа по лирике начала XIX века, 1
комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

17/54

А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая 1
поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический
характер Алеко.

18/54

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История 1
создания. Система образов романа. Сюжет.
Онегинская строфа.

19/54

Типическое и индивидуальное в образах Онегина 1
и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

20/54

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. 1
Татьяна и Ольга.

21/54

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. 1
Анализ двух писем. Образ автора в романе А.С.
Пушкина «Евгений

22/54

Контрольный тест за 2 четверть по творчеству
писателей и поэтов 2 половины 19 века.

23/54

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской 1
жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о
романе.

24/54

Р/р. Классное сочинение (2) по роману А.С.
Пушкина «Евгений Онегин».

1

25/54

Р/р. Классное сочинение (2) по роману А.С.
Пушкина «Евгений Онегин».

1

26/54

Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и 1
злодейства».
Два
типа
мировосприятия
персонажей трагедии.

27/54

М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. 1
Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет,

1

1
1

1

1

я не Байрон...», «Молитва».
28/54

Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта»,
«Поэт», «Пророк».

29/54

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

30/54

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: 1
«Дума», «Предсказание». Тема России и ее
своеобразие: «Родина».

31/54

Роман «Герой нашего времени» как первый 1
психологический
роман.
Замысел,
смысл
названия и проблематика романа.

32/54

Печорин
как
поколения».

33/54

Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч».

1

34/54

Анализ повести «Тамань».

1

35/54

Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его 1
двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и
Мери. Печорин и Вера.

36/54

Анализ повести «Фаталист». Ее философско- 1
композиционное значение.

37/53

Р/р. Классное сочинение (3) по роману М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени».

38/54

Н.В. Гоголь: судьба
творческие успехи.

39/54

«Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. 1
Проблема жанра.

40/54

Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

41/54

Образы помещиков Коробочка,
Собакевич в поэме Н.В. Гоголя.

42/54

Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

43/54

Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые 1
души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, X.

44/54

Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. 1
Анализ XI главы.

45/54

Лирические отступления в поэме

46/54

Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя 1
(изображение народа).

47/54

Р/р. Классное сочинение (4) по поэме Н.В.

представитель

1
1

«портрета 1

писателя.

1

Первые

Ноздрев

1

1
и 1
1

1

1

1

Гоголя «Мертвые души».
48/54

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые 1
ночи».

49/54

Черты внутреннего
мечтателя».

50/54

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность 1
не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза
его распада.

51/54

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на 1
героев комедии «Бедность не порок».

52/54

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». 1
Формирование личности героя повести, его
конфликт с окружающей средой и собственными
недостатками.

53/54

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть
чиновника». Эволюция образа «маленького
человека» и чеховское отношение к нему.

1

54/54

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека
в мире.

1

мира

«петербургского

1

Из русской литературы ХХ века. 25
1/25

Многообразие жанров
литературе XX века.

и

направлений

в 1

2/15

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи».
История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1

3/25

А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и
предчувствие перемен в лирике Блока.

1

4/25

С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике
Есенина.

1

5/25

Размышления о жизни, любви, природе, 1
предназначении человека в лирике Есенина.

6/25

В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство 1
поэзии Маяковского.

7/25

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье 1
сердце» как социально-философская сатира на
современное общество.

8/25

История создания и судьба повести. Система 1
образов.

9/25

Гуманистическая
позиция
автора.
Смысл 1
названия. Подготовка к домашнему сочинению

10/25

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. 1
Особенности поэтики Цветаевой.

11/25

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой 1
«Стихи о Москве».

12/25

А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические 1
интонации в любовной лирике.

13/25

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.

14/25

Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский 1
характер лирики Заболоцкого.

15/25

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба
человека» Судьба человека и судьба Родины в
рассказе.

1

16/25

Особенности композиции рассказа. Образ авторарассказчика.

1

17/25

Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и 1
современность в стихах о природе и о любви.

18/25

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о 1
Родине.

19/25

Военная тема в творчестве. «Я убит подо 1
Ржевом».

20/25

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин 1
двор». Картины послевоенной деревни в рассказе.

21/25

Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы.

22/25

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – 1
XХ веков.

23/25

Романсы и
выражающий
человека.

24/25

Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ
века.

1

25/25

Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ
века.

1

1

1

песни как жанр искусства, 1
переживания, мысли, чувства

Из зарубежной литературы. 8ч.
1/8

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. 1
Чувства и разум в любовной лирике поэта.

2/8

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». 1
Традиции оды Горация в русской поэзии.

3/8

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная 1
комедия». Обзор содержания.

4/8

Множественность смыслов
философский характер.

5/8

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». 1
Одиночество Гамлета в его конфликте с
реальным миром.

6/8

Анализ пьесы У.Шекспира «Гамлет».

1

7/8

Проверочный тест по зарубежной литературе.

1

8/8

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

1

Итого: 99ч.

поэмы

и

ее 1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».