Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:
ТЕХНОЛОГИЯ
3 класс 2022/2023 учебный год
Уровень: начальное общее образование
Учитель:
Григоренко Елизавета Николаевна
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, программы «
Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Школа России». 1 – 4 классы под редакцией Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева.
Учебник: Учебник «Технология. 3 класс» для общеобразовательных
организаций Авторы: Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева
Издательство «Просвещение» 2017г.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год на изучение предмета отводится 1 час в неделю – 34 часа в год.
В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Поповской
СОШ на 2022-2023 учебный год, расписанием уроков на 2022-2023 учебный
год на изучение предмета в 3 классе отводится 34 часа
2022 г.
Рабочая программа
1.Пояснительная записка
Цели изучения предмета «Технология»:
развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и
исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность,
самоуважение и самооценка);
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и
творческой деятельности в процессе формирования элементарных
конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта,
представлений о профессиональной деятельности человека.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности
познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
2. Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Технология» в соответствии с Федеральным
базисным учебным планом в каждом классе начальной школы отводится
1чаc в неделю, 34 учебных недели. В соответствии с учебным планом, с
графиком работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповская СОШ на
2022-2023 учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для
учащихся 3класса количество часов отведенных на изучение предмета
«Технология» 34 часа.
3.Планируемые результаты
У обучающегося будут сформированы Личностные УУД :
• отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь
одноклассникам;
• проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;
• испытывать потребность в самореализации в доступной декоративноприкладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
• принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
• опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические
знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или
собственного замысла.
Метапредметные
У обучающегося будут сформированы Регулятивные УУД
• формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
• выявлять и формулировать учебную проблему;
• анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
• самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи); • коллективно
разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их
реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
• осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических
операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов,
чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества
выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить
необходимые конструктивные доработки;
• выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и
аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным
учителем критериям.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Познавательные УУД
• искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию
в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта),
энциклопедиях, справочниках, Интернете;
• открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений,
рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных
поисковых упражнений;
• преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы (в информационных проектах).
У обучающегося будут сформированы Коммуникативные УУД:
• высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
• уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном
решении проблемы (задачи);
• уважительно относиться к позиции другого человека,
пытаться договариваться.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающиеся узнает о:
• характерных особенностях изученных видов декоративно
прикладного искусства;
• профессиях мастеров прикладного искусства (в рамкахизученного).
Обучающиеся научится:
• узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по
описанию изученные и распространённыев крае ремёсла;
• соблюдать правила безопасного пользования домашними
электроприборами (светильниками, звонками, теле- радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы
художественно-практической деятельности.
Обучающиеся узнает:
• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и
синтетических материалов (бумага, металлы,ткани);
• последовательность чтения и выполнения разметкиразвёрток с помощью
чертёжных инструментов;
• линии чертежа (осевая и центровая);
• правила безопасной работы канцелярским ножом;
• косую строчку, её варианты, назначение;
• несколько названий видов информационных технологий и
соответствующих способов передачи информации(из реального окружения
учащихся).
Обучающиеся будет иметь представление о:
• композиции декоративно-прикладного характера наплоскости и в объёме;
• традициях канонов декоративно-прикладного искусствав изделиях.
Учащийся будет уметь (под контролем учителя):
• читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
• выполнять разметку развёрток с помощью чертёжныхинструментов с
опорой на чертёж (эскиз);
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические
приёмы изготовления изделий;
• выполнять рицовку;
• оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её
вариантами; • находить и использовать дополнительную информациюиз
различных источников (в том числе из Интернета);
• решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование.
Обучающийся узнает:
• простейшие способы достижения прочности конструкций.
Обучающийся научится :
• конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным
техническим, технологическим идекоративно-художественным условиям;
• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
• выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Обучающийся узнает:
• названия и назначение основных устройств персонального компьютера для
ввода, вывода и обработки информации;
• основные правила безопасной работы на компьютере.
Обучающийся будет иметь общее представление о:
• назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.
Обучающийся получит возможность научиться:
• включать и выключать компьютер;
• пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого длявыполнения
предъявляемого задания);
• выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками
(открывать, читать);
• работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми
материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение
информации,
выполнение предложенных заданий, закрытие материалаи изъятие диска из
компьютера.
Познавательные
У обучающегося будут сформированы:
находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор,
пользуясь материалами учебника, проводить защиту проекта по заданному
плану;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты
и работе с материалами учебника;
проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность
их выполнения под руководством учителя;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты
и изделия;
находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи
между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника,
собственные знания и опыт;
выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в
различные знаково-символические системы, выделять учебные и
познавательные задачи;
проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно
предложенным критериям;
находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и
потребностям;
читать и работать с текстами с целью использования информации в
практической деятельности.
Регулятивные
У обучающегося будут сформированы:
принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия,
предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами
под руководством учителя;
изменять план выполнения работы при изменении конструкции или
материалов;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи
учителя;
осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе
текстового плана;
проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев
и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики
«Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя
задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
проводить самооценку;
обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
выделять познавательную задачу из практического задания;
воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и
вносить изменения в свои действия;
Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы:
слушать собеседника, допускать возможность существования другого
суждения, мнения;
уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение
партнера при работе в паре и над проектом;
выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия,
общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и
учебной задачи;
проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
приводя аргументы «за» и «против»;
учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
вести диалог на заданную тему;
использовать средства общения для решения простейших коммуникативных
задач.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой
предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя
этнокультурного наследия ( на примере народных традиционных ремесел
России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в
Информационном пространстве ;
называть основные виды профессиональной (ремесленнической)
деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по
дереву и т.д.
организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с
материалами:
бумагой,
пластичными
материалами,
природными
материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов,
каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания),
циркульсоблюдать правила безопасной работы с инструментами при
выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и
инструменты в зависимости от вида работы;
при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по
используемому материалу, назначению;
объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия
на основе эффективного использования различных материалов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности
человека;
называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.
познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской
росписью,
Городецкой
росписью,
дымковской
игрушкой),
их
особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
узнавать и называть основные материалы и их свойства;
узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:
Бумага и картон:
виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их
свойства (поверхность, использование);
особенности использования различных видов бумаги;
практическое применение кальки, копировальной и металлизированной
бумаги.
выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы:
структура и состав тканей;
способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются
из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из
шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные
получают, используя химические вещества);
производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон
натурального происхождения;
Природные материалы
различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная
скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов,
каштаны, листики, ракушки;
сравнивать природные материалы по их свойствам и способам
использования.
Пластичные материалы
сравнение свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин,
глина) пластичных материалов;
знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в
жизнедеятельности человека;
знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
сравнение различных видов рельефа на практическом уровне;
экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
выполнять простейшие эскизы и наброски;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому
плану, эскизам;
выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через
копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела,
при помощи шаблона на ткани.
выполнять разметку симметричных деталей;
оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного
образца;
узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной
обработки материалов в зависимости от их свойств:
Бумага и картон.
приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный,
зооморфный, комбинированный);
выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под
руководством учителя);
осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.
Ткани и нитки
приемы работы с нитками (наматывание);
различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и
машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;
освоить новые технологические приемы:
моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных
костюмов;
конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;
«изонить»;
украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
плетения в три нитки;
Природные материалы
осваивают технологию выполнения мозаики:
из крупы,
из яичной скорлупы (кракле),
создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,
оформлять изделия из природных материалов при помощи
фломастеров, красок и цветной бумаги.
Пластичные материалы
используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого
теста, конструирования из пластичных материалов;
осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и
технологии
использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании
заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
применять приемы безопасной работы с инструментами:
использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой,
булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание),
ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой,
металлизированной бумагой;
осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному
контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальцлинейке;
Обучающиеся получит возможность научиться
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому
образцу;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления
разных изделий;
осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе,
профессиях быту и профессиональной деятельности;
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ
соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и
готовому образцу;
изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов
изделии;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Обучающиеся получит возможность:
изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
4. Содержание курса, предмета.
1. Информационная мастерская (5 ч.)
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения,
хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода вы вода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему
устройств. Клавиатура общее представление о правилах клавиатурного
письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового
редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам,
каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на
компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР
(цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на
электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема,
рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание
небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер.
Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и
PowerPoint.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты (Мастерская скульптора, мастерская рукодельниц) (12часов)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование
элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.
Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным
свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов
в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и
безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов;
экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка
изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и
изменений. Называние и выполнение основных технологических операций
ручной обработки материала: разметка деталей ( на глаз, по шаблону,
трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение деталей (открывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия
(клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в
соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов
России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии
надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных
графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший
чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование .(Мастерская инженера,
конструктора, строителя, декоратора. Мастерская кукольника) (17
часов)
Общее представление о конструировании как создании конструкции какихлибо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь
изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные
виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения
деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям
(технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным
и пр. Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном
конструкторе.
5.Тематическое планирование
№
Название темы
Количество часов
Авторская
программа
Рабочая
программа
Информационная мастерская
5 часов
5 часов
Мастерская скульптора
3 часов
3 часов
Мастерская рукодельницы
9 часов
9 часов
4
Мастерская инженеров –
конструкторов, строителей,
декораторов
12 часов
12 часов
5
Мастерская кукольника
5часов
5 часов
1
2
3