Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Изобразительное искусство
3 класс
2022/2023 учебный год
Уровень: начальное общее образование,
Учитель:
Григоренко Елизавета Николаевна
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, программы «Изобразительное
искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М.
Неменского. 1-4 классы» под редакцией Неменского Б. М.,Неменской Л. А.,
Горяевой Н. А. и др., Москва, издательство "Просвещение", 2018 г.
Учебник: Изобразительное искусство 3 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений
/ Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под ред. Неменского Б.М. М.: Просвещение, 2017 г.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023 учебный
год на изучение предмета отводится 1 час в неделю – 34 часа в год. В соответствии
с календарным учебным графиком работы МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год, расписанием уроков на 2022-2023 учебный год на изучение предмета
в 3 классе отводится 33 часа. Недостаток учебного времени компенсирован путём
интеграции тем курса.
2022 г.
Рабочая программа
1.Пояснительная записка
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет
«Изобразительное искусство» реализует следующую цель: -формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические
задачи: формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирование художественно – творческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.
2. Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с
Федеральным базисным учебным планом в3классе начальной школы отводится
1час в неделю,34 учебные недели. В соответствии с учебным планом, с графиком
работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 3класса
количество часов отведенных на изучение предмета «Изобразительное искусство»
изменилось, так как из расписания выпадают следующие праздничные дни: 09.05
Таким образом, в тематическом планировании на изучение предмета
«Изобразительное искусство» отводится– 33 часа.
3. Планируемые результаты
У учащихся будут сформированы
Личностные результаты :
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности),
ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с
поставленной целью;
-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом
материале и пр.;
-осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку
хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать
оптимальную
последовательность действий для реализации замысла;
-прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и
способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
-анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие
чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и
оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
-анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия,
их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной
форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели,
работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных
доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
-самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в
соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
-понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную
идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического
воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства
являются формирование следующих умений
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация,
аппликация, коллаж, флористика, гончар;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных
мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной
вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими
инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования,
сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на
плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на
плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с
использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах
искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и
народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения
растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой
художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и
творчества своих товарищей.
4. Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Искусство в твоем доме»
Внимание обращается не только на красоту природы, но и на красоту предметов,
на красоту
рукотворную, которая окружает нас в быту, в нашем доме, на улицах нашего
города, в
театрах, в музеях.
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них
"сделал" в
ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не
создавался ни
один предмет дома, не было бы и самого дома.
1. Твои игрушки (озорной товар).
Задание: Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки,
народные
игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева, бумага, гуашь,
водноэмульсионная краска для грунта; кисти маленького размера, тампоны.
Зрительный ряд: народная игрушка (слайды): дымка, городец, филимоново,
богородская
резная игрушка, игрушки из подручного материала: упаковок, ткани, меха.
Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка, П. Чайковский "Детский альбом".
2. «Красота букетов из Жостово». Твоя посуда.
Задание: Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и
роспись и
украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в
изготовлении
посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой
грунтовке.
При этом обязательно подчеркивается назначение посуды: для кого она, для какого
случая.
Материалы: тонированная бумага, гуашь, пластилин, глина, водно-эмульсионная
краска.
Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды,
посуда из
разных материалов (металла, дерева, пластмассы).изобразить природные стихии на
больших
листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря,
извержение
вулкана, дождь, туман, солнечный день)
3. Обои и шторы в твоем доме.
Задание: Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение:
спальня,
гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.
Зрительный ряд: отрывки из какой-нибудь сказки, где приводится словесная
характеристика
комнат сказочного дворца.
Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния:
бурное
(Ф.Шопен "Полонез" ля-бемоль мажор, соч. 53), спокойное, лирически-нежное
(Ф.Шопен
"Мазурка" ля-минор, соч. 17).
4. Мамин платок.
Задание: Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию,
ритмике
рисунка, колориту, как средство выражения.
Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков, платки и ткани, образцы
детских работ
по этой теме.
Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
5. Иллюстрация твоей книжки.
Задание: Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица.
Иллюстрирование
выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки.
авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-игрушки, детские книжки.
Литературный ряд: текст выбранной сказки.
6. Иллюстрация твоей книжки.
Задание: Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица.
Иллюстрирование
выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки.
Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам
(иллюстрации разных
авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-игрушки, детские книжки.
Литературный ряд: текст выбранной сказки.
7. Поздравительная открытка, декоративная закладка.
Задание: Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).
Возможно
исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов, литографий,
образцы
детских работ в разных техниках.
8. Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему
дымковской
глиняной игрушки.
Задание: Дети выполняют иллюстрации к русским народным потешкам в стиле
дымковской
игрушки
Материалы: гуашь, кисть, фломастеры, бумага, ножницы.
Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный
учителем; таблица,
показывающая приемы работы с бумагой.
Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные потешки.
Раздел 2. «Искусство на улицах твоего города»
Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому
"порогу". И Родины
нет без него. Не просто Москва или Тула – но именно родная улица, идущая "у
лица" твоего
дома, исхоженная ногами.
Итогом занятий должно стать не только представление о деятельности художника
в этой
области, но и осознанное видение красоты родного города, села, страны.
Понимание важности
сохранения памятников истории, архитектуры, материальной культуры,
приобщение к
истории культуры своего народа. Ребенок ощутит гордость за своих предков, за их
художественный дар, ощутит себя их наследником.
9. Памятники архитектуры.
Задание: Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Материалы: тонированная бумага, восковые мелки или гуашь, белая бумага.
Зрительный ряд: репродукции, отображающие городской пейзаж, фотографии,
слайды;
материалы по истории и жизни родного города, села.
Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным
памятником.
10. Парки, скверы, бульвары.
Задание: Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, паркимузеи,
детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский цикл «Времена года»; Р. Шуман «На опушке
леса»,
«Одинаковые цветы»
11. Ажурные ограды.
12. Волшебные фонари.
13. Витрины магазинов.
Задание: Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления
витрины любого
магазина (по выбору детей). При наличии дополнительного времени можно
сделать
групповые объемные макеты.
Материалы: плоские конфетные коробки, белая и цветная бумага, ножницы, клей,
пластилин.
Зрительный ряд: слайды с оформленными витринами; детские работы предыдущих
лет;
заготовки фрагментов оформления для показа способов компоновки.
14. Удивительный транспорт.
Задание: В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных
времен.
Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из
бумаги образы
фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии транспорта. Слайды старинного транспорта.
Репродукции из
журналов.
Литературный ряд: загадки
15. Труд художника на улицах твоего города.
Раздел 3. «Художник и зрелище»
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен.
Но и
сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить
большинство
уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно
выполняются
занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке
можно устроить
театрализованное представление.
Ввести ученика в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное
искусство
является необходимой частью зрелища.
16. Художник в цирке.
Задание: Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища.
Изображение
циркового представления и его персонажей.
Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: фотографии и слайды с примерами клоунады, жонглирования и
другими
номерами.
Литературный ряд: стихотворение С. Маршака «Цирк», загадки по теме.
Музыкальный ряд: торжественные бравурные марши, передающие атмосферу
цирка.
17. Образ театрального героя. Эскиз куклы.
Задание: Эскиз персонажа кукольного театра (перчаточного или обычного).
Ученики рисуют
кукольный персонаж (обрисовывают свою руку в форме перчатки, где на
указательный палец
будет надеваться голова куклы) либо просто создают куклу — образ.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, мелки, пастель.
Зрительный ряд: слайды и фотографии, иллюстрации из книг о кукольном театре;
зарисовки
учителя.
18. Образ театрального героя. Силуэт-загадка.
Задание: Изобразить персонаж теневого театра — нарисовать силуэтный профиль.
Материалы: гуашь (черная, коричневая, серая), акварель, тушь, крупные и мелкие
кисточки,
фломастеры того же цвета, что и силуэт персонажа, бумага.
Зрительный ряд: графические работы; репродукции Е. Кругликовой; «вырезалки».
19. Театр кукол (голова и костюм куклы).
Задание: Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые,
марионетки.
Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и
украшение.
Создание куклы на уроке.
Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.
Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг
о
кукольном театре, диафильм.
20. Карнавальные маски.
Задание: Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на
празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и масок театральных.
Литературный ряд: стихотворения А. Барто, З. Александровой, фольклор.
21. Афиша, плакат к спектаклю.
Задание: Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт.
Изображение.
Эскиз плаката-афиши к спектаклю.
Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.
Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
22. Праздник в городе.
23. Школьный карнавал.
Раздел 4. «Художник и музей»
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными
прикладными
формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в
музеях.
Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, СанктПетербурга, других
городов России – хранители самых великих произведений мирового и русского
искусства. И к
этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем,
что именно
его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в
музеях. В
Москве есть музей – святыня для русской культуры – Третьяковская галерея. О ней
в первую
очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский
музей –
центры международных художественных связей, есть много малых, также
интересных музеев
и выставочных залов.
Однако тема "Музеи" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон
человеческой
культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов,
рассказывающих об
истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек,
марок,
археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это – часть нашей
культуры.
"Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев.
24. Музей в жизни города.
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие
художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств
им. А.С.
Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Задание: изобразить интерьер музея с фигурами людей.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: слайды и репродукции, открытки из наборов «Третьяковская
галерея»,
«Эрмитаж» и т.д.
Музыкальный ряд: И. С. Бах «Органные прелюдии» (в качестве фона).
25. Картина - особый мир.
26. Музеи искусства.
27. Картина-пейзаж.
Задание: Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха,
А.Куинджи,
В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным
настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж;
нежный и
певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и
теплыми
цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным
настроением
(В.Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Рылов, А.Куинджи, В.Бялыницкий-Бируля).
Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания
определенного настроения.
28. Картина - портрет.
Задание: Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению
(портрет
подруги, друга).
Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель).
Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф.Рокотова, В.Серова, В.Ван Гога,
И.Репина.
Литературный ряд: загадки и стихотворения.
29. Картина-натюрморт.
Задание: Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт
как рассказ
о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.Б.
Шарден,
К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П.Кузнецов, В.Стожаров, В.Ван Гог
и др.).
Задание на дом: посмотреть в музее или на выставке натюрморты разных авторов.
30. Картины исторические и бытовые.
31. Скульптура в музее.
Задание: Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники.
Парковая
скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой
скульптуры.
Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.
Зрительный ряд: слайды из наборов "Третьяковская галерея", "Русский музей",
"Эрмитаж"
(произведения А.Л.Бари, П.Трубецкого, Е.Лансере).
32. Художественная выставка.
33. Каждый человек - художник. Ступени художественного образования.
Искусствоведческая викторина. (Урок – обобщение)
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим
собственным
сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека
5.Тематическое планирование
№п Наименование разделов и тем
1
Искусство в твоем доме
Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
8ч
8ч
2
Искусство на улицах твоего города
7ч
7ч
3
Художник и зрелище
11ч
10ч
4
Художник и музей
8ч
8ч