Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:
Музыка
3 класс 2022/2023 учебный год
Уровень: начальное общее образование,
Учитель: Григоренко Елизавета Николаевна
Программа разработана на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания
личности гражданина России планируемых результатов начального общего
образования, программы «Музыка. Рабочие программы.1-4 классы
Предметная линия учебников системы «Школа России» авторы Г.П.
Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина ,Москва, издательство "Просвещение",
2017, разработанной в соответствии с основными положениями
художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского
Учебник: Музыка. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций
/Д. Критская, Г.П. Сергеева, Шмагина Т. С, -7-е издание М. Просвещение,
2017
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год на изучение предмета отводится 1 час в неделю –34часа в год. В
соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Поповской
СОШ на 2022-2023 учебный год, расписанием уроков на 2022-2023 учебный
год на изучение предмета в 3 классе отводится 33 часа. Недостаток учебного
времени компенсирован путѐм интеграции тем курса.
2022 г.
Рабочая программа
1.Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цельмассового музыкального образования и воспитания — формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
школьников — наиболее полноотражает интересы современного общества в
развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачимузыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира
на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем
многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и
слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия
лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке,
формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе
развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности.
2. Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Музыка» в соответствии с Федеральным
базисным учебным планом в3классе отводится 1час в неделю,34 учебные
недели. В соответствии с учебным планом, с графиком работы, расписанием
учебных занятий МБОУ Поповская СОШ на 2022-2023 учебный год,
производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 3 класса
количество часов отведенных на изучение предмета изменилось, так как из
расписания выпадают следующие праздничные дни: 24.02. Таким образом, в
тематическом планировании на изучение предмета «музыка » отводится 33
часа.
3.Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по
настроению музыкальные произведения;
- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях,
представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе
России (гимн);
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой
деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных
произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли
прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих
чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других
людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического
характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной
музыкально-исполнительской деятельности;
- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене
голосового аппарата.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и
инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев
музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной
деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его
исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и
сведения, полученные от взрослых(задания типа «Выясни у взрослых…»);
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- читать простое схематическое изображение;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым
средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от
музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом
разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских
инструментах и т.д.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в
обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной
деятельности.
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания,
различных жанров;
- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песнютанец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные
особенности;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям
доступного содержания;
- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
- понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального
образа;
- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о
чувствах, передаваемых в музыке;
- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с
разными состояниями природы);
- сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной
музыки;
- различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (
симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных
инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и
взрослого);
- находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных
музыкальных форм;
- различать звучание музыкальных инструментов;
- различать жанры народной музыки и основные её особенности;
- передавать эмоциональное содержание песенного (народного и
профессионального) творчества в пении, движении, элементах
дирижирования и др.;
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать
простые ритмические группы;
- воплощать выразительные особенности профессионального и народного
творчества в пении, движении, импровизациях;
- понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало,
окончание, плавное звуковедение;
- выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и
соблюдением певческой установки;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера,
передавая изменения настроения в разных частях произведения;
- участвовать в музыкальных драматизациях;
Обучающийся получит возможность овладеть:
- представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими
видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о
музыке разных народов;
- представлениями о творчестве композиторов;
- представлениями о музыкальных жанрах.
Требования к уровню подготовки учащихся
по предмету«Музыка» к концу третьего года обучения.
Учащиеся научатся понимать:
- жанры музыки (песня, танец, марш);
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное
содержание;
-понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало,
окончание, плавное звуковедение;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении,
пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых
инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и
выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
4.Содержание учебного предмета «Музыка»
Россия — Родина моя .
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта
русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере
«Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова
С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева;
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
День, полный событий .
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы
П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский;
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки
с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова
П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят
усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу»,
латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова
Ю. Яковлева.
О России петь — что стремиться в храм .
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники
православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис
Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты:
«Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев;
Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва»,
«В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского;
Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское
чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов.
Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и
праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения
мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц»,
«Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни:
«Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над
лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки.
В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички,
игры, хороводы.
В музыкальном театре
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании
музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский
музыкальный
театр.
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской
оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из
оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета
«Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы).
М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и
Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
В концертном зале
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной
музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры
инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк».
С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты.
М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт;
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере
«Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова
Ю. Энтина.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и
музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры
музыки.
Международные
конкурсы.
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны
Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский
текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3.
И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской;
«Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко;
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня
жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1
(фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из
Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов;
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант».
Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский,
слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной
и А. Хайта.
5.Тематическое планирование.
№п Наименование разделов и тем
Россия-Родина моя
Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
5ч
5ч
День, полный событий
4ч
4ч
О России петь – что стремиться в храм
4ч
4ч
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
4ч
4ч
В музыкальном театре
6ч
6ч
В концертном зале
6ч
6ч
Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье
5ч
4ч
1
2
3
4
5
6
7