музыка 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет:

Музыка

2 класс
Уровень: начальное общее образование,

2022/2023 учебный год

Учитель: Михайлова Екатерина Викторовна

Учебники: «Музыка. 2 класс» для общеобразовательных организаций
Авторы: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой и Т. С. Шмагиной.
Принадлежит к системе «Школа России» Издательство «Просвещение»
2019г.

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 2 класса начального общего
образования составлена на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
начального
общего
образования, на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением
ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и
задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий,
необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия,
универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для
становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования
необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности,
сформировать представления о многообразии проявлений музыкального
искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том
числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз,
эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой
освоения музыкального искусства является практическое музицирование —
пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы
музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития
музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной
терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является
главным. Значительно более важным является формирование эстетических
потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в
себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания
является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного восприятия и художественного исполнения музыки
формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка
личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников
принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как
широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих
самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение
жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных
принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших
школьников. Признание самоценности творческого развития человека,
уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется
по следующим направлениям:
1) становление
системы
ценностей
обучающихся
в
единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсального языка общения,
художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в
жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные
формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный
внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное
движение
(пластическое
интонирование,
танец,
двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России;
присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Музыка» в каждом классе начальной школы
отводится 1час в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком
работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 2
класса количество часов отведенных на изучение предмета «Музыка»
изменилось, так как из расписания выпадает 24.02. Таким образом, в
календарно - тематическом планировании на изучение предмета «Музыка»
отводится– 33 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть
достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и
религий.
- Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий.
- Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации.
Предметные результаты
- Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации.
В соответствии с системно-деятельностным подходом для достижения
планируемых результатов используются следующие технологии: технологии
опережающего обучения, традиционные технологии на основе личностной
ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества, игровые
технологии, технологии развивающего обучения, проектная деятельность.
Формы организации образовательного процесса: комбинированный урок,
итоговый урок (обобщение), нестандартные формы обучения (урок- игра,
урок – путешествие), интегрированный урок.
Виды деятельности: индивидуальные, групповые, парные, индивидуально
групповые, практические, проблемно – поисковые.
При разработке каждого урока выбор типа урока зависит от изучаемой темы
урока и раздела программы.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Музыка» к концу
второго года обучения.
Обучающиеся научатся понимать:
- жанры музыки (песня, танец, марш);
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выявлять жанровое начало музыки;

- оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное
содержание;
-понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало,
окончание, плавное звуковедение;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении,
пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых
инструментах);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Россия — Родина моя 3 часа.
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта
русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере
«Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова
С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева;
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
День, полный событий 6ч.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы
П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский;
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки
с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова
П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят
усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу»,
латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова
Ю. Яковлева.
О России петь — что стремиться в храм 8ч.
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной
церкви.
Рождество
Христово.
Молитва.
Хорал.
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис
Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты:
«Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев;
Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва»,
«В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского;
Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское
чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов.
Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и
праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения
мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешеки.
Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц»,
«Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни:
«Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над
лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки.

В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички,
игры, хороводы.
В музыкальном театре 4ч
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании
музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский
музыкальный
театр.
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской
оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из
оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета
«Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы).
М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и
Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
В концертном зале 5ч
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.
Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и
групп
инструментов
симфонического
оркестра.
Партитура.
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк».
С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты.
М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт;
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере
«Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова
Ю. Энтина.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...7ч
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и
музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры
музыки.
Международные
конкурсы.
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны
Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский
текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3.
И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской;
«Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко;
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня
жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1
(фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из
Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов;
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант».
Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский,
слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной
и А. Хайта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п Наименование разделов и тем
Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа

Россия-Родина моя

3ч

3ч

День, полный событий

6ч

6ч

О России петь – что стремиться в храм

8ч

8ч

В музыкальном театре

4ч

4ч

В концертном зале

5ч

5ч

Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье
Всего

8ч

7ч

34

33

1
2
3
5
6
7

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

Название темы

1

1

2
3

2
3

4

1

5

2

Раздел: Россия-Родина моя ( 3ч.)
Россия-Родина моя.
Мелодия
Здравствуй, Родина моя!
Гимн России.
День, полный событий (6 часов)
День, полный событий Музыкальные
инструменты. Фортепиано.
Природа и музыка. Прогулка.

6

3

7

Кол –
во
часов

Дата
проведения
План факт

1ч

02.09

1ч
1ч

09.09
16.09

1ч

23.09

1ч

30.09

Танцы, танцы, танцы.

1ч

07.10

4

Эти разные марши. Звучащие картины.

1ч

14.10

8
9

5
6

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
1ч
Обобщающий урок по теме «День, полный
1ч
событий»
«О России петь – что стремиться в храм» (8ч)

21.10
28.10

10

1

1ч

11.11

11

2

Великий колокольный звон.
Звучащие картины.
Святые земли русской. Князь А.Невский. Сергий

1ч

18.11

12
13
14
15
16
17

3
4
5
6
7
8

18

1

19

2

20
21

3
4

22

1

23
24
25
26

2
3
4
5

27

1

28
29

2
3

30

4

31
32
33

5
6
7

Радонежский.
Молитва.
С Рождеством Христовым!
Музыка на Новогоднем празднике.
Русские народные инструменты.
Плясовые наигрыши. Разыграй песню
Проводы зимы. Встреча весны.
В музыкальном театре. (4 часа)
Музыкальный театр. Детская опера.
В гостях у сказки. Балет С.Прокофьева «Золушка».
Театр оперы и балета. Волшебная палочка
дирижера.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Увертюра. Финал.
В концертном зале (5 часов)
Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и
волк»
Обобщающий урок
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
«Звучит нестареющий Моцарт».
Симфония № 40. Увертюра.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01

1ч

20.01

1ч

27.01

1ч
1ч

03.02
10.02

1ч

17.02

1ч
1ч
1ч
1ч

03.03
10.03
17.03
24.03

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 часов)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные
1ч
07.04
инструменты
Музыкальные инструменты. И все это –Бах.
1ч
14.04
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит 1ч
21.04
людей понимать друг друга.
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя 1ч
28.04
светла.
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).
1ч
05.05
Могут ли иссякнуть мелодии?
1ч
12.05
Итоговый урок
1ч
19.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».