Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:
Музыка
2 класс
Уровень: начальное общее образование,
2022/2023 учебный год
Учитель: Михайлова Екатерина Викторовна
Учебники: «Музыка. 2 класс» для общеобразовательных организаций
Авторы: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой и Т. С. Шмагиной.
Принадлежит к системе «Школа России» Издательство «Просвещение»
2019г.
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 2 класса начального общего
образования составлена на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
начального
общего
образования, на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением
ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и
задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий,
необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия,
универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для
становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования
необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности,
сформировать представления о многообразии проявлений музыкального
искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том
числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз,
эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой
освоения музыкального искусства является практическое музицирование —
пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы
музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития
музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной
терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является
главным. Значительно более важным является формирование эстетических
потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в
себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания
является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного восприятия и художественного исполнения музыки
формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка
личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников
принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как
широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих
самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение
жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных
принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших
школьников. Признание самоценности творческого развития человека,
уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется
по следующим направлениям:
1) становление
системы
ценностей
обучающихся
в
единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсального языка общения,
художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в
жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные
формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный
внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное
движение
(пластическое
интонирование,
танец,
двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России;
присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Музыка» в каждом классе начальной школы
отводится 1час в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком
работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 2
класса количество часов отведенных на изучение предмета «Музыка»
изменилось, так как из расписания выпадает 24.02. Таким образом, в
календарно - тематическом планировании на изучение предмета «Музыка»
отводится– 33 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть
достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и
религий.
- Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий.
- Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации.
Предметные результаты
- Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации.
В соответствии с системно-деятельностным подходом для достижения
планируемых результатов используются следующие технологии: технологии
опережающего обучения, традиционные технологии на основе личностной
ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества, игровые
технологии, технологии развивающего обучения, проектная деятельность.
Формы организации образовательного процесса: комбинированный урок,
итоговый урок (обобщение), нестандартные формы обучения (урок- игра,
урок – путешествие), интегрированный урок.
Виды деятельности: индивидуальные, групповые, парные, индивидуально
групповые, практические, проблемно – поисковые.
При разработке каждого урока выбор типа урока зависит от изучаемой темы
урока и раздела программы.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Музыка» к концу
второго года обучения.
Обучающиеся научатся понимать:
- жанры музыки (песня, танец, марш);
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выявлять жанровое начало музыки;
- оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное
содержание;
-понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало,
окончание, плавное звуковедение;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении,
пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых
инструментах);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Россия — Родина моя 3 часа.
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта
русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере
«Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова
С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева;
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
День, полный событий 6ч.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы
П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский;
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки
с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова
П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят
усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу»,
латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова
Ю. Яковлева.
О России петь — что стремиться в храм 8ч.
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной
церкви.
Рождество
Христово.
Молитва.
Хорал.
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис
Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты:
«Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев;
Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва»,
«В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского;
Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское
чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов.
Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и
праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения
мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешеки.
Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц»,
«Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни:
«Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над
лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки.
В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички,
игры, хороводы.
В музыкальном театре 4ч
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании
музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский
музыкальный
театр.
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской
оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из
оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета
«Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы).
М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и
Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
В концертном зале 5ч
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.
Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и
групп
инструментов
симфонического
оркестра.
Партитура.
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк».
С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты.
М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт;
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере
«Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова
Ю. Энтина.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...7ч
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и
музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры
музыки.
Международные
конкурсы.
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны
Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский
текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3.
И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской;
«Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко;
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня
жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1
(фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из
Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов;
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант».
Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский,
слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной
и А. Хайта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п Наименование разделов и тем
Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
Россия-Родина моя
3ч
3ч
День, полный событий
6ч
6ч
О России петь – что стремиться в храм
8ч
8ч
В музыкальном театре
4ч
4ч
В концертном зале
5ч
5ч
Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье
Всего
8ч
7ч
34
33
1
2
3
5
6
7
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Название темы
1
1
2
3
2
3
4
1
5
2
Раздел: Россия-Родина моя ( 3ч.)
Россия-Родина моя.
Мелодия
Здравствуй, Родина моя!
Гимн России.
День, полный событий (6 часов)
День, полный событий Музыкальные
инструменты. Фортепиано.
Природа и музыка. Прогулка.
6
3
7
Кол –
во
часов
Дата
проведения
План факт
1ч
02.09
1ч
1ч
09.09
16.09
1ч
23.09
1ч
30.09
Танцы, танцы, танцы.
1ч
07.10
4
Эти разные марши. Звучащие картины.
1ч
14.10
8
9
5
6
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
1ч
Обобщающий урок по теме «День, полный
1ч
событий»
«О России петь – что стремиться в храм» (8ч)
21.10
28.10
10
1
1ч
11.11
11
2
Великий колокольный звон.
Звучащие картины.
Святые земли русской. Князь А.Невский. Сергий
1ч
18.11
12
13
14
15
16
17
3
4
5
6
7
8
18
1
19
2
20
21
3
4
22
1
23
24
25
26
2
3
4
5
27
1
28
29
2
3
30
4
31
32
33
5
6
7
Радонежский.
Молитва.
С Рождеством Христовым!
Музыка на Новогоднем празднике.
Русские народные инструменты.
Плясовые наигрыши. Разыграй песню
Проводы зимы. Встреча весны.
В музыкальном театре. (4 часа)
Музыкальный театр. Детская опера.
В гостях у сказки. Балет С.Прокофьева «Золушка».
Театр оперы и балета. Волшебная палочка
дирижера.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Увертюра. Финал.
В концертном зале (5 часов)
Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и
волк»
Обобщающий урок
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
«Звучит нестареющий Моцарт».
Симфония № 40. Увертюра.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
1ч
20.01
1ч
27.01
1ч
1ч
03.02
10.02
1ч
17.02
1ч
1ч
1ч
1ч
03.03
10.03
17.03
24.03
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 часов)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные
1ч
07.04
инструменты
Музыкальные инструменты. И все это –Бах.
1ч
14.04
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит 1ч
21.04
людей понимать друг друга.
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя 1ч
28.04
светла.
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).
1ч
05.05
Могут ли иссякнуть мелодии?
1ч
12.05
Итоговый урок
1ч
19.05