Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поповская
средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Окружающий мир
2 класс
Уровень: начальное общее образование, 2022/2023 учебный год
Учитель: Михайлова Екатерина Викторовна
Учебники: Учебник «Окружающий мир». 2 класс учеб. для общеобразоват.
учреждений в 2-х частях / А. А. Плешаков; – М. : Просвещение. 2021 г.
УМК «Школа России»
2022 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса
начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с
учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на
достижение следующих целей:
1.Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания);
освоение
естественнонаучных,
обществоведческих,
нравственно
этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета.
2.Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной
и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием
приобретённых
знаний
в
речевой,
изобразительной,
художественной деятельности.
3.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому
этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение
младшими
школьниками
мирового
культурного
опыта
по
созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
2
4.Развитие
способности
ребёнка
к
социализации
на
основе
принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета во втором классе в учебном плане школы отводится 68 часов
в год,34 недели, 2 учебных часа в неделю. В
тематическом планировании
на
изучение предмета «Окружающий мир» отводится– 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание
прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
3
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.
Ценности научного познания:
4
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира;
осознание
ценности
познания,
проявление
познавательного
интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении
своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться
в
изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие;
изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к
экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
5
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и
др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
соблюдать
правила
информационной
безопасности
в
условиях
контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
6
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста
о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать
устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать
свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть
возможность
возникновения
трудностей
и
ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях,
опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
7
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
оценивать
целесообразность
выбранных
способов
действия,
при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной
(практической)
задачи;
активно
участвовать
в
формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его
главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг) и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила
нравственного поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов
родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой
деятельности и профессий жителей родного края;
8
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и
опыты с природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать
изученные
объекты
живой
и
неживой
природы
по
предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу,
компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе,
оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы,
проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного
поведения пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого
доступа в Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью
учителя в случае необходимости.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9
Где мы живѐм? (4 часа)
Где мы живѐм. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название
нашего посѐлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн
России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения. Животные - всѐ это
окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано
и построено руками людей.
Наше отношение к окружающему.
Природа (20 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла
для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звѐздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства
земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение
воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные
признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных
пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие
для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов,
обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота
и рыбная ловля, разорение птичьих гнѐзд и муравейников.
Охрана растений и
животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их
охраны.
Правила поведения в природе.
10
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая
работа:
знакомство с
устройством
термометра,
измерение
температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и
минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство
с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приѐмов ухода
за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Посѐлок, где мы живѐм: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной
площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство.
Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посѐлка. Строительство в посѐлке.
Какой
бывает
транспорт:
наземный,
водный,
подземный,
воздушный;
пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посѐлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры,
их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учѐного, артиста,
учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем
лесу.
Экскурсии:
наблюдение
зимних
явлений
природе;
знакомство
с
достопримечательностями посѐлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим
дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространѐнные заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности
врачей
11
(терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,
острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в
опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнѐнных водоѐмах, не
стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы
возле шоссе. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами
семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учѐба, игры, отдых. Взаимоотношения
мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Приѐм гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в
общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по
компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие
водоѐмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение
к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех
людей.
12
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных
приѐмов чтения карты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1
Где мы живем.
4
2
Природа.
20
3
Жизнь города и села.
10
4
Здоровье и безопасность.
9
5
Общение.
7
6
Путешествия.
18
Итого
68 часов
КАЛЕНДАРНО_- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
Тема урока
Количество
Дата
часов
по плану факт
Где мы живем? (4 ч.)
Родная страна. Государственные символы
1ч
Российской Федерации.
06.09
2.
Город и село. Проект «Родной город (село)»
1ч
07.09
3.
Природа и рукотворный мир.
1ч
08.09
4.
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где мы живем?»
1ч
13.09
Природа (20 ч.)
5.
Неживая и живая природа
1ч
13
14.09
Явления природы. Практическая работа по теме
«Знакомство с устройством термометра,
измерение температуры воздуха, воды, тела
человека».
1ч
7.
Что такое погода.
1ч
21.09
8.
В гости к осени (экскурсия).
1ч
27.09
9.
В гости к осени.
1ч
28.09
10.
Звездное небо.
1ч
04.10
11.
Заглянем в кладовые земли.
Практическая работа по теме «Знакомство с
горными породами и минералами».
1ч
12.
Про воздух.
1ч
11.10
13.
Про воду.
1ч
12.10
14.
Какие бывают растения.
1ч
18.10
15.
Какие бывают животные.
1ч
19.10
16.
Невидимые нити.
1ч
25.10
17.
Дикорастущие и культурные растения.
1ч
26.10
18.
Дикие и домашние животные.
1ч
08.11
19.
Комнатные растения. Практическая работа по
теме «Приемы ухода за комнатными
растениями».
1ч
20.
Про кошек и собак.
1ч
21.
Животные живого уголка. Практическая работа
по теме «Правила ухода за животными живого
уголка».
Красная книга.
1ч
Будь природе другом. Проект «Красная книга,
или Возьмем под защиту».
1ч
6.
22.
23.
14
20.09
05.10
09.11
15.11
16.11
1ч
22.11
23.11
24.
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Природа».
1ч
29.11
Жизнь города и села (10 ч.)
25.
Что такое экономика.
1ч
30.11
26.
Из чего что сделано.
1ч
07.12
27.
Как построить дом.
1ч
06.12
28.
Какой бывает транспорт.
1ч
07.12
29.
Культура и образование.
1ч
13.12
30.
Все профессии важны. Проект «Профессии».
1ч
14.12
31.
В гости к зиме (экскурсия).
1ч
20.12
32.
В гости к зиме.
1ч
21.12
33.
Презентация проектов «Родной город (село)»,
«Красная книга, или возьмем под защиту»,
Профессии».
1ч
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Жизнь города и села».
1ч
34.
27.12
28.12
Здоровье и безопасность (9 ч.)
35.
Строение тела человека.
1ч
17.01
36.
Если хочешь быть здоров.
1ч
18.01
37.
Берегись автомобиля.
1ч
24.01
38.
Школа пешехода. Практическая работа по теме
«Правила безопасности на дороге».
1ч
39.
Домашние опасности
1ч
31.01
40.
Пожар
1ч
01.02
41.
На воде и в лесу
1ч
07.02
42.
Опасные незнакомцы.
1ч
08.02
15
25.01
43.
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Здоровье и безопасность»
1ч
14.02
44.
Общение (7 ч.)
Наша дружная семья
1ч
15.02
45.
Проект «Родословная»
1ч
21.02
46.
В школе
1ч
22.02
47.
Правила вежливости
1ч
28.02
48.
Ты и твои друзья
1ч
01.03
49.
Мы – зрители и пассажиры
1ч
07.03
50.
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Общение»
1ч
14.03
Путешествия (18 ч.)
51.
Посмотри вокруг
1ч
15.03
52.
Ориентирование на местности
Практическая работа по теме «Определение
сторон горизонта по компасу».
1ч
21.03
53.
Ориентирование на местности
1ч
22.03
54.
Формы земной поверхности
1ч
04.04
55.
Водные богатства
1ч
05.04
56.
В гости к весне (экскурсия)
1ч
11.04
57.
В гости к весне
1ч
12.04
58.
Россия на карте
1ч
18.04
59.
Проект «Города России»
1ч
19.04
60.
Путешествие по Москве
1ч
25.04
61.
Московский Кремль
1ч
26.05
16
62.
Город на Неве
1ч
02.05
63.
Путешествие по планете
1ч
03.05
64.
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Путешествия».
1ч
65.
Путешествие по материкам.
1ч
66.
Путешествие по материкам.
1ч
17.05
67.
Страны мира.
1ч
23.05
68.
Проект «Страны мира».
1ч
24.05
17
10.05
16.05
8