математика 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: МАТЕМАТИКА
3 класс 2022/2023 учебный год
Уровень: начальное общее образование,
Учитель :

Григоренко Елизавета Николаевна

Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, программы
«Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Школа России». 1-4 классы под редакцией Моро М. И., Волковой С. И.,
Степановой С .В. и др.., Москва, издательство "Просвещение", 2018 г
Учебники: «Математика». 3 класс. Учеб. Для общеобразовательных
организаций. В 2 частях. Авторы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В.
Издательство «Просвещение» 2022 г.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год на изучение предмета отводится 4 часа в неделю – 136 часов в
год. В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ
Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год, расписанием уроков на 20222023 учебный год на изучение предмета в 3 классе отводится 133 часа.
Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса.

Рабочая программа по математике
1.Пояснительная записка
Реализация программы направлена на достижение следующей цели:
математическое развитие младших школьников;
освоение начальных математических знаний;
развитие интереса к математике, стремление использовать математические
знания в повседневной жизни;
привитие умений и качеств, необходимых человеку ХХI века.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на
достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности
на основе овладения несложными математическими методами познания
окружающего мира развитие основ логического, знаково-символического и
алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение
начальных математических знаний, связей математики с окружающей
действительностью и с другими школьными предметами, а также
личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём
объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и
величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения,«Геометрические фигуры», «Геометрические
величины», «Работа с информацией».
2. Место курса в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета
«математика» в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю.
В соответствии с графиком работы, расписанием учебных занятий на 20222023 учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для
учащихся 3 класса количество часов отведенных на изучение предмета
«математика» изменилось, так как из расписания выпадают праздничные

дни: 23.02, 08.03, 01.05, 09.05, Таким образом, в тематическом
планировании на изучение предмета «математика» отводится 133 часа.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения
математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к
применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр.,
предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание
учительских оценок успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ
(деятельности), понимая личную ответственность за результат;
правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через
систему определённых заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости
бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других
людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов
познания окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при
изучении других школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов
своей учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета «Математика»:
количественных и пространственных отношений, зависимостей между
объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их
описания на языке математики, к освоению математических способов
решения познавательных задач.
Метапредметные результаты

Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;
осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в
устной и письменной форме, использовать математические термины,
символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей
для её решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых
случаях самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной
деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные
действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения
учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности,
понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их
свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в
явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической
и графической форме,
строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе
делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых
выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять
недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или
самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в
расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая
фигура);
фиксировать математические отношения между объектами и группами
объектов в знаково-символической форме (на моделях);
полнее использовать свои творческие возможности;

смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в
соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации
в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию
в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать
знаково-символические средства для её представления, для построения
моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения
учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится: строить речевое высказывание в устной форме,
использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать
вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои
оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение
вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии
успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в
учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность
своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства
для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий при работе в паре,в группе в ходе решения
учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в
паре, признавать возможность существования различных точек зрения,
корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников,
работающих в паре, в группе;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
Числа и величины
Учащийся научится: образовывать, называть, читать, записывать числа от 0
до 1000;сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения,

упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой
разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя
изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними:
1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади
в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя
изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и
соотношение между ними: 1 кг = 1000 г;
переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и
упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться: классифицировать числа по
нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои
действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как
площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится: выполнять табличное умножение и деление чисел;
выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a,0 : a;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с
остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и
деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление
на однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со
скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться: удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях
входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами
умножения и деления..
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится: в различных видах: в таблице, на схематическом
рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать
ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;

решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход
материала на все указанные предметы и др.;
задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться: сравнивать задачи по
сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в
задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и
выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием
циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон;
по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится: измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его
сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения
между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до
прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится: анализировать готовые таблицы, использовать их для
выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу
по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между
пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться: читать несложные готовые
таблицы;

понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…,
то…; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое
высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
4.Содержание предмета, курса.
№
1

2

Содержательные
линии
Числа и величины

Арифметические
действия

Содержание учебных тем
Счёт предметов. Образование, название и запись
чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта.
Разряды и классы.
Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение
чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин:
массы (грамм, килограмм, центнер, тонна);
вместимости (литр); времени (секунда, минута, час,
сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между
единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин.
Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки
действий. Названия компонентов и результатов
арифметических действий. Таблица сложения.
Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических
действий (сложения и вычитания, сложения и
умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и
умножения: переместительное и сочетательное
свойства сложения и умножения, распределительное
свойство умножения относительно
сложения и вычитания. Числовые выражения.
Порядок выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок. Нахождение
значения числового выражения. Использование
свойств арифметических действий и правил о порядке
выполнения действий в числовых выражениях.
Алгоритмы
письменного сложения и вычитания многозначных
чисел, умножения и деления многозначных чисел на
однозначное, двузначное и трёхзначное число.
Способы проверки правильности
вычислений (обратные действия, взаимосвязь

3

4

компонентов и результатов действий, прикидка
результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения
с одной переменной вида a ± 28, 8 ⋅b, c : 2; с двумя
переменными вида a + b, а − b, a ⋅b, c : d (d ≠ 0);
вычисление их значений при заданных значениях
входящих в них букв. Использование
буквенных выражений при формировании
обобщений, при рассмотрении умножения с 1 и 0 (1 ⋅а
= а, 0 ⋅с = 0 и др.).
Уравнение. Решение уравнений (подбором значения
неизвестного, на основе соотношений между целым и
частью, на основе взаимосвязей между компонентами
и результатами арифметических действий).
Работа с
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач
текстовыми
арифметическим способом. Планирование хода
задачами
решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл
арифметических действий (сложение, вычитание,
умножение и деление). Текстовые задачи,
содержащие отношения больше на (в)…, меньше на
(в)… . Текстовые задачи, содержащие величины,
характеризующие процесс движения (скорость,
время, пройденный
путь), расчёт стоимости товара (цена, количество,
общая стоимость товара), расход материала при
изготовлении предметов
(расход на один предмет, количество предметов,
общий расход) и др. Задачи на определение начала,
конца и продолжительности события. Задачи на
нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка,
схематического рисунка, схематического чертежа,
краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные Взаимное расположение предметов в пространстве и
отношения.
на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за —
Геометрические
перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и
фигуры
др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур
(точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол,
ломаная, многоугольник: треугольник,
четырёхугольник, прямоугольник, квадрат,
пятиугольник и т. д.). Виды углов: прямой, острый,
тупой.

5

Геометрические
величины

6

Работа с
информацией

Свойство сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный,
тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников
по соотношению
длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус, диаметр
окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка,
угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире.
Распознавание и называние геометрических тел (куб,
пирамида, шар).
Геометрические величины и их измерение. Длина.
Единицы длины (миллиметр, метр). Соотношения
между единицами длины. Перевод одних единиц
длины в другие. Измерение длины отрезка и
построение отрезка заданной длины. Периметр.
Вычисление периметра многоугольника, в том числе
периметра прямоугольника (квадрата).
Сбор и представление информации, связанной со
счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и
представление информации в разных формах:
таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и
заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых
диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой
диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки)
предметов, чисел, числовых выражений,
геометрических фигур и др. по заданному правилу.
Составление, запись и выполнение простого
алгоритма (плана) поиска информации. Построение
простейших логических высказываний с помощью
логических связок и слов («верно/неверно, что …»,
«если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Тема 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с
неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении.
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным
вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение
геометрических фигур буквами.
Контрольная работа №1.

Тема 2. Табличное умножение и деление.
Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3,
четные и нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество,
стоимость, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без
скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного
предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один
предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые
задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное
сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального.
Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см 2,
дм2, м2. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а,
0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи в 3 действия. Составление плана действий и
определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с
использованием циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение
долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы
времени: год, месяц, сутки.
Проверочная работа (тестовая форма)
Проект «Математические сказки».
Контрольная работа №2, 3.
Тема 3. Внетабличное умножение и деление.
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙
23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 :
20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка
деления. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка
умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а – в, а ∙
в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами
умножения и деления.
Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка
деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого
пропорционального.
Проверочная работа (тестовая форма).
Проект «Задачи-расчёты».
Контрольная работа №4
Тема 4. Числа от 1 до 1 000. Нумерация.
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная
последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в
10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых.

Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков,
сотен) в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм.
Проверочная работа (тестовая форма).
Тема 5. Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание.
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
(900 + 20, 500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений:
алгоритм письменного сложения, вычитания.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»
Тема 6. Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление.
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников:
прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного
умножения на однозначное число, прием письменного деления на
однозначное число.

5.Тематическое планирование курса
№
темы
1

Наименование разделов и тем

2
3

Табличное умножение и деление.
Внетабличное умножение и
деление.
Числа от 1 до 1 000. Нумерация.
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Итоговое повторение

4
5
6
7

Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание.

Количество часов
Авторская
Рабочая
9ч
9ч
55 ч
28 ч

54 ч
28ч

14ч.
12 ч.
15ч.
3ч

14 ч
12ч
14ч
-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».