Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литературное чтение
3 класс 2022/2023 учебный год
Уровень: начальное общее образование,
Учитель: Григоренко Елизавета Николаевна
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, программы
«Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Школа России». 1-4 классы под редакцией Климановой Л. Ф., Бойкиной М.
В.., Москва, издательство "Просвещение", 2018 г.
Учебники: Учебник «Литературное чтение. 3 класс» для
общеобразовательных организаций Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова и др. Издательство «Просвещение» 2022г.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год на изучение предмета отводится 4 часа в неделю – 136 часов в
год. В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ
Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год, расписанием уроков на 20222023 учебный год на изучение предмета в 3 классе отводится 131 час.
Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса.
2022 г.
Рабочая программа по литературному чтению
1.Пояснительная записка.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с
русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
выразительно читать рассказывать, импровизировать;
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших школьников;
Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению
и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной
России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи: развивать у детей способность сопереживать героям,
эмоционально откликаться на прочитанное, учить чувствовать и понимать
образный язык, развивать образное мышление, формировать умение
воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое мышление, развивать поэтический слух, формировать
потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному
творчеству, творчеству писателей, обогащать чувственный опыт ребёнка,
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, расширять кругозор
детей через чтение книг различных жанров, обеспечить развитие речи
школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
2.Описание места предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год на изучение предмета отводится 4 часа в неделю – 136 часов в
год. В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ
Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год, расписанием уроков на 20222023 учебный год на изучение предмета в 3 классе отводится 131 час.
Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
Учащиеся научатся:
l понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,
находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах
и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,
передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать,
создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
l понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к
малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине
среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам
своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов,
доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы
изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, урокиконкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и
произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих
художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью
шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме
самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что
мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и
индивидуальными учебными потребностями и интересами;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без
искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план,
выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой
индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые
пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного
плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов
изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и
контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями
и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно
(Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с
индивидуальной учебной задачей;
фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке
(с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной
системы баллов);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в
рабочей тетради или в пособии «Портфель
достижений»;
записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план
действий по их устранению;
предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного
достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
определять информацию на основе различных художественных объектов,
например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины,
музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения,
выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в
своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл
читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и
стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской
и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического),
объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к
описываемым событиям и героям
произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и
рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин
художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения,
фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
l анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной
и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,
использовать их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и
рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них
сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной
постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела,
темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений,
выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
l создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов,
рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина,
Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой
литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов,
небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании,
при выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих
нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых
действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи,
былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического
стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств
языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или
прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и
жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения
устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае
несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и
оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении
всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя
подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения);
оценивать достижения участников групповой или парной работы по
выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных
ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков
литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода
из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из
литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет,
периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к
взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не
только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации,
графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по
продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать
вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:
«Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось
бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия
на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том
числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
l определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из
диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие
его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных
высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по
прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в
паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при
чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении
исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного
задания (упражнения);
оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе
нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,
самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых
отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале
способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный
материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике,
соответствующей цели;
представлять информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за
помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель
и план выступления.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять
традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным
праздникам;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на
заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять
данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к
чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить
главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в
тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать,
опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске
информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими
впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о
них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов
(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева,
Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,
паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с
чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять
слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к
содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения
и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их
нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что
точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из
прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения,
доказывающие собственное мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно
план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных
конференциях и выставках;
пользоваться пересказывать содержание произведения подробно, выборочно
и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность
изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;
пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего
вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного
творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной
задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в
жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом —
повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие
нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и
праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций
на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин,
житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,
мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать
подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы
жизни;
готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники»,
«Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных
праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять
её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
доказательства этому в тексте;
осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни,
лирического стихотворения;
различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская
литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
l создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
авторского текста, используя средства художественной выразительности.
4.Содержание курса, предмета
«Самое великое чудо на свете »
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
знать:
- структуру учебника;
- приёмы ориентирования в
учебнике;
-историю создания книг;
-отличия рукописной и печатной книги.
уметь:
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист,
аннотации, иллюстрация);
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский
текст.
«Устное народное творчество»
Русские народные песни.
Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Иван – царевич и серый волк.
Сивка – бурка.
знать:
виды сказок и их структуру;
различные произведения устного народного творчества и
прикладного искусства;
уметь:
приводить примеры произведений фольклора
(пословицы, загадки, сказки);
читать осознанно текст;
определять тему, главную мысль произведения;
пересказывать текст.
«Поэтическая тетрадь 1»
Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
Ф.Тютчев «Листья».
А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».
И.Никитин «Степь моя»
И.Никитин «Встреча зимы».
И.Суриков «Детство».
И.Суриков «Зима».
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.
уметь:
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- находить в тексте слова и выражения для изображения
действующих лиц, природы и описания событий;
- понимать образные выражения, используемые в произведениях.
«Великие русские писатели»
А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»
А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
И.Крылов «Мартышка и очки».
И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»
И.Крылов «Ворона и лисица».
М.Лермонтов «Горные вершины».
М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
М.Лермонтов «Утес», «Осень».
Детство Л.Толстого.
Л.Толстой «Акула».
Л.Толстой «Прыжок».
Л.Толстой «Лев и собачка».
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;
- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед
аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой);
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на
изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и
соответствующую интонацию;
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без
учета скорости);
-определять тему и главную мысль произведения;
-пересказывать текст;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по
изученному материалу;
-аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.
«Поэтическая тетрадь 2»
Н.Некрасов «Славная осень!»
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Бальмонт «Золотое слово».
И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
-отвечать на вопросы по содержанию произведения;
-характеризовать выразительные средства;
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с
предварительной самостоятельной подготовкой).
«Литературный сказки»
Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».
Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»
В.Гаршин «Лягушка – путешественница».
В.Одоевский «Мороз Иванович».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- отличие литературной сказки от фольклорной;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский
текст;
- оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
сказки народные и литературные;
- восстанавливать авторский текст по опорным словам;
- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения
«Были и небылицы»
М.Горький «Случай с Евсейкой».
К.Паустовский «Растрепанный воробей».
А.Куприн «Слон».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов.
- отличие литературной сказки от фольклорной;
уметь:
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой
на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения
-воспринимать на слух и понимать художественные произведения
разных жанров;
-передавать их содержание по вопросам;
- уметь различать жанры художественных произведений.
«Поэтическая тетрадь 3»
С.Черный «Воробей», «Слон».
А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».
С.Есенин «Черемуха
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни;
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую
интонацию;
-читать стихотворные произведения наизусть.
«Люби живое»
М.Пришвин «Моя Родина».
И.Соколов-Микитов «Листопадничек».
В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».
В.Бианки «Мышонок Пик».
Б.Житков «Про обезьянку».
В.Дуров «Наша Жучка».
В.Астафьев «Капалуха».
В.Драгунский «Он живой и светится…»
знать:
-основное содержание текста, их авторов;
- стили текстов, их различия.
уметь:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о
прочитанном произведении (герое, событии);
- уметь пересказывать текст;
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский
текст;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему.
«Поэтическая тетрадь »
С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».
А.Барто «Разлука», «В театре».
С.Михалков «Если», «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с
предварительной самостоятельной подготовкой).
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
А.Платонов «Цветок на земле».
М.Зощенко «Золотые слова».
М.Зощенко «Великие путешественники».
Н.Носов «Федина задача».
Н.Носов «Телефон».
В.Драгунский « Друг детства».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов
- понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;
уметь:
-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих
впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)
- участвовать в литературных играх (инсценирование);
-оценивать события, героев произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о
прочитанном произведении (герое произведения, событии).
«По страницам детских журналов»
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
Г.Остер «Вредные советы».
Г.Остер «Как получаются легенды».
Р.Сеф «Веселые стихи».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов;
- названия нескольких детских периодических изданий;
- отличие журналов от книги.
уметь:
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале,
соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по
прочитанному произведению;
- ориентироваться в журналах.
«Зарубежная литература»
Мифы Древней Греции
Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов.
уметь:
-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью
отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);
- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;
-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и
инсценировании зарубежной литературы;
- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;
-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.Тематическое планирование.
№
Наименование разделов
Количество часов
Авторская Рабочая
программа программа
2ч
3ч
14ч
13ч
11ч
10ч
26ч
24ч
6ч
6ч
9ч
9ч
10ч
10ч
6ч
6ч
16ч
15ч
8ч
8ч
12ч
12ч
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь 1
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь 2
Литературный сказки
Были и небылицы
Поэтическая тетрадь 3
Люби живое
Поэтическая тетрадь
Собирай по ягодке – наберешь
кузовок
12 По страницам детских журналов 8ч
13 Зарубежная литература
8ч
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
7ч
8ч