литературное чтение на родном языке 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литературное чтение на родном языке (русском)
3 класс
2022-2023 учебный год
Уровень: начальное общее образование
Учитель: Григоренко Елизавета Николаевна
Программа разработана на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1576)
Учебник: Литературное чтение на родном (русском) языке: учебник для 3
класса в 2 ч./ Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва, Л.В. Дудова.-Москва,.: ООО
«Русское слово», 2021г.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год на изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю – 17 часов в
год. В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ
Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год, расписанием уроков на 20222023 учебный год на изучение предмета в 3 классе отводится 16 часов.
Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса.

2022г.

Рабочая программа
1. Пояснительная записка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Курс литературного чтения является
одним из основных предметов в системе начального общего образования,
закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального,
духовно-нравственного развития младших школьников, их умения
пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс
обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и
метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а
также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Основная цель курса литературного чтения на родном языке:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на родном языке. Задачи курса «Литературное чтение на
родном языке»:
1) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа как особого способа познания жизни, как
явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на
родном языке для личного развития; формирование представлений о мире,
национальной
истории
и
культуре,
первоначальных
этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности, формирование
потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве
познания себя и мира, обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение
выбирать интересную литературу, пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной информации.
2.Описание места предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год на изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю – 17 часов в

год. В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ
Поповской СОШ на 2022-2023 учебный год, расписанием уроков на 20222023 учебный год на изучение предмета в 3 классе отводится 16 час.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца
«хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес
к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей
и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
- основы гражданской идентичности личности своей этнической
принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности
человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных
поступков, так и
поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа
оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и
деятельности;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении
и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и
других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей
речи на
русском языке.
Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном
материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в
конце
действия.
Познавательные:
Обучающийся научится:
‒ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе
контролируемом пространстве Интернета;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
‒ строить сообщения в устной и письменной форме;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта
интересов и
позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Предметные результаты:
Осень яснее лета
Обучающийся научится:
- соблюдать при чтении стихотворений правильные тон и темп речи;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное,
поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку
поступков героев;
- понимать родную (русскую) литературу как одну из основных
национально-культурных

ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и
мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей
и традиций.
Обучающийся получит возможность научиться:
– обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развить культуру
владения
родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого
этикета;
– относится к родному языку как хранителю культуры, включится в
культурно-языковое
поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве
и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе
национального самосознания;
– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
формирование
базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного
решения
коммуникативных задач.
Мы с приятелем вдвоем замечательно живем
Обучающийся научится:
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для
всех видов
текстов);
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после
предварительной
подготовки (только для художественных текстов);
– определять главную мысль и героев произведения; определять основные
события и
устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в
заголовке главную
мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты,
описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию
произведения и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение
слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы.

Обучающийся получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и
высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от
восприятия других
видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Человек без Родины, что соловей без песни
Обучающийся научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым
словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную
работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение,
метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста.
Зимняя сказка
Обучающийся научится:
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять
традиции семьи и
школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять
высказывания о
самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных
праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя

ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение,
метафора).
Семья – опора счастья
Обучающийся научится:
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить
главную
мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию
какого героя
произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы
в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения
собственного мнения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развить культуру
владения
родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого
этикета;
– относится к родному языку как хранителю культуры, включится в
культурно-языковое
поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве
и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе
национального самосознания.
Повсюду благовест гудит
Обучающийся научится:
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том
числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и
почему);
- относить произведения к жанрам по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.

Обучающийся получит возможность научиться:
– овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
– осознать значимость чтения на родном языке для личного развития;
формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных
этических
представлений, понятий о добре и зле.
Путь к победе
Обучающийся научится:
– осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков
героев;
– достигать необходимого для продолжения образования уровня
читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой
чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных
литературоведческих понятий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение,
метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
авторского текста,
используя средства художественной выразительности.
Удивительный мир вокруг нас
Обучающийся научится:
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить
главную

мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию
какого героя
произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать значимость чтения на родном русском языке для дальнейшего
обучения,
саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник
эстетического,
нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска
фактов и
суждений, аргументации, иной информации);
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и
высказывать собственное суждение;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от
восприятия других
видов искусства;
4. Содержание учебного предмета
Осень яснее лета
Осенние именины. Осеннее настроение. Первый раз в 3 класс. Мы едем, едем
в далекие
края.
Мы с приятелем вдвоем замечательно живем
Не похожи мы, а все же нас не разольешь водой. Благодарность и верность
дружбе. Мы
умножим нашу радость и разделим пополам. Рождение печатной книги на
Руси.
Человек без Родины, что соловей без песни
Старинный обычай. Моя сторона.
Зимняя сказка
Зима… пора отдохновенья. Чудо Рождества.
Семья – опора счастья
Мать в детях как в цвету цветет. Хлеб всему голова. Каждый – сын своего
отца. Бабушка
моя. Жили были братья-сёстры. Правда и кривда.
Повсюду благовест гудит
Вербное воскресенье. Повсюду благовест гудит. Весна пришла, весне –
дорогу.
Путь к победе Жизнь дана на добрые дела. Сыновий поклон. Это праздник с
сединою
на висках.
Удивительный мир вокруг нас
Дело мастера боится.

5.Тематическое планирование.
№

Наименование разделов

Количество часов

1
2

Осень яснее лета
Мы с приятелем вдвоем
замечательно живем
Человек без Родины, что соловей
без песни
Зимняя сказка
Семья – опора счастья
Повсюду благовест гудит
Путь к победе
Удивительный мир вокруг нас

2 ч.
3ч

3
4
5
6
7
8

1ч
1ч
3ч
2ч
2ч
2ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».