Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
начальное общее образование, 2022/2023 учебный год
4 класс
Составитель: Швиденко Валентина Ивановна, учитель начальных
классов
Учебники : Окружающий мир в 2 частях. Автор: А.А. Плешаков.
Москва «Просвещение»
сл. Поповка
2022 г.
Рабочая программа
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого
приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 с изменениями,
утвержденными приказами Минобрнауки Россииот «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ
от 06.10.2009г № 373»).
На основе следующих документов:
Федерального закона об образовании « Об образовании в РФ».
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
«Примерные программы» по учебным предметам. Начальная школа.
Просвещение.
«Планируемые результаты начального образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Сборника рабочих программ «Школа России» 1- 4 классы, М.,
«Просвещение», авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Поповская СОШ
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека
на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
в условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории
и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2.Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Окружающий мир» в соответствии с
Федеральным базисным учебным планом в каждом классе начальной школы
отводится 2 часов в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком
работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2022-2023
учебный год, производственным календарем РФ на 2023 год для учащихся 4
класса количество часов отведенных на изучение предмета «Окружающий
мир» изменилось, так как из расписания выпадают следующие
праздничные дни: 23.02; 8.03 Таким образом, в календарно- тематическом
планировании на изучение предмета «Окружающий мир» отводится– 66
часов.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности,
залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от
поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
3. Планируемые результаты.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя
государственного языка Российской Федерации — русского языка ;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями
действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к
культуре разных народов России, выступающей в форме национального
языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных
обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на
основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий
мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и
умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в
жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе
понимания их последствий и через практику бережного отношения к
растениям, животным, окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы,
архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы,
Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях
людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания
ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм
экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных
проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о
строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной
гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном
окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через
выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных
производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных
профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с
учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе
урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы);
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с
учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к
сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике
и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для
выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы
аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по
внешнему виду);
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений,
иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе
связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и
сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего
опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг
с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село),
где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб,гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические
знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью
моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их
назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить
взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в
лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу
сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками,
правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм
и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на
политической карте мира разные страны.
5.Содержание курса, предмета
Земля и человечество Мир глазами астронома. Что изучает астрономия.
Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета
Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в
космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года.
Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с
помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла
на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники.
Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных
экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего
человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей
среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : знакомство с картой звездного неба; поиск и
показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с
историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы,
моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте
России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры,
зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон
России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе,
приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных
зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с
природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон,
охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу
России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха
населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в
процессе хозяйственной деятельности людей.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : поиск и показ на физической карте
изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на
карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров
растений различных природных зон, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной
поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на
месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами).
Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов
в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные
ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места
и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые,
черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема).
Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические
связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными
условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство,
овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений.
Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения
окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого
рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и
др.). Породы домашних животных.
Э к с к у р с и и : знакомство с растениями и животными леса, их
распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных
условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и
животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с
помощью атласа-определителя.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : знакомство с картой края; рассматривание
образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их
распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными
растениями края.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства
прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм,
мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время;
достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз,
железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические
открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке.
Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за
сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни
восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская
власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси.
Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт
и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая
Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский.
Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий
Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского
государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление.
Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири.
Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица
России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине
Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф.
Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года.
Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй.
Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай
Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская
война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая
Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День
Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого
искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая
станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях
городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Э к с к у р с и я : знакомство с историческими достопримечательностями
родного края (города, села).
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : поиск и показ изучаемых объектов на
исторических картах.
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права
человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права
ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание,
Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).
Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской
России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа,
хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники
культуры в регионах.
5.Тематическое планирование
№
Наименование разделов
и тем
1
Земля и человечество
2
Природа России
Количество часов
Рабочая Контрольные
Авторская
и
программа
программа
проверочные
работы
10 ч
10ч
1ч
11 ч
11 ч
2ч
3
Родной край – часть
большой страны
14ч
14 ч
-
4
Страницы
истории
всемирной
5ч
5ч
1ч
5
Страницы
Отечества
истории
20 ч
20 ч
1ч
9ч
9ч
1ч
6
Современная Россия